Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Петрига, Н. Е. Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта / Н. Е. Петрига. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101329/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: социализация, проектная деятельность, взаимодействие, волонтеры, дошкольники, социальные акции, игра.

В современном обществе перед педагогами стоит острая проблема социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.

Дети первыми ощутили на себе негативные стороны компьютерного прогресса. В былое ушли тёплые семейные традиции в виде чтения книг, домашних посиделок, совместного кулинарного творчества, организации коллективного семейного досуга.

Ребёнок, попадая в детский коллектив, начинает испытывать огромные трудности в процессе социализации.

Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области позитивной социализации, мы выделили определённые инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях дошкольной организации, по нашему опыту, является метод проектной деятельности. Почему?

Во-первых,проектнаядеятельностьпозволяет устанавливать все возможные контакты, к которым относят контакты взрослого с ребенком, взаимодействие между детьми, контакты ребенка с семьей, и наконец, взаимодействие педагога с родителями.

Во-вторых, проектная деятельность дает ребёнку возможность обозначить проблему, осуществить планирование собственной деятельности, и определить пути решения проблемы, т. е. делает его социально-компетентным.

В-третьих, проектная деятельность даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт.

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. Дети младшей группы в силу возраста мало привлечены к совместной образовательной деятельности, поэтому часто наблюдается страх, тревожность и частая смена настроений во время прихода новых людей в группу, при смене обстановке. Мы считаем, что совместная деятельность, игра, общение детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра и общение с малышом — урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.

Целью нашего социально значимого образовательного проекта с детьми старшего и младшего дошкольного возраста стало формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в ходе реализации совместного образовательного проекта.

Начался наш проект с утренней беседы о малышах из соседней группы, в ходе которой мы с ребятами решили взять шефство над малышами и стать волонтёрами.

Сначала мы ответили на вопросы:

Что мы знаем о волонтёрах?

Что мы знаем о малышах?

Что мы хотим узнать, чтобы помочь малышам?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

- Они еще маленькие. (Влад)

— Не все могут одеваться. (Костя)

— Плачут, когда идут в детский сад. (Денис)

— Знают мало игр. (Нина)

— Они послушны. (Соня Н.)

— Не хотят расставаться с мамой. (Коля)

— Любят сказки (Мила)

— Не всё знают о детском саде (Алиса)

— С удовольствием ходят в театр (Захар)

— Они учат песни (Артем Д.)

— Любят играть в игрушки (Юля) — Волонтеры помогают людям (Н.Е.)

- Как помочь при одевании малышей на прогулку? (Денис)

— В какие игры им интересно играть? (Ксюша)

—Любят ли петь песни? (Вика)

— Какие поделки можем сделать? (Настя)

— Какие сказки можно почитать? (Вероника)

— Что можем с ними нарисовать? (Нина)

— Нужна ли им наша дружба, помощь? (Н.Е.)

— Могут ли они бережно обращаться с игрушками? (Н.Е.)

— Хотят ли пойти в театр? (Алиса) — Можем ли мы стать волонтерами? (Н.Е.)

- Спросить у папы или у мамы, они, может, знают. (Денис)

— Можно в книге прочитать. Например, в детской энциклопедии. (Женя)

— Ещё можно посмотреть в Интернете. Там обо всём написано. (Коля)

— У воспитателя можно спросить. (Злата)

— Надо у старшего брата спросить. (Андрей)

— Спросить у музыкального руководителя. (Дима)

Затем был разработан совместный план работы над проектом, и мы приступили к его реализации.

Сначала мы выяснили, что волонтёры — это люди, которые по собственному желанию делают добрые, полезные дела, помогают другим людям. Ребята тоже решили стать волонтёрами и помочь малышам из соседней группы поскорее привыкнуть к детскому саду, научить их играть, общаться, дружить и подарить им хорошее настроение.

Для того чтобы наши волонтёры были компетентными и знали, как общаться и играть с малышами, педагоги организовали для них «Школу маленьких волонтёров», в которой вечерами показывали презентации и беседовали с детьми на темы:

– «Знаем, какие игры любят малыши»,

– «Научим малышей играть»,

– «Научим разрешать конфликты и делиться игрушками»,

– «Научим одеваться»,

– «Как научить малышей мыть руки».

После того, как были приобретены необходимые начальные знания, мы с желающими детьми — волонтёрами отправились в соседнюю группу. Прежде всего, мы познакомились с малышами. А, чтобы лучше запомнить их имена, организовали игры «Кто у нас хороший», «Назови ласково», «Угадай, кто позвал». Сначала малыши отнеслись к старшим детям настороженно, но после совместных игр на их лицах появились доверчивые улыбки.

Многие из детей подготовительной группы уже умеют читать. А малыши — такие благодарные слушатели! Нина А. прочитала малышам сказку «Маша и медведь», а Вероника К. — сказку «Лиса и заяц». Ребята рисовали, лепили и играли с малышами. Научили их играть в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Семья». Научили делать малышей из конструктора домик для куклы, гараж для машин.

Совместно с родителями была организована акция «Книга в подарок малышам».

О нашем проекте прозвучало много теплых, добрых слов. Вот что сказали сами дети: «Нам понравилось помогать малышам. Интересно вместе с ними играть, гулять, просто дружить».

Воспитатель младшей группы: «Малыши группы с нетерпением ждут встреч с ребятами старшей группы, радостно их встречают. Контакт со старшими детьми способствует более быстрому формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Мнение родителей: «Дети стали ответственнее, заботливее. Дома много рассказывают о малышах из соседней группы».

Считаю, что проект научил детей общаться друг с другом, договариваться, проявлять внимание и заботу о малышах. В этом взаимодействии скрыты колоссальные возможности для социального развития детей.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012.
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана-Граф, 2015.
  3. Михайлова-Свирская Л . В . Метод проектов в образовательной работе детского сада. — М.: Просвещение, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): малыш, детский сад, проектная деятельность, ребенок, соседняя группа, игра, детский коллектив, младшая группа, расширение зоны контактов детей.


Похожие статьи

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Похожие статьи

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду

В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Обеспечение системного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в рамках функционирования группы кратковременного пребывания для детей 1–3 лет и их родителей

В данной статье рассматривается опыт работы по организации взаимодействия с семьями воспитанников в рамках функционирования детско-родительских групп кратковременного пребывания в ДОУ. Проанализирована их эффективность с точки зрения построения систе...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Задать вопрос