В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.
Ключевые слова: арт-терапия, кризисные состояния, подростки.
Практически все существующие направления психотерапии занимаются изучением кризисных состояний и помощью в кризисных ситуациях. Кризисные состояния детей и подростков представляют собой особый временной интервал, отличительными характеристиками которого считается существенная психофизиологическая перестройка, формирование новых моделей поведения и нравственных устоев, а также основ мировоззрения. Проблемы психологического характера и кризисные состояния у подростков в период созревания зачастую приобретают тяжелые формы и становятся следствием девиантного или деликвентного поведения. Именно в это время увеличивается суицидальный риск, а также поведенческие и экстремально-личностные отклонения.
В период психологического кризиса подростки поглощены негативными эмоциями. Можно перечислить следующие: гнев, напряженность, беспокойство, растерянность, страх, апатия, нетерпеливость, чувство одиночества, печаль, напряженность и др.
Соответственно, ухудшается общее и психоэмоциональное состояние здоровья. На соматическом уровне часто наблюдаются следующие проявления: нарушение сна и пищевого поведения, чувство усталости и ломоты в теле, простудные заболевания и головные боли, возможно развитие и других психосоматических симптомов. Психоэмоциональное состояние максимально пассивное или агрессивное, мотивационный заряд практически на нуле, пропадает стремление к жизни и когнитивному росту, наблюдаются депрессивные или крайне эмоционально неустойчивые проявления в поведении.
Подростки нуждаются в принятии и эмоциональной поддержке. Терапевты, работающие с подростками, должны быть гибкими, эмпатичными, мыслить креативно и обладать творческими способностями, это необходимые условия для установления связи со своими пациентами. Специалисту следует не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом слушать и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.
Как правило, подростки находятся в состоянии психологического сопротивления. Терапевт обязательно создает условия для преодоления барьера между ним и пациентом (подросток). В классическом варианте можно выделить общие задачи работы психолога с подростком: обучить методам снижения эмоциональной напряженности; познакомить подростка с моделью принятия выбора из ряда альтернатив; вовлечь подростка в деятельность по рассмотрению и переопределению мотивов.
Одной из ведущих форм преодоления сопротивления подростка во время психотерапии, является выбор терапевтом методов работы с тем или иным клиентом. Арт-терапия занимает ведущее место в числе направлений, занимающихся диагностикой и коррекцией кризисных состояний и нарушений у подростков. Арт-терапевтическое пространство максимально безопасно: дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии); используя арт-терапевтические техники, даже в случае агрессивного или крайне пассивного проявления, терапевт добивается эффективного эмоционального реагирования и включенности подростка в психотерапевтический процесс; погружение в арт-терапию способствует снятию психологических защит и преодолению коммуникативных барьеров гораздо быстрее, чем в других направлениях психокоррекционной деятельности; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций; арт-терапевтическое пространство в сознании подростка, как некая свобода и возможность рассказать о себе, раскрыть свой творческий потенциал.
Применение потенциала искусства и творческой активности детей и молодежи является одним из существенных факторов сохранения их психического и физического здоровья, решения образовательных и воспитательных задач, успешной психосоциальной адаптации и повышения качества жизни. С одной стороны, арт-терапия тесно связана с клинической практикой, применяется как основное вспомогательное направлении при лечении психосоматических симптомов у подростков.
Но, с другой стороны, арт-терапия также связана с художественной практикой. Имеет значение знание специалистом возможностей различных художественных материалов. Психолог создает для клиента необходимые условия и обеспечивает различными изобразительными материалами — гипс, пластилин, глина, песок, художественная пастель и мелки, разные виды бумаги и красок, наборы круп и фигурки разной тематики, ткани и нитки, часто используются журналы, открытки, макеты произведений искусств и др. Для подростка крайне важно иметь возможность использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства.
Изобразительная деятельность сама по себе является значимым терапевтическим фактором, оказывающим позитивное воздействие, как на физическое так и на эмоциональное состояние ребенка. Контакт с арт-терапевтическим материалом допускает разные формы взаимодействия и отреагирования. Например, песок и глина в большинстве случаев оказывают седативный эффект, помогают снять эмоциональное и физическое напряжение. Другие техники — отреагировать сложные переживания и достичь над ними контроля.
Арт-терапия, по сути, одна из форм игры, а игра — ведущая формой деятельности детей и подростков. Играют не потому, что это необходимо, а просто чтобы играть. «Играя, мы попадаем в абсолютно комфортное и безопасное пространство. И вот в этом самом пространстве вдруг и оказывается, что я на самом деле очень многое могу, и в частности — могу быть таким, каким еще никогда не был в реальной жизни. Такой колоссальный ресурс грех не использовать. Игровая деятельность не имеет практической цели». [1, с. 45].
Таким образом, игровая арт-терапевтическая деятельность предоставляет огромную возможность подростку проявить свободу в выборе собственной стратегии поведения, чего большинству катастрофически не хватает ввиду того, что ребенок еще продолжает находиться в прямой зависимости и привязанности с родителем. Именно игра в большей степени способствует тому, что подросток, закрепив на бессознательном уровне новую стратегию поведения, с легкостью способен выйти из кризисной ситуации, так как в процессе погружения в арт-терапию были обнаружены новые копинг-стратегии, которые ребенок ранее не замечал и не имел возможности рассмотреть их как вполне реальные деятельностные механизмы выхода из сложившейся затруднительной ситуации. Таким образом, выражение чувств и представлений подростка в процессе изобразительного творчества и игры также является эффективным наглядным и доступным способом для принятия различных сторон его внутреннего мира, а также сформировавшаяся игровая среда помогает терапевту, не используя директивные методы, вступить с ним психотерапевтическое взаимодействие.
Методы арт-терапии обладают значительным здоровьесберегающим потенциалом применительно к системе образования. Использование этих методов на базе школ и других образовательных учреждений может выступать одним из факторов сохранения психического здоровья учащихся и педагогических кадров. Как отмечают А. И. Копытин и Е. Е. Свистовская, Т. Ю. Колошина «внедрение арт-терапии в различных образовательных учреждениях позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развития у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания. Школьная арт-терапия может повышать оперативность психологических вмешательств и тем самым усиливать профилактическую направленность работы с подрастающим поколением» [2, с. 31].
Итак, арт-терапия уникальное направление, практически не имеющее ограничений. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы. Данное направление признается наиболее безболезненным и щадящим методом работы с личностью, что особенно важно при работе с подростками, ввиду нестабильности их психоэмоционального состояния и склонности к психологическому сопротивлению. Арт-терапия опирается на положительные переживания человека, способствует снятию физического и эмоционального напряжения. Для подростка данный вид творческой деятельности это легко и приятно, это возможность быть собой без стандартов и навязанных ограничений, т. е. полное раскрепощение и самовыражение личности.
Литература:
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е., Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито-Центр , 2017 г.
- Колошина Т. Ю., Арт-терапевтические техники, — СПб.: Речь, 2010г.