Влияние на трудовую деятельность межнациональных, этнокультурных или иных процессов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 07.04.2023

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Сат, Л. В. Влияние на трудовую деятельность межнациональных, этнокультурных или иных процессов / Л. В. Сат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101354/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается вопрос влияния межнациональных,этнокультурных аспектов на организацию труда. Анализируются положительные и негативные факторы этнокультурного фона на трудовую деятельность. Изучаются способы преодоления трудностей в организации профессиональной деятельности многонационального коллектива.

Ключевые слова: организация труда, межнациональный фактор, этнокультурный аспект, развитие интернационального коллектива, эффективность работы кадров.

Главной задачей любой компании является эффективность ее деятельности, что обеспечивается производительностью работы ее кадров. Исходя из этого, в будущем лидируют те организации, которые изначально уделяли большое значение развитию сотрудников и мотивированию их труда. На первый план выходят вопросы организационного воздействия на сотрудников и управления персоналом.

Новосибирская область является одним из самых многонациональных регионов России, поскольку здесь проживают представители более 120 национальностей и этносов [5]. Базируясь на этом факте, необходимо сделать вывод, что на организацию труда влияют не только общие очевидные факторы такие как оплата труда, характеристика работодателя и работника, корпоративная культура, но и также межнациональные, этнокультурные и иные процессы. В этом заключается актуальность исследовательской работы.

Таким образом, источниками ценностей в организационной культуре являются культурные качества, существующие в среде организации. К ним относятся культура региона, национальная культура, религиозная культура, личностные особенности членов организации, которые в значительной степени формируются культурным окружением личности [1]. Так, процесс организационного воздействия на многонациональный персонал предприятия в этих условиях должен делать упор на этнокультурные нормы и ценности работников, учитывать специфику этнокультурного взаимодействия между индивидуумами в трудовой среде.

Поскольку персонал предприятий является многонациональным, то потенциально он несет на себе отпечатки культур, традиций, языка своей нации. Всё это в конечном итоге может находить отражение в творческом и духовном потенциале персонала, влиять на отношение людей к работе, в некоторой мере ускорять или замедлять процесс социальной и трудовой адаптации работников, сказываться на мотивационных установках работников, приводить к некоторой напряженности в трудовых коллективах. В связи с чем все эти моменты должны быть учтены при нахождении наиболее действенных мер организационного воздействия на персонал в условиях этнокультурной среды, в которой приходится функционировать современным предприятиям [1].

Михалева Елена в своей диссертационной работе выделила следующие этнокультурные аспекты организационного воздействия на персонал предприятия:

— управление нормами и ценностями многонационального персонала компании с целью формирования необходимой этнокультурной мотивации (воздействие на ценности сотрудников);

— управление коммуникативными процессами в условиях этнокультурной среды компании (влияние на процесс передачи вербальной и невербальной информации, определение эффективных способов передачи информации в многонациональном трудовом коллективе);

— управление межнациональными отношениями с целью нормализации социально-психологического климата в трудовых коллективах;

— управление конфликтами в многонациональных рабочих группах компаний (влияние на персонал с целью обучения их перспективным методам разрешения конфликтов в многонациональной рабочей группе, обучение поведению в возникающих конфликтных ситуациях и т. д.);

— управление социально-психологической и трудовой адаптацией многонационального персонала (воздействие на условия, в которых происходит адаптация персонала, с целью сокращения времени адаптации сотрудников к организационным изменениям);

— управление развитием и карьерой многонационального персонала (влияние на этапы продвижения сотрудников в компании) [2].

Культура социальной среды, являясь внешней средой организации, влияет на культуру организации. Поэтому целесообразно и необходимо подвергнуть его более детальному анализу. Национальная культура является наиболее часто указываемым фактором, определяющим ценность организационной культуры. Известный ученый, Геерт Хофстеде указывает, что параметры национальной культуры положительно коррелируют с некоторыми характеристиками организационной культуры [4]. Они также доказывают, что сочетание организационной культуры с национальной культурой приводит к высокой удовлетворенности работой, улучшает процессы принятия решений и положительно коррелирует с эффективностью деятельности в организации [3]. Национальная культура, являясь частью культурной среды организации, влияет на организационную культуру посредством всех перечисленных факторов.

Поэтому, поскольку категория культуры предприятия является продуктом социокультурного и экономического контекста, в котором функционирует предприятие [3], нормы, установки и ценности передаются предприятию в значительной степени из его внешней среды. Предполагается, что происходит диффузия ценностей и норм из культуры общества в организационную культуру [4].

В целом совокупность этнокультурных ценностей, которыми обладают работники предприятия, составляет тот тип внутренней этнокультурной среды, который следует учитывать при организационном воздействии на работников. Также этнокультурная среда, сложившаяся в компании, может влиять на процесс организационного воздействия на персонал разного уровня. Таким образом, учет особенностей этнокультурной среды руководителями и менеджерами влияет на формирование руководящих заданий и поручений; этнокультурные ценности персонала также влияют на восприятие заданий подчиненными; Этнокультурные нормы, принятые в компании, могут иметь важное значение в формировании кадровых мотивов и, следовательно, влиять на поведение сотрудников в рабочей атмосфере. В свою очередь уважение к этнокультурным ценностям может повлиять на ускорение процесса перестройки кадров и т.д. [3].

Помимо положительных сторон самой этнокультурной организационной среды, характеризующейся относительно толерантным отношением многонационального персонала друг к другу и уважением национальных интересов в трудовых коллективах, имеется ряд существенных упущений в сфере управления человеческими ресурсами организации, что часто выражается в проявленном организационном воздействии на персонал компании. В связи с этим у сотрудников компаний часто отсутствует доверие своим руководителям.

В этих условиях существует специальный набор показателей для выявления случаев организационного воздействия на персонал в этнокультурной среде, на который следует обратить внимание, а именно:

— совершенствование методов организационного контроля за многонациональным коллективом учетом их культурного наследия;

— улучшение условий этнокультурной среды, в которой работают сотрудники компаний; при этом складывающиеся условия этнокультурной среды в компании должны быть относительно толерантными и приемлемыми по отношению к многонациональным работникам;

— совершенствование рабочего процесса и, в частности, этнокультурная адаптация коллектива предприятий Новосибирска; наличие разных этнокультурных норм в организации не должно затруднять процесс вливания новых работников в трудовые коллективы;

— совершенствование коммуникативных процессов в организации, когда каждая отдаваемая команда или приказ должны соответствовать подчиненным и соответствовать их социокультурным установкам;

— расширенные возможности развития для международных сотрудников; персонал из различных национальных групп в организации должен иметь широкие возможности для найма с использованием своих рабочих навыков [2].

Оптимальная модель организационного воздействия на персонал компании также содержит группы факторов, которые следует учитывать при реализации процесса организационного воздействия, среди которых наиболее важными являются организационно-управленческие факторы, в том числе кадровый состав компании, цели компании, политика и стратегия управления человеческими ресурсами, организация процесса управления на предприятии в целом и др.; методические факторы, включающие комплекс приемов, методов и способов воздействия на персонал компании, используемых в организационной деятельности, систему мотивации и стимулирования труда персонала в многонациональных трудовых коллективах организации, а также методическое обеспечение всего система управления человеческими ресурсами; социально-психологические факторы, в том числе специфика социально-психологического климата в многонациональных трудовых коллективах, специфика межличностных и особенно межэтнических взаимодействий на предприятии, наличие трудовых конфликтов в многонациональных трудовых коллективах и др.

И в соответствии, насколько грамотно учтены все вышеперечисленные факторы при осуществлении организационного воздействия на многонациональный персонал компании, работающей в этнокультурной среде, во многом определит эффективность работы самого многонационального персонала, в свою очередь повлияет на общую эффективность работы многонациональной компании [1].

В заключение хотелось бы сказать, что вопрос организационного воздействия на персонал компании в этнокультурной среде находится на пересечении многих других аспектов, связанных с вопросами управления человеческими ресурсами в многонациональных трудовых коллективах, с проблемой адаптации персонала в компаниях в этнокультурной среде, с подбором персонала в компании в межнациональных условиях, с молодежной политикой на разных уровнях, с проблемами межличностных взаимодействий сотрудников в рабочем процессе.

Литература:

  1. Абдулатипов Р. Г. Социальное и национальное в формировании деятельности многонационального трудового коллектива / Р. Г. Абдулатипов, -. с. 1982. — 1-е изд. — Москва: Аспект-Пресс, 1982. — 107 c. — Текст: непосредственный.
  2. Михалева Е. А. Организационное воздействие на персонал предприятия в условиях этнокультурной среды: На материалах Республики Татарстан: специальность 22.00.03 «Экономическая социология и демография: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Михалева Елена Алексеевна; Институт социально-экономических и правовых наук. — Казань, 2002. — 190 c. — Текст: непосредственный.
  3. Barbara, Mazur Organizational Culture under Religious Influence / Mazur Barbara. — Текст: электронный // IntechOpen: [сайт]. — URL: https://www.intechopen.com/chapters/71944 (дата обращения: 20.12.2022).
  4. Geert, Hofstede Cultures and Organizations SOFTWARE OF THE MIND / Hofstede Geert. — 2-е изд. — New York: MkGrowHill, 2010. — 257 c. — Текст: непосредственный.
  5. Малые и большие народы Сибири. — Текст: электронный // Сибирь-Инфо.рф: [сайт]. — URL: http://сибирь-инфо.рф/content/21 (дата обращения: 20.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): организационное воздействие, этнокультурная среда, организационная культура, национальная культура, многонациональный персонал, организация труда, многонациональный коллектив, многонациональный персонал компании, персонал компании, рабочий процесс.


Ключевые слова

организация труда, межнациональный фактор, этнокультурный аспект, развитие интернационального коллектива, эффективность работы кадров

Похожие статьи

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда

В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации п...

Социально-психологические факторы формирования имиджа руководителя предприятия

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя пре...

Проблемы управления кадровым потенциалом

Оценка эффективности деятельности персонала организации входит в состав тем исследований вопросов менеджмента организации, не теряющих своей актуальности. Деятельность персонала, как и деятельность общества, многогранна. Подходить к оценке ее эффекти...

Некоторые вопросы дискриминации труда в современном Кыргызстане: социально-экономический и региональный аспект

Данная статья посвящена проблемам дискриминации труда, имеющего место в регионах Кыргызстана. Рассмотрены основные причины и факторы дискриминации женского и детского труда, и их последствия. Даны предложения по искоренению дискриминационных элементо...

Влияние экономического кризиса на социально-психологический климат в трудовом коллективе

В настоящей публикации описывается воздействие экономического кризиса на социально-психологический климат трудового коллектива в организациях. Также были рассмотрены факторы, влияющие на благоприятное развитие организации для повышения производительн...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения

В статье рассматривается и описывается роль социальных, экономических и личностных факторов, которые оказывают влияние на организационное поведение персонала медицинского учреждения. Рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед менеджментом медиц...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Похожие статьи

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Информационно-просветительская деятельность как фактор мотивации учебного и учительского труда

В статье рассматривается информационно-просветительская деятельность как один из факторов мотивации учебного и учительского труда. Представлены материалы социологического исследования о влиянии просветительской деятельности на поддержание мотивации п...

Социально-психологические факторы формирования имиджа руководителя предприятия

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования имиджа руководителя предприятия. Особое внимание уделено роли личности в формировании положительного имиджа руководителя. Показано влияние имиджа руководителя пре...

Проблемы управления кадровым потенциалом

Оценка эффективности деятельности персонала организации входит в состав тем исследований вопросов менеджмента организации, не теряющих своей актуальности. Деятельность персонала, как и деятельность общества, многогранна. Подходить к оценке ее эффекти...

Некоторые вопросы дискриминации труда в современном Кыргызстане: социально-экономический и региональный аспект

Данная статья посвящена проблемам дискриминации труда, имеющего место в регионах Кыргызстана. Рассмотрены основные причины и факторы дискриминации женского и детского труда, и их последствия. Даны предложения по искоренению дискриминационных элементо...

Влияние экономического кризиса на социально-психологический климат в трудовом коллективе

В настоящей публикации описывается воздействие экономического кризиса на социально-психологический климат трудового коллектива в организациях. Также были рассмотрены факторы, влияющие на благоприятное развитие организации для повышения производительн...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения

В статье рассматривается и описывается роль социальных, экономических и личностных факторов, которые оказывают влияние на организационное поведение персонала медицинского учреждения. Рассматриваются актуальные задачи, стоящие перед менеджментом медиц...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Задать вопрос