В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, анализируются возможности творческих игр для решения данной проблемы.Обосновывается мысль о том, что недостаточно сформированные коммуникативные навыки существенно затрудняют внутреннее раскрытие ребёнка и реализацию его в учебном процессе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению ребёнка и появлению отклонений в его социализации. В статье приведен анализ взглядов исследователей на возможность развития уже выработанных коммуникативных навыков, поэтому актуальным становится использование творческих игр для совершенствования коммуникативных навыков у дошкольников, так как особенности данного возраста позволяют рассчитывать на высокую эффективность деятельности. Перечислены и описаны основные инструменты для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная деятельность, коммуникативные навыки, дошкольник, творчество, творческие игры.
Коммуникативная деятельность имеет особую значимость в социальном пространстве, в котором существует личность. Важными компонентами коммуникативной деятельности являются коммуникативные навыки, которые обеспечивают автоматизацию общения и употребления экспрессивных, выразительных и смысловых средств, в системе взаимодействия респондентов. Литературные источники позволяют установить, что коммуникативные навыки — это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъектов в сфере коммуникации. К тому же, коммуникативные навыки являются условием конструктивного общения, которое считается показателем культуры современной личности, в целом, и культуры коммуникативной деятельности, в частности. Коммуникативные навыки являются условием совершенствования коммуникативных способностей.
К основным коммуникативным навыкам дошкольников относят: умение вести партнерский диалог, умение сотрудничать, ориентироваться в ситуации общения. Умение сотрудничать с партнером по общению отражается в способности видеть действия партнера, согласовывать с ним собственные действия, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь в общении. Умение вести партнерский диалог выражается в адекватном отношении респондента к особенностям партнера, его личности и опыта общения. Вместе с тем — это умение осуществлять субъектное взаимодействие с ним. Умение ориентироваться в ситуации общения выражено в способности слушать и слышать партнера, договариваться с ним, проявлять к нему эмпатию, сострадание, уважение. Обратимся к особенностям коммуникативных навыков дошкольников и способам их формирования.
Дошкольный возраст является важным периодом в развитии человека, в связи с существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями личности ребенка. Это жизненный этап, рассматриваемый в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении коммуникативных навыков личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Основными инструментами для совершенствования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являются игровая деятельность, включающая комплекс игр: игру-имитацию, игру-драматизацию, игры — развлечения по сюжетам сказок, музыкально-ритмические игры, театрализованные игры, игровые тренинги, игры с правилами, сюжетно — ролевые игры.
О. А. Акулова считала, что в играх-драматизациях дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса коммуникативных средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизаций являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей:
— ролевые диалоги на основе текста;
— инсценировки произведений;
— постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
— игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки [1].
Развивая взаимодействие детей в игре и ролевые диалоги, педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и способствует формированию всех сторон игрового диалога.
Творческой игрой детей, в которой они активно взаимодействуют в диалоге, являются игры-инсценировки. Их важность в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, которые заимствованы из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно.
Игра современного дошкольника принципиально отличается от игровой деятельности ребенка-дошкольника начала ХХ1 века: появляются новые сюжеты игры, заимствованные из мультфильмов, телепередач, компьютерных игр, современных социальных событий. Ребенок может легко изобразить героя мультфильма, используя простые действия или фразы. Легкость изображения позволяет использовать сюжет мультфильма с минимальным уровнем развития игровой деятельности. Использование телесюжета в игре сводится к воспроизведению бытовых подробностей. Увлечение детей видеоиграми представляет серьезный риск для психического развития детей.
А. А. Быкова утверждает, что одним из направлений деятельности по совершенствованию коммуникативных навыков у дошкольников является работа с текстами стихотворных произведений. Стихи помогают воспитывать у ребят высокие нравственные качества. Стихотворение расширяет знания о родном языке, обогащает словарный запас ребят, способствует развитию произносительных навыков. Значительное влияние на обогащение сюжетов игр оказывает отбор материала при работе с поэтическим текстом. Необходимо подбирать стихотворный материал, соответствующий возрастным особенностям и интересам детей, воздействиям на их мотивационную и эмоциональную сферы.
Е. В. Джо отмечает, что эффективным средством коммуникативного развития детей дошкольного возраста является сказка. Очень полезно использовать авторские сказки. Само-творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков — все это вызывает особый интерес к сказке и вдохновляет детей на игру.
А. А. Когут определяет музыкально-ритмическую деятельность наиболее естественной и доступной для совершенствования коммуникативной сферы дошкольника, так как несет экспрессивный и эмоциональный характер, не требует от ребенка какой-то определенной подготовки и удовлетворяет естественную потребность маленького ребенка в движении и в подвижных играх. Кроме того, использование различных форм организации музыкально-ритмической деятельности способствует эффективному развитию вербальной и невербальной коммуникации в интересных и простых для детей формах.
Для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников активно применяются театрализованные игры. В театрализованной игре у детей лучше запоминается содержание произведения, логика и последовательность событий, их развитие и причинная обусловленность. Театрализованная игра способствует социально-эмоциональному, речевому и коммуникативному развитию дошкольника, всестороннему обогащению его опыта. Театрализованные игры представляют большие возможности для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.
Игровой тренинг является одним из эффективных форм работы с дошкольниками, обеспечивающий развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.
Педагоги-психологи в своей работе часто применяют для коммуникативного развития детей дошкольного возраста игры с правилами. И. В. Склезнева в своем исследовании отметила, что «Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать формы нормативного взаимодействия, т. е. общения с другими детьми и взрослыми в рамках четко обозначенных правил» [6]. В игре с правилами развивается нормативная регуляция поведения детей и совершенствуется мотивация достижения. Чтобы игры с правилами были развивающими и продуктивными, необходима правильная организация деятельности, для развития именно тех коммуникативных качеств ребенка, которые необходимы ему для успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Психологи определили игру ведущей деятельностью дошкольника. Необходимо путем ненавязчивой методики руководства игрой прививать ребенку необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Большое значение имеет игра в решении воспитательных задач при обучении дошкольников. В играх дети применяют знания, полученные на занятиях, а также из жизненного опыта знания и представления о труде людей, разнообразной природе нашей страны, родном крае. С большим интересом дошкольники относятся к играм в «путешествия», «поездки», «почту», игры с военно-патриотическим содержанием и т. п.
Среди многообразия средств и методов совершенствования коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру. Такие игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеряет роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок является режиссером, который руководит и управляет действиями игрушек-артистов, при этом не участвует в игре в качестве действующего лица [3]. Эти игры являются не только интересными, но и очень полезными. В процессе такой игры дошкольники «озвучивают» героев и комментируют сюжет, и для этого дети используют разные средства вербальной и невербальной речи. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются мимика и интонация. Пантомима здесь ограничена, так как ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. На разнообразие режиссерских игр влияет разнообразие театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д. [5].
Сказки облегчают придумывание сюжетов для игры. Они как бы подсказывают ребенку, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая известна любому дошкольнику. Такая тщательная подготовка имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства в том, что наборы для сказок сами вызывают интерес к определенной игре и дают возможность еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку. Это очень важно для игры, для развития творческого воображения, а также для запоминания и воспроизведения художественного произведения. Недостатки в том, что ребенок действует по готовому сюжету и не имеет возможность отступать от текста. Поэтому очень полезно в игровой деятельности соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять новые игрушки, чтобы они стали другими персонажами или элементами ландшафта. Так игра становится гораздо полезнее и интереснее, потому что ребенку необходимо будет придумать какие-нибудь новые события или задействовать новых участников в готовый и знакомый сюжет [2].
Сюжетно-ролевая игра имеет большие возможности для развития навыков общения. На первом месте в игре находится развитие рефлексии, позволяющей осмысливать свои действия, оценивать потребности и переживания других людей. Во всякой творческой деятельности и, в частности, в творческой игре, происходит столкновение характеров, замыслов, идей и творческих подходов. Именно в этом столкновении формируется личность каждого ребенка, появляется детский коллектив, активизируется общение. При этом обычно прослеживается диалектика взаимодействия участников сюжетно-ролевой игры в воображаемой ситуации и в реальной ситуации игровой деятельности.
Еще одна разновидность развивающей деятельности — театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность способствует обогащению детей новыми знаниями, впечатлениями, выразительными средствами. Она способствует развитию интереса к литературе, театральному искусству, пополнению словарного запаса каждого ребенка, нравственному воспитанию детского коллектива [4].
Для совершенствования коммуникативных навыков дошкольников воспитатели применяют на практике специальные игры — занятия для развития речи: рассказы по картине; рассказы на тему из личного опыта; рассказы по предложенным сюжетам; частичные или подробные пересказы, описание предмета, подбор рифмы к словам и др. Для развития коммуникативных навыков важное место занимают специальные занятия, на которых осуществляется просмотр видеофильмов, привлечение детей к подвижным играм и физическим упражнениям с применением речевок, считалок, кричалок. Особое место в системе психолого-педагогического сопровождения развития речи детей, ознакомления с окружающим и формирования коммуникативных навыков выполняют прогулки, наблюдение, экскурсии. Данные мероприятия могут сопровождаться чтением художественной литературы; музыкальными занятиями; конкурсами, вечерами развлечений, праздниками, играми-драматизациями.
Огромное место в совершенствовании коммуникативных навыков дошкольников занимает индивидуальная работа с детьми, основанная на психолого-педагогических технологиях индивидуальной беседы, включенного наблюдения, неоконченных рассказов, рисунков семьи, друзей, несуществующих животных, направленных на совершенствование речевой культуры, творческого воображения и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Изложенное выше позволяет сделать выводы о том, что игровая деятельность способствуют совершенствованию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативные навыки способствуют формированию культуры общения и развитию творческого воображения ребенка. В исследовании коммуникативный навык рассматривается, как автоматизированная единица речевой деятельности. Это средство, которое обеспечивает успешную деятельность субъектов общения в сфере коммуникации и установления дружеских отношений. Для совершенствования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать весь спектр игровой деятельности. Мы опираемся на концепцию ведущих отечественных психологов, которые рассматривают игровую деятельность в качестве ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста. Это позволяет сделать вывод о том, что весь спектр детских игр способствует развитию культуры общения в детском коллективе и коммуникативных навыков у каждого участника совместной игровой деятельности. В творческих, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных играх ребенок познает мир, дает выход своим эмоциям и энергии, открывает для себя что-то новое, учится общаться с другими людьми и строить взаимоотношения в детских коллективах.
Литература:
- Галеева Е. В. Психолингвистические основы вербального обозначения эмоций // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 4. С. 126- 129.
- Козьяков, Р. В. Методы и методики диагностики эмоций / Р. В. Козьяков. — Москва: Директ-Медиа, 2013. — 162 с. — ISBN 978–5–4458–3387–1; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210483
- Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С.3–12
- Меркуль, Ирина Анатольевна. Формирование психолого-педагогической компетентности родителя у студентов вуза: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Меркуль Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ун-т]. — Москва, 2012.- 266 с.: ил. РГБ ОД, 61 12–19/227
- Пономарева, Т. А. Игровая технология в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения учебно-методическое пособие / Т. А. Пономарева, Л. Б. Сабитова. — Стерлитамак: СИФУ, 2018. — 116 с.
- Склезнева И. В. Игра с правилами как форма социально-коммуникативного развития старшего дошкольника в деятельности педагога-психолога // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 4. С. 49–53