Данная статья посвящена законодательным подходам к определению самозанятых граждан Российской Федерации. Сформулировано определение самозанятых граждан.
Среди приоритетных целей правового государства выделяется повышение качества жизни. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни сопоставляется с национальной безопасностью России [8].
Трудовая занятость населения выступает одним из важных показателей качества и уровня жизни в государстве, свидетельством эффективности проводимой государственной политики. Не случайно в последние годы Правительством Российской Федерации уделяется пристальное внимание развитию разных форм занятости населения, в числе которых особое место занимает самозанятость.
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года в качестве первостепенных мероприятий указывается необходимость «проработать вопрос о закреплении нового правового статуса граждан, относящихся к категории самозанятых граждан» [7].
В контексте обеспечения занятости населения на современном этапе развития российской государственности, продвижения предпринимательской инициативы и расширения свободы граждан в сфере трудовой деятельности особая значимость придается самозанятости граждан и в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, где самозанятость определена в качестве целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в качестве целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [9].
Это в немалой степени обусловлено стремлением государства легализовать доходы, получаемые гражданами, равно как и решить проблему безработицы в Российской Федерации, значительному росту которой способствовали пандемия коронавируса и беспрецедентные политические и экономические санкции, вводимые в отношении России.
Проблемы, порождаемые безработицей и неформальной занятостью, негативно сказываются на различных жизненно важных аспектах, затрагивающих интересы населения и государства, в том числе таких как полноценная реализация конституционно гарантированных прав в сфере трудовых и социальных отношений, пополнение государственной казны, снижение социальной напряженности и т. д.
Несмотря на важность института самозанятых для обеспечения благосостояния граждан, вовлечения их в трудовую деятельность, на сегодня четкого законодательного определения правового статуса «самозанятого», критериев отнесения к данной категории отдельных видов трудоспособного населения не выработано ни законодателем, ни в специальной литературе.
Специального закона, регламентирующего институт самозанятости на сегодня также не принято. Внесение в законодательство ряда изменений принятие Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [10], выведение самозанятых на рынок труда как официальных субъектов, ситуацию с их правовым статусом не прояснили. Все это порождает противоречие как в законодательных нормах, так и правоприменительной практике.
Так, например, исходя из положений «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», можно сделать вывод, что к самозанятым следует отнести граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей».
Таким образом, в подзаконном нормативном правовом акте на формально-юридическом уровне дефиниция «самозанятый гражданин» трактуется как субъект, осуществляющий приносящую доход деятельность и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из письма Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2020 г. № 16–1/В-87 [3] такое определение позволяет определить, что понятия «предпринимательство» и «самозанятость» по сути являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации. Индивидуальные предприниматели зарегистрированы официально в этом качестве, а самозанятые граждане — нет.
Законодательно определенные признаки данного субъекта экономической деятельности не позволяют отграничить его от других категорий трудоспособного населения. Примечательно, что Конституционным Судом Российской Федерации к категории самозанятых отнесены лица, занимающиеся нотариальной и адвокатской деятельностью, которая законодательством не рассматривается как деятельность, приносящая доход.
В рекомендациях Минтруда России о заполнении справки о доходах и имуществе усматривается такой признак самозанятых как выполнение работ, оказание услуг сугубо по гражданско-правовым договорам при отсутствии трудовой книжки [4]. При этом, закон не содержит запрета на подработку в порядке самозанятости лицами, состоящими в трудовых отношениях с работодателями [5], если таковая осуществляется за пределами рабочего времени. Кроме того, на них распространяется специальный налоговый режим, при наличии регистрации в качестве самозанятого.
Закон № 422-ФЗ очерчивая круг лиц, которые могут применять налог на профессиональный доход включают в него самозанятых лиц (не зарегистрированных как ИП), а также граждан, чья деятельность связана с оказанием услуг физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд, при условии, что их годовой доход не превышает 2,4 млн руб. Тем самым законодатель как бы отграничивает самозанятых и физических лиц, оказывающих услуги другим физическим лицам.
Причем аналогичную позицию в 2012 году высказал и Конституционный суд РФ, указав, что если по свой сути осуществляемая лицом деятельность сопоставима с предпринимательской, то признание ее таковой не зависит от наличия регистрации [6].
Схожие решения выносятся и иными судебными инстанциями. Так, при решении вопроса о подсудности спора, основываясь на нормы налогового и гражданского законодательства суд аргументируя свой вывод указывает, что самозанятый, регулярно оказывал услуги по разработке дизайн-проектов интерьеров квартир граждан, получая за это вознаграждение, то есть осуществлял предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли [2].
Интересным представляется то, что деятельность самозанятого в данном споре не была признана профессиональной с ссылкой на системное толкование положений ст. 23 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона № 422-ФЗ.
Аналогичное толкование самозанятых дано в Межгосударственном стандарте (ГОСТ 12.0.004–2015) [1].
К данной категории, по сути, отнесены все лица, самостоятельно занятые трудом, в том числе в форме индивидуального предпринимательства и оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам. Очевидно, что неоднозначное определение категории «самозанятый» обусловлено как отсутствием легально закрепленной дефиниции, так и подходами к ее трактовке с широких и узких позиций, что имеет место как в правовых актах, ведомственных письмах-разъяснениях, в судебной практике так и в специальной литературе.
Отсутствие государственной регистрации указывается в качестве одного из основных признаков, которым должны отвечать самозанятые и в предлагаемом Минюстом РФ определении самозанятых.
Стоит заметить, что и индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, также не всегда использует в своей деятельности наемную силу, а соответственно в качестве разграничивающего самозанятых и предпринимателей устанавливать такой критерий, на наш взгляд, бессмысленно.
Кроме того, такой критерий как самозанятость, действительно применим и к индивидуальным предпринимателям, так как последние также самостоятельно обеспечивают себя соответствующим фронтом работы.
Исходя из закрепленных в законодательстве признаков и проанализированных походов к определению дефиниции «самозанятый», можно сформулировать следующее определение: «Самозанятые граждане — это физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляющие профессиональную деятельность, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовому договору, на которых распространяется особый налоговый режим с момента уведомления ими в установленном порядке налоговые органы об осуществлении указанной деятельности. Законодатель старается показать, что латентные доходы становятся невыгодны для налогоплательщика.
Литература:
- ГОСТ 12.0.004–2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
- Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2022 по делу № 88–4140/2022. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
- Письмо Минтруда России от 03.03.2020 № 16–1/В-87 URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
- Письмо Минтруда России от 27.12.2019 № 18–2/10/В-11200 «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
- Письмо Минфина России от 01.02.2019 N 03–11–11/5884 // Малая бухгалтерия. 2019. № 2.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2013.
- Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации // СЗ РФ.2016. № 24. Ст. 3549. 2018. № 15 (Часть V). Ст. 2198.
- Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022) // СЗ РФ. 2007. № 31.Ст. 4006; 2022. № 45 Ст. 7663.
- Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СЗ РФ. 2018.№ 49 (часть I). Ст. 7494, 2022. № 27. Ст. 4607.