Всем нам известно, что в последнее время большое внимание уделяется детям с ОВЗ. Обучение и воспитание детей с особыми познавательными потребностями осуществляется с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, возраста, структуры нарушения и уровня психофизического развития. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность и плохая координация, неловкость несогласованность движений рук. Для успеха образовательной интеграции особых детей, большое значение имеют методы работы, помогающие в коррекции отклонений. На сегодняшний день в детских садах ведётся подбор развивающих методик, которые можно применить к особому ребёнку с учётом его развития. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Одной из современных технологий является метод мозжечковой стимуляции. В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда данный метод реализуется в работе с детьми с ОВЗ через выполнение развивающих упражнений с применением «сибирского борда». Но необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает, как обучение он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребёнку для дальнейшего развития. Работа опирается на комплексный подход, основанный на взаимной связи сенсорной и моторной функции. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, ведущие к развитию у ребёнка самоконтроля и саморегуляции. Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствуют эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Регулярные занятия с использованием «сибирского борда» напоминают собой лечебную физкультуру. Они включают упражнения на развитие равновесия, координации движений, развитие зрительной моторной координации, речедвигательных навыков. Начиная работу по заданной методике необходимо привлечь ребёнка к борду.
1. Упражнение «Прокатывание мяча»
Знакомство со свойствами борда. Автоматизация в слогах и словах, поставленных звуков.
2. Упражнение «Мыльные пузыри»
Развитие речевого дыхания. Развитие равновесия.
3. Упражнение «Качели»
Дифференциация свистящих и шипящих звуков с опорой на положение тела и органов артикуляции в пространстве.
4. Упражнение «Сбей цель»
Ориентировка в пространстве, закрепление сенсорных эталонов, развитие зрительного и слухового внимания.
5. Упражнение «Волшебные мешочки»
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, развитие темпо-ритмической стороны речи. Ориентировка в пространстве, развитие зрительного внимания и памяти, закрепление сенсорных эталонов.
6. Упражнение «Попади в цель»
Развитие внимания, удерживание словесной инструкции и ее выполнение. Закрепление сенсорных эталонов.
7. Упражнение «Овощи-фрукты»
Дифференциация овощей и фруктов. Развитие слухового внимания.
8. Упражнение «Рыбалка»
Упражнять в умении соотносить букву и звук, подбирать слова на заданный звук. Развивать умение следить глазами за движущимся объектом. Развивать зрительно-моторную координацию.
9. Упражнение «Башенка»
Развивать равновесие, чувство баланса. Удерживание словесной инструкции, развитие зрительного внимания.
Использование сибирского борда помогло добиться следующих результатов:
— Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.
— У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.
— Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.
— В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.
— Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.
— Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
— Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.
Литература:
- Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. — 2005. — Москва: Генезис. — c. — Текст: непосредственный.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. / А. В. Семенович. — Москва: Академия, 2002. — c. — Текст: непосредственный.
- Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. / А. В. Семенович. — Москва: Генезис, 2010. — c. — Текст: непосредственный.
- Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. / А. Л. Сиротюк. — Москва: Аркти, 2009. — c. — Текст: непосредственный.
- Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
- Хомская, Е. Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — c. — Текст: непосредственный.