В статье автор старается определить основные художественные методы в творчестве М. М. Хераскова.
Ключевые слова: классицизм, сентиментализм, религия, масонство, христианство.
XVIII век — период расцвета русской культуры. Творчество таких поэтов и писателей, как Н. М. Карамзин, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов до сих пор вызывает огромный интерес у современных литературоведов. Безусловно, в эпоху XVIII столетия данные личности были широко известны. Но некоторые же писатели этой эпохи на современном этапе развития литературы предстают малоизученными либо же второстепенными. К таким личностям можно отнести М. М. Хераскова.
Ранее творчество М. М. Хераскова, И. Ф. Богдановича, В. А. Левшина и других не представляло большого интереса для критиков и читателей. Но с расцветом новой эпохи литературы такие ученые, как Э. Л. Афанасьев, Ю. М. Лотман, В. И. Сахаров начали более подробно изучать творчество «забытых» поэтов и писателей. Исследователи пытались рассмотреть творчество выше представленных писателей не просто в плане эстетики, но и в духовно — философском аспекте. Это связано с тем, что в период XVIII столетия русская культура была тесно связана с другими европейскими культурами, что как раз и можно наблюдать в творчестве М. М. Хераскова.
Художественный метод М. М. Хераскова представляет большой интерес для современных исследователей. Ранее бытовала точка зрения о том, что М. М. Херасков — ключевая фигура русского классицизма. Даже считалось, что он был своеобразным «ремесленником» данного художественного метода, нежели его представителем в плане поэтического творчества. Но некоторые же ученые смогли увидеть в творчестве М. М. Хераскова не только классицизм, но и сентиментализм, а также некоторые черты барокко и предромантизма. Именно поэтому сложилась точка зрения, которая гласит о том, что личность М. М. Хераскова является неким переходом между двумя творческими методами — классицизмом и сентиментализмом. Данную концепцию поддерживали такие исследователи, как Г. А. Гуковский, Н. И. Греч и Е. А. Емельянова. Но некоторые ученые говорили о том, что писатель неправомерно в своем творчестве сочетал несовместимые между собой литературные методы. К таким исследователям можно отнести К. В. Пигарева и Н. К. Пиксанова.
В творчестве М. Хераскова присутствовало особое видение мира, что обуславливается его художественными исканиями. Известно, что Михаил Матвеевич Херасков большое значение предавал масонской культуре, которая предполагала единство мира и человека. Единого мнения на предмет масонской литературы на данный момент не существует. Считается, что масонская литература призывает использовать литературные направления не на уровне синтеза, а, наоборот, с помощью преломления каких — либо художественных традиций [3]. Но несмотря на то, что М. М. Херасков, безусловно, является поэтом-масоном, он выбирает свой собственный путь, отстаивая свои взгляды на предмет национальной литературы.
Еще в 50 — е года XVIII века М. М. Херасков в своих лирических произведениях охарактеризовал свои нравственные идеалы. Большое внимание он уделял христианским законам, моральным качествам, добродетели, что, в свою очередь, является некими правилами, которые должно соблюдать общество. Художественное направление классицизма также вело опору на соблюдение определенных правил, обращенных к разуму. Но, с другой стороны, его лирику можно отнести и к творческой интерпретации нравственных законов, которые относятся к этической составляющей общества в целом.
Как уже упоминалось выше, М. М. Херасков в своей литературной деятельности сочетал несколько художественных методов. Его первым драматическим произведением является «Венецианская монахиня», которое было написано в духе сентиментальной драмы. Но в лирике же он все чаще прибегал к законам классицизма, которые были обращены к концепции барокко. В этом отношении наблюдается тяготение Михаила Хераскова к масонству, так как именно это направление на первое место ставило христианские законы и идеалы.
В произведениях М. М. Хераскова можно выделить четкие пространственные границы, где живут светлые люди — добродетели и так называемые грешники. Например, в «Почерпнутых мыслях из Экклезиаста» главный герой не может понять устройство мира, в котором он живет. Он винит Бога во всех своих бедах, негодует по поводу несправедливого устройства мира: «Что мы не будем выражать,//То было, есть и будет вечно.».. [1]. Также главный герой задумывается о смысле жизни и в конце приходит к выводу о том, что все на земле не является вечным. Но позднее герой приходит к заключению, что пока есть время нужно жить с близкими в согласии и дружбе. В данном произведении концепция «праведник — грешник» заменена на человека «счастливого — несчастливого». Здесь четко прослеживаются христианские мотивы, связанные с Богом и его заповедями.
В 60-е годы XVIII века в творчестве М. М. Хераскова прослеживаются сентиментальные отголоски. Его лирические произведения рассматриваются как попытка проникнуть в философию природы, дать ей совершенно иное звучание. Здесь просматривается двойственное отношение к сущности природы, с одной стороны, это способ прикоснуться к прекрасному, понять человеческую сущность, с другой, природа может с физической точки зрения иметь внешний изъян, который способен пагубно воздействовать на человека. Можно сделать вывод о том, что предпосылки возникновения сентиментализма появились в творчестве М. М. Хераскова еще до возникновения этого литературного направления. Сентиментальные особенности в произведениях Хераскова как будто проникают в разум классицизма, при этом два абсолютно разных литературных направления вполне «уживаются» в пределах одного текста.
Таким образом, в произведениях М. М. Хераскова сосуществовало несколько художественных методов. С одной стороны, в его произведениях прослеживаются правила классицизма, с другой же, особенности сентиментализма, выражающиеся, например, в единении с природой. В его текстах все чаще звучали масонские мотивы, которые указывали на приверженность писателя к христианским ценностям. Он пытался воздействовать на читателя разными способами, пытаясь приблизить его к добродетели. Сам Херасков говорил: «Умный честный человек Делает бессмертным век» [2]. Можно сделать вывод, что М. М. Херасков призывает читателей к пересмотру своих гражданских позиций, уводя их от политического радикализма в сторону философских нравоучений.
Литература:
- Зеньковский В. В. История русской философии — М.: АСТ, 1991.
- Кулакова Л. И. Херасков — М.: АСТ, 1947.
- Лопухин И. В. Масонские труды — М.: АСТ, 1997.