Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 07.04.2023

Статья просмотрена: 782 раза

Библиографическое описание:

Герасимова, Ю. В. Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда / Ю. В. Герасимова, В. И. Знойкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101362/ (дата обращения: 16.11.2024).



Всем нам известно, что в последнее время большое внимание уделяется детям с ОВЗ. Обучение и воспитание детей с особыми познавательными потребностями осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, возраста, структуры нарушения и уровня психофизического развития. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность и плохая координация, неловкость несогласованность движений рук. Для успеха образовательной интеграции особых детей, большое значение имеют методы работы, помогающие в коррекции отклонений. На сегодняшний день в детских садах ведётся подбор развивающих методик, которые можно применить к особому ребёнку с учётом его развития. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Одной из современных технологий является метод мозжечковой стимуляции. В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда данный метод реализуется в работе с детьми с ОВЗ через выполнение развивающих упражнений с применением «сибирского борда». Но необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает, как обучение он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребёнку для дальнейшего развития. Работа опирается на комплексный подход, основанный на взаимной связи сенсорной и моторной функции. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, ведущие к развитию у ребёнка самоконтроля и саморегуляции. Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствуют эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Регулярные занятия с использованием «сибирского борда» напоминают собой лечебную физкультуру. Они включают упражнения на развитие равновесия, координации движений, развитие зрительной моторной координации, речедвигательных навыков. Начиная работу по заданной методике необходимо привлечь ребёнка к борду.

1. Упражнение «Прокатывание мяча»

Знакомство со свойствами борда. Автоматизация в слогах и словах, поставленных звуков.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-3.jpeg

2. Упражнение «Мыльные пузыри»

Развитие речевого дыхания. Развитие равновесия.

C:\Users\КОРОВА 51\Downloads\image-15-11-22-11-05-1.heic

3. Упражнение «Качели»

Дифференциация свистящих и шипящих звуков с опорой на положение тела и органов артикуляции в пространстве.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-22.jpeg

4. Упражнение «Сбей цель»

Ориентировка в пространстве, закрепление сенсорных эталонов, развитие зрительного и слухового внимания.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-21.jpeg

5. Упражнение «Волшебные мешочки»

Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, развитие темпо-ритмической стороны речи. Ориентировка в пространстве, развитие зрительного внимания и памяти, закрепление сенсорных эталонов.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-19.jpeg C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-15.jpeg

6. Упражнение «Попади в цель»

Развитие внимания, удерживание словесной инструкции и ее выполнение. Закрепление сенсорных эталонов.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-16.jpeg

7. Упражнение «Овощи-фрукты»

Дифференциация овощей и фруктов. Развитие слухового внимания.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-14.jpeg

8. Упражнение «Рыбалка»

Упражнять в умении соотносить букву и звук, подбирать слова на заданный звук. Развивать умение следить глазами за движущимся объектом. Развивать зрительно-моторную координацию.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\image-09-11-22-11-10-18.jpeg

9. Упражнение «Башенка»

Развивать равновесие, чувство баланса. Удерживание словесной инструкции, развитие зрительного внимания.

C:\Users\КОРОВА 51\Desktop\борды\IMG_9306.JPG

Использование сибирского борда помогло добиться следующих результатов:

— Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

— У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

— Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

— В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

— Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

— Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

— Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

Литература:

  1. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — 2005. — Москва: Генезис. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А. В. Семенович. — Москва: Академия, 2002. — c. — Текст: непосредственный.
  3. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. / А. В. Семенович. — Москва: Генезис, 2010. — c. — Текст: непосредственный.
  4. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. / А. Л. Сиротюк. — Москва: Аркти, 2009. — c. — Текст: непосредственный.
  5. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
  6. Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, развитие, ребенок, зрительное внимание, развитие равновесия, словесная инструкция, слуховое внимание, физическая культура.


Похожие статьи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Похожие статьи

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование игрового комплекта «Пертра» в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Коррекция и развитие познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта на основе использования развивающей методики «Логические блоки Дьенеша»

Использование инновационных методов при формировании правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ средствами артикуляционной гимнастики

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Задать вопрос