Ключевые слова: логистика, развитие транспортной системы, национальный и международный уровни, создание транспортных коридоров.
Президент Сердар Бердимухамедов сказал участникам международной конференции «Международные транспортные коридоры: взаимосвязь и развитие»: «Поддержание стабильности в регионе, сближение экономических связей государств, поощрение укрепления национальных экономик стран обсуждают важные вопросы. [1] «Это будет способствовать эффективному развитию транспортных систем, соединяющих автомобильные, железнодорожные, морские и воздушные пути через транзитные коридоры, интервокальные логистические центры и наземные станции». экономики, и развитию этой системы в стране уделяется большое внимание на национальном и международном уровнях. Также особое значение в налаживании межгосударственных отношений и межрегионального сотрудничества имеет развитие транспортной системы.
Полное включение в мировую транспортно-коммуникационную инфраструктуру является одним из приоритетов Туркменистана в международном сотрудничестве. Активно реализовывать инициативы страны по созданию транспортных коридоров в «Концепции внешней политики независимого Туркменистана на 2022–2028 годы» и «Программе развития транспортной дипломатии Президента Туркменистана на 2022–2025 годы»., превратить Среднюю Азию в крупный перевалочный пункт континентального значения. большое значение придается выполнению важных задач. В настоящее время Президент Республики Туркменистан продвигает масштабные проекты, направленные на расширение взаимовыгодных экономических связей и укрепление международного сотрудничества путем создания мощной транспортной инфраструктуры. Инициативы Туркменистана по созданию международных транспортных коридоров проекты, реализуемые на основе поощрения международного сотрудничества и торговли путем обеспечения всеобщей безопасности, способствует укреплению всестороннего сотрудничества между странами.
В Туркменистане проведена большая работа по построению внутренней инфраструктуры транспортно-коммуникационной системы в соответствии с международными стандартами. Эти работы активно продолжаются и сегодня. Соединение магистральных дорог страны с транзитными коридорами диверсификация таких коридоров, соединяющих регионы Евразии. Превращение нашей страны в один из основных центров в этом отношении и как следствие укрепление решающей позиции страны в транзитных перевозках, включающей в себя удобные преимущества с точки зрения географического положения, составляют основу политики, продвигаемой в этой области. В этой связи региональные и международные проекты, реализованные в результате инициатив и усилий нашего Лидера, привели к повышению экономических интересов не только Туркменистана, но и государств региона. Такая ситуация показывает, что государство не учитывает общие интересы в каждом бизнесе, а усиливает свою роль в достижении развития в регионе.
Ярким примером вышеизложенного является создание транспортно-коммуникационного коридора Север-Юг в рамках стратегии создания транснациональных коридоров Туркменистана и исходя из цели развития широкого регионального и международного сотрудничества. Этот проход позволяет странам Центральной Азии и Европы получить доступ к Персидскому заливу. В дальнейшем этот маршрут будет включать транзит через Каспийское море, Черноморский бассейн и Балтийские регионы. Это позволит создать наилучший трафик между Европой и Азией через границы Центральной Азии.
Строительство железнодорожной ветки между Туркменистаном и Афганистаном, создание транзитных коридоров Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман, Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция является достойным вкладом в работу страны по превращению в один из главных центров в этом поле. Необходимо подчеркнуть, что данные транзитно-транспортные проходы играют важную роль в увеличении объемов грузопотоков между турецкими государствами, в том числе транзитных грузов, расширении товарооборота и обеспечении баланса экспортно-импортных отношений и в будущем их значение будет возрастать. Также важно достижение специальных договоренностей по этому поводу на встречах, проводимых на различных уровнях с участием глав турецких государств. Это также стало одним из основных вопросов, поднятых на встрече в Самарканде, состоявшейся 11 ноября. При определении основных направлений инвестиционной политики государства наш уважаемый Президент использует конкурентные преимущества Туркменистана на мировых рынках с точки зрения его огромных природных ресурсов, удобное географическое положение и транзитные возможности.
С учетом сложных условий в современной мировой экономической системе одной из важных задач является сохранение конкурентоспособности национальной экономики и занятие достойного положения на рынке. Поэтому во внешнеэкономической стратегии туркменского лидера особое значение придается главным образом двум направлениям. Одна из них — энергетическая безопасность, а другая — транзит.
Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что политика Туркменистана в этой сфере полностью поддерживается международными организациями, прежде всего ООН, и что в этой связи проводятся специальные международные мероприятия. В результате проводимой политики, связанной с обеспечением устойчивого развития нашей страны, обнадеживают и экономические показатели транспортно-коммуникационного комплекса.
Непрерывное развитие и совершенствование национальной транспортной системы, с одной стороны, неуклонно способствует устойчивому развитию экономики, а с другой стороны, укрепляет позиции нейтрального Туркменистана в мировой экономике. Иными словами, геополитическое положение страны, курс на постоянную модернизацию транспортной инфраструктуры создает благоприятные условия для эффективного использования возможностей транзитных перевозок.
Следовательно, рассматриваемая отрасль является наиболее правильным и наиболее выгодным направлением экономики, выбранным государством для самоуправления, укрепления благосостояния людей и повышения потенциала экономики. Диверсификация международных транзитных коридоров и дальнейшее совершенствование его частей в стране положительно скажется не только в Туркменистане, но и в регионе, на рост производства, на повышение активности в частном секторе, на сокращение цен в обращении товаров и на создании новых возможностей.
Литература:
- Международная конференция «Взаимосвязь и развитие международных транспортных коридоров» — Ашхабад, 18.06.2022г.
- Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан Сердце Шелкового пути, Ашхабад, 2017г.
- Газета «Türkmeniň ýüpek ýoly» — 9(6191), 2023г.