В данной статье изложены особенности преподавания географии через обновленную систему образования и применяемые в ней методы.
Ключевые слова: методика обучения географии в школе, обновленная система образования, интегративный метод, графический органайзер.
Сегодня, в эпоху бурного развития науки и техники, традиционное обучение в школе не гарантирует полного освоения учащимися основ науки на уровне государственного стандарта. Это отражается на результатах образовательных достижений учащихся. Поэтому можно повысить качество образования, совершенствуя современные педагогические технологии активизации учебно-воспитательного процесса и эффективно применяя их на ежедневных занятиях. Система образования страны переживает период глубокой и ступенчатой стратегической модернизации. В формировании разносторонних, интеллигентных, талантливых, талантливых людей XXI века встает проблема образования, задача скоординировать его систему обучения в соответствии с современными требованиями, выдвигаются новые требования. В этой связи задача, стоящая перед педагогами: формирование компетентной личности, осознающей свою социальную роль, способной к успеху и действию. Дается объяснение характера общей компетентности как усвоения знаний, позволяющих высказать авторитетное мнение. Развитие компетенций личности-овладение педагогом компетентными приемами, совершенствование содержания образования. Для этого необходимо рассмотреть ученика как субъекта, создать условия, которые по-своему заинтересуют его учебным процессом, повысят его способности. В том числе при изучении географии — новая организация учебного процесса, совершенствование навыков мышления через учебную деятельность учащегося, самостоятельное обучение, действие. Достижение цели осуществляется через самого ученика [1, с.52–55].
Одной из главных задач, стоящих перед учителями географии, является постоянное совершенствование методов и приемов обучения и овладение новыми педагогическими технологиями. В настоящее время особую роль в преподавании географии играют вопросы содержания, методической системы и мотивации, и в результате в преподавании географии проявляются пробелы. К таким вопросам можно отнести следующие вопросы.
– Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии, в результате чего наблюдается разрыв между двумя областями географической науки — физической и социально-экономической географией;
– недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи;
– Преобладание традиционного способа обучения, не полностью учитывающего личный опыт обучающихся, т. е. учащихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентации, недостаточное использование современных технологий;
– снижение мотивации обучающихся к изучению географии в связи с недостаточным объемом практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.) [2, с.174–178].
Самый главный вопрос для учителя — правильный выбор метода обучения. В преподавании географии можно дать индивидуальный обзор современных эффективных методов обучения по обновленной образовательной программе.
Ценностно-ориентированный подход — предполагает создание предпосылок для самовыражения личности через соответствующие формы учебно-воспитательного процесса, формирующего систему ценностей учащегося.
Личностно-ориентированный подход — предполагает сосредоточение внимания педагога на целостности личности учащегося, заботе о его духовном развитии, включая возможности развития не только умственной, гражданской ответственности, но и эмоциональных, эстетических, творческих символов.
Системно-деятельностный подход — ориентирован на самостоятельное обучение учащегося в учебно-воспитательном процессе, с этой целью предполагает использование учителем различных форм эффективной деятельности.
Интегративный подход — содействует формированию целостной картины мира у учащегося за счет взаимной интеграции содержания различных учебных предметов при проектировании и проведении учебного процесса. Внедрение общих тем в содержание начального образования позволяет интегрировать знания из разных сфер и тем самым получить доступ к функционалу получаемых знаний.
Интерактивный метод — направлен на повышение познавательного интереса и познавательной активности обучающихся. Основной принцип — формирование и развитие личности через диалог общения с педагогическим общением [3, с.75–77].
На каком этапе, в каком бы обществе ни происходило становление личности начинается с учителя. Кардинальные изменения в сфере образования по географии требуют от учителя большой ответственности. Воспитание личности самообразующейся, всесторонне востребованной, способной сам предвидеть предстоящий жизненный путь — в руках учителя. Новая программа предлагает учителям географии современные методы обучения через семь модулей.
- Новые подходы в образовании и образовании.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценка образования и оценка обучения.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании.
- Обучение талантливых и одаренных детей.
- Образование и обучение в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
- Руководство и лидерство в образовании [4, с.248].
Хотя многие из этих модулей мы уже давно используем на наших уроках по географии, мы не можем углубиться и понять их собственную философию. Конечно, нельзя отрицать и прежние традиционные методы, у каждого подхода есть свои преимущества. Несмотря на то, что программа, которую мы используем, обобщила различные подходы, в ней заложены основы конструктивного обучения.
Письменная работа — это самый главный навык, который должен развивать учащийся. Письменная работа — основной вид работы, отражающий знания, критическое мышление, языковые навыки учащихся. Систематически организованные письменные работы на занятиях — залог качественной работы.
По результатам экзамена по географии мы начали изучать эффективные методы развития письменного навыка у учащихся, чтобы у учащихся был высокий результат по этому письменной работе. Мы решили рассмотреть графические органайзеры как способ улучшения письменного навыка. Что касается термина графический органайзер, то графический органайзер используется для систематизации основных моментов, информации в тексте в целом. Оптимально записывать длинные тексты на бумаге. С целью анализа информации графический органайзер выполняет иллюстративную, коммуникативную, познавательную деятельность. Графические органайзеры — в рамках изучения LS эффективной работы по подготовке к подписке в 10 «а» классе также проводились занятия по географии. Для развития у учащихся навыков письма на уроках географии учебная программа NIS-Program может быть реализована с помощью эффективных методов и приемов анализа и систематизации познавательного отношения учащихся при изучении географии, мировоззрения при критическом мышлении. Например: использование графических органайзеров повышает эффективность работы при выполнении парных, групповых рабочих заданий. В 10 «а» классе в ходе урока по теме «Природные зоны. Высотные пояса» метод описания по планированию в групповой работе поможет каждой группе продемонстрировать систематические знания в достижении заданного в учебных целях результата темы в определении особенностей и закономерностей в индивидуальном описании специально заданных зон природы [5, с.18]. Пути решения задач в системе образования по вышеуказанной географии:
– Воспитание чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальных и государственных особенностей через актуализацию содержания курса «география Казахстана»;
– частое использование возможностей внеурочной деятельности (школьные туристические походы);
– Содействие и участие в проведении казахстанских географических диктантов;
– важным видом учебной деятельности при обучении учащихся географии являются практические задания, поэтому целесообразно формировать основные компетенции через задания, ориентированные на специальные компетенции.
Подводя итоги, в соответствии с требованиями образовательного стандарта образовательный процесс в современной школе должен строиться с использованием инновационных методов и технологий обучения. Следует отметить, что инновационный подход к учебному процессу характеризуется развитием у учащихся возможностей овладения новым опытом на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и средств учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования [6]. В традиционном обучении приоритет отдается овладению заданными образцами, достижению четко определенных стандартов. Таким образом, только при инновационном подходе к преподаванию географии педагог может добиться не только усвоения предметных знаний, но и формирования информационной географической мобильности обучающихся.
Литература:
- Калжанова, Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 52–55.
- Шаймуханова С. Д., Кенжебаева З. С. Модернизация образования республики казахстан: состояние и перспективы развития // Успехи современного естествознания. — 2014. — № 5–1. — С. 174–178,
- Примбетова С. Ч., Сейтқалиева Г. М. Қазақстандағы жалпы орта білім беру жүйесін жаңғырту және оның білім беру сапасын арттырудағы рөлі //Қазіргі өркениетті дамытудағы әлеуметтік-гуманитарлық ғылымдардың орны: Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары бойынша ғылыми еңбектер жинағы 31 қаңтар 2020 ж.: Белгород: «перспективалы ғылыми зерттеулер агенттігі» ЖШҚ (АПНИ), 2020. 75–77 б.
- Среднее образование в Казахстане: состояние и перспективы. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. –С. 248.
- Lesson Study бойынша мұғалімдерге арналған нұсқаулық. Т. Чичибу, Л. Д у Тоит, А. Тулепбаева, «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ-ның Педагогикалық шеберлік орталығы, 2013, — Астана, 18 б.
- Система образования в Казахстане в 2019–2020 годах. https://kaznews.kz/news/596213