В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: социализация, проектная деятельность, взаимодействие, волонтеры, дошкольники, социальные акции, игра.
В современном обществе перед педагогами стоит острая проблема социализации в детском коллективе. В чём причина? Прогресс предопределяет новые формы общения посредством компьютеров и гаджетов. Это приводит к тому, что люди уходят от реальности, погружаются в иллюзорный виртуальный мир.
Дети первыми ощутили на себе негативные стороны компьютерного прогресса. В былое ушли тёплые семейные традиции в виде чтения книг, домашних посиделок, совместного кулинарного творчества, организации коллективного семейного досуга.
Ребёнок, попадая в детский коллектив, начинает испытывать огромные трудности в процессе социализации.
Изучив многочисленные подходы и методы, позволяющие реализовать поставленные перед нами задачи в области позитивной социализации, мы выделили определённые инструменты, представляющие интерес не только для нас, но и для других участников образовательного процесса. Наиболее эффективным в условиях дошкольной организации, по нашему опыту, является метод проектной деятельности. Почему?
Во-первых,проектнаядеятельностьпозволяет устанавливать все возможные контакты, к которым относят контакты взрослого с ребенком, взаимодействие между детьми, контакты ребенка с семьей, и наконец, взаимодействие педагога с родителями.
Во-вторых, проектная деятельность дает ребёнку возможность обозначить проблему, осуществить планирование собственной деятельности, и определить пути решения проблемы, т. е. делает его социально-компетентным.
В-третьих, проектная деятельность даёт возможность детям различных возрастов сотрудничать, перенимать опыт.
Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. Дети младшей группы в силу возраста мало привлечены к совместной образовательной деятельности, поэтому часто наблюдается страх, тревожность и частая смена настроений во время прихода новых людей в группу, при смене обстановке. Мы считаем, что совместная деятельность, игра, общение детей разного возраста полезна и большим и маленьким. Старшие дети знают множество игр, задают общую линию поведения, распределяют роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт. Если у маленького что-то не получается, старший поможет, успокоит. Малыш видит, каким он станет через год-два, у него появляется пример для подражания. Для старшего ребенка игра и общение с малышом — урок ответственности, первое серьезное дело, которым он руководит.
Целью нашего социально значимого образовательного проекта с детьми старшего и младшего дошкольного возраста стало формирование опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через разные виды деятельности в ходе реализации совместного образовательного проекта.
Начался наш проект с утренней беседы о малышах из соседней группы, в ходе которой мы с ребятами решили взять шефство над малышами и стать волонтёрами.
Сначала мы ответили на вопросы:
Что мы знаем о волонтёрах? Что мы знаем о малышах? |
Что мы хотим узнать, чтобы помочь малышам? |
Что нужно сделать, чтобы узнать? |
- Они еще маленькие. (Влад) — Не все могут одеваться. (Костя) — Плачут, когда идут в детский сад. (Денис) — Знают мало игр. (Нина) — Они послушны. (Соня Н.) — Не хотят расставаться с мамой. (Коля) — Любят сказки (Мила) — Не всё знают о детском саде (Алиса) — С удовольствием ходят в театр (Захар) — Они учат песни (Артем Д.) — Любят играть в игрушки (Юля) — Волонтеры помогают людям (Н.Е.) |
- Как помочь при одевании малышей на прогулку? (Денис) — В какие игры им интересно играть? (Ксюша) —Любят ли петь песни? (Вика) — Какие поделки можем сделать? (Настя) — Какие сказки можно почитать? (Вероника) — Что можем с ними нарисовать? (Нина) — Нужна ли им наша дружба, помощь? (Н.Е.) — Могут ли они бережно обращаться с игрушками? (Н.Е.) — Хотят ли пойти в театр? (Алиса) — Можем ли мы стать волонтерами? (Н.Е.) |
- Спросить у папы или у мамы, они, может, знают. (Денис) — Можно в книге прочитать. Например, в детской энциклопедии. (Женя) — Ещё можно посмотреть в Интернете. Там обо всём написано. (Коля) — У воспитателя можно спросить. (Злата) — Надо у старшего брата спросить. (Андрей) — Спросить у музыкального руководителя. (Дима) |
Затем был разработан совместный план работы над проектом, и мы приступили к его реализации.
Сначала мы выяснили, что волонтёры — это люди, которые по собственному желанию делают добрые, полезные дела, помогают другим людям. Ребята тоже решили стать волонтёрами и помочь малышам из соседней группы поскорее привыкнуть к детскому саду, научить их играть, общаться, дружить и подарить им хорошее настроение.
Для того чтобы наши волонтёры были компетентными и знали, как общаться и играть с малышами, педагоги организовали для них «Школу маленьких волонтёров», в которой вечерами показывали презентации и беседовали с детьми на темы:
– «Знаем, какие игры любят малыши»,
– «Научим малышей играть»,
– «Научим разрешать конфликты и делиться игрушками»,
– «Научим одеваться»,
– «Как научить малышей мыть руки».
После того, как были приобретены необходимые начальные знания, мы с желающими детьми — волонтёрами отправились в соседнюю группу. Прежде всего, мы познакомились с малышами. А, чтобы лучше запомнить их имена, организовали игры «Кто у нас хороший», «Назови ласково», «Угадай, кто позвал». Сначала малыши отнеслись к старшим детям настороженно, но после совместных игр на их лицах появились доверчивые улыбки.
Многие из детей подготовительной группы уже умеют читать. А малыши — такие благодарные слушатели! Нина А. прочитала малышам сказку «Маша и медведь», а Вероника К. — сказку «Лиса и заяц». Ребята рисовали, лепили и играли с малышами. Научили их играть в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Семья». Научили делать малышей из конструктора домик для куклы, гараж для машин.
Совместно с родителями была организована акция «Книга в подарок малышам».
О нашем проекте прозвучало много теплых, добрых слов. Вот что сказали сами дети: «Нам понравилось помогать малышам. Интересно вместе с ними играть, гулять, просто дружить».
Воспитатель младшей группы: «Малыши группы с нетерпением ждут встреч с ребятами старшей группы, радостно их встречают. Контакт со старшими детьми способствует более быстрому формированию навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
Мнение родителей: «Дети стали ответственнее, заботливее. Дома много рассказывают о малышах из соседней группы».
Считаю, что проект научил детей общаться друг с другом, договариваться, проявлять внимание и заботу о малышах. В этом взаимодействии скрыты колоссальные возможности для социального развития детей.
Литература:
- Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012.
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана-Граф, 2015.
- Михайлова-Свирская Л . В . Метод проектов в образовательной работе детского сада. — М.: Просвещение, 2015.