Законодательные подходы к определению самозанятости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Краснова, А. А. Законодательные подходы к определению самозанятости / А. А. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101369/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья посвящена законодательным подходам к определению самозанятых граждан Российской Федерации. Сформулировано определение самозанятых граждан.

Среди приоритетных целей правового государства выделяется повышение качества жизни. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни сопоставляется с национальной безопасностью России [8].

Трудовая занятость населения выступает одним из важных показателей качества и уровня жизни в государстве, свидетельством эффективности проводимой государственной политики. Не случайно в последние годы Правительством Российской Федерации уделяется пристальное внимание развитию разных форм занятости населения, в числе которых особое место занимает самозанятость.

В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года в качестве первостепенных мероприятий указывается необходимость «проработать вопрос о закреплении нового правового статуса граждан, относящихся к категории самозанятых граждан» [7].

В контексте обеспечения занятости населения на современном этапе развития российской государственности, продвижения предпринимательской инициативы и расширения свободы граждан в сфере трудовой деятельности особая значимость придается самозанятости граждан и в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, где самозанятость определена в качестве целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в качестве целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [9].

Это в немалой степени обусловлено стремлением государства легализовать доходы, получаемые гражданами, равно как и решить проблему безработицы в Российской Федерации, значительному росту которой способствовали пандемия коронавируса и беспрецедентные политические и экономические санкции, вводимые в отношении России.

Проблемы, порождаемые безработицей и неформальной занятостью, негативно сказываются на различных жизненно важных аспектах, затрагивающих интересы населения и государства, в том числе таких как полноценная реализация конституционно гарантированных прав в сфере трудовых и социальных отношений, пополнение государственной казны, снижение социальной напряженности и т. д.

Несмотря на важность института самозанятых для обеспечения благосостояния граждан, вовлечения их в трудовую деятельность, на сегодня четкого законодательного определения правового статуса «самозанятого», критериев отнесения к данной категории отдельных видов трудоспособного населения не выработано ни законодателем, ни в специальной литературе.

Специального закона, регламентирующего институт самозанятости на сегодня также не принято. Внесение в законодательство ряда изменений принятие Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [10], выведение самозанятых на рынок труда как официальных субъектов, ситуацию с их правовым статусом не прояснили. Все это порождает противоречие как в законодательных нормах, так и правоприменительной практике.

Так, например, исходя из положений «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», можно сделать вывод, что к самозанятым следует отнести граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, в подзаконном нормативном правовом акте на формально-юридическом уровне дефиниция «самозанятый гражданин» трактуется как субъект, осуществляющий приносящую доход деятельность и не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из письма Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2020 г. № 16–1/В-87 [3] такое определение позволяет определить, что понятия «предпринимательство» и «самозанятость» по сути являются однокоренными понятиями, содержанием которых является деятельность, приносящая прибыль (доход), но различающимися по признаку формальной легализации. Индивидуальные предприниматели зарегистрированы официально в этом качестве, а самозанятые граждане — нет.

Законодательно определенные признаки данного субъекта экономической деятельности не позволяют отграничить его от других категорий трудоспособного населения. Примечательно, что Конституционным Судом Российской Федерации к категории самозанятых отнесены лица, занимающиеся нотариальной и адвокатской деятельностью, которая законодательством не рассматривается как деятельность, приносящая доход.

В рекомендациях Минтруда России о заполнении справки о доходах и имуществе усматривается такой признак самозанятых как выполнение работ, оказание услуг сугубо по гражданско-правовым договорам при отсутствии трудовой книжки [4]. При этом, закон не содержит запрета на подработку в порядке самозанятости лицами, состоящими в трудовых отношениях с работодателями [5], если таковая осуществляется за пределами рабочего времени. Кроме того, на них распространяется специальный налоговый режим, при наличии регистрации в качестве самозанятого.

Закон № 422-ФЗ очерчивая круг лиц, которые могут применять налог на профессиональный доход включают в него самозанятых лиц (не зарегистрированных как ИП), а также граждан, чья деятельность связана с оказанием услуг физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд, при условии, что их годовой доход не превышает 2,4 млн руб. Тем самым законодатель как бы отграничивает самозанятых и физических лиц, оказывающих услуги другим физическим лицам.

Причем аналогичную позицию в 2012 году высказал и Конституционный суд РФ, указав, что если по свой сути осуществляемая лицом деятельность сопоставима с предпринимательской, то признание ее таковой не зависит от наличия регистрации [6].

Схожие решения выносятся и иными судебными инстанциями. Так, при решении вопроса о подсудности спора, основываясь на нормы налогового и гражданского законодательства суд аргументируя свой вывод указывает, что самозанятый, регулярно оказывал услуги по разработке дизайн-проектов интерьеров квартир граждан, получая за это вознаграждение, то есть осуществлял предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли [2].

Интересным представляется то, что деятельность самозанятого в данном споре не была признана профессиональной с ссылкой на системное толкование положений ст. 23 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Закона № 422-ФЗ.

Аналогичное толкование самозанятых дано в Межгосударственном стандарте (ГОСТ 12.0.004–2015) [1].

К данной категории, по сути, отнесены все лица, самостоятельно занятые трудом, в том числе в форме индивидуального предпринимательства и оказывающих услуги по гражданско-правовым договорам. Очевидно, что неоднозначное определение категории «самозанятый» обусловлено как отсутствием легально закрепленной дефиниции, так и подходами к ее трактовке с широких и узких позиций, что имеет место как в правовых актах, ведомственных письмах-разъяснениях, в судебной практике так и в специальной литературе.

Отсутствие государственной регистрации указывается в качестве одного из основных признаков, которым должны отвечать самозанятые и в предлагаемом Минюстом РФ определении самозанятых.

Стоит заметить, что и индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, также не всегда использует в своей деятельности наемную силу, а соответственно в качестве разграничивающего самозанятых и предпринимателей устанавливать такой критерий, на наш взгляд, бессмысленно.

Кроме того, такой критерий как самозанятость, действительно применим и к индивидуальным предпринимателям, так как последние также самостоятельно обеспечивают себя соответствующим фронтом работы.

Исходя из закрепленных в законодательстве признаков и проанализированных походов к определению дефиниции «самозанятый», можно сформулировать следующее определение: «Самозанятые граждане — это физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, осуществляющие профессиональную деятельность, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников по трудовому договору, на которых распространяется особый налоговый режим с момента уведомления ими в установленном порядке налоговые органы об осуществлении указанной деятельности. Законодатель старается показать, что латентные доходы становятся невыгодны для налогоплательщика.

Литература:

  1. ГОСТ 12.0.004–2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
  2. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2022 по делу № 88–4140/2022. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
  3. Письмо Минтруда России от 03.03.2020 № 16–1/В-87 URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
  4. Письмо Минтруда России от 27.12.2019 № 18–2/10/В-11200 «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год)». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2023).
  5. Письмо Минфина России от 01.02.2019 N 03–11–11/5884 // Малая бухгалтерия. 2019. № 2.
  6. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П // Вестник Конституционного Суда РФ. № 3. 2013.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации // СЗ РФ.2016. № 24. Ст. 3549. 2018. № 15 (Часть V). Ст. 2198.
  8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
  9. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022) // СЗ РФ. 2007. № 31.Ст. 4006; 2022. № 45 Ст. 7663.
  10. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СЗ РФ. 2018.№ 49 (часть I). Ст. 7494, 2022. № 27. Ст. 4607.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, деятельность, лицо, государственная политика, индивидуальный предприниматель, правовой статус, профессиональный доход, специальная литература, специальный налоговый режим.


Похожие статьи

Проблемы определения статуса самозанятого в России

В статье рассматриваются правовые аспекты регулирования статуса самозанятых, проанализирована сущность самозанятости, как социально-экономического явления, рассмотрены правовые проблемы статуса самозанятого гражданина в Российской Федерации.

Экономическая устойчивость деятельности предприятия

В данной статье рассматривается понятие экономической устойчивости. Определяются внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую устойчивость предприятия. Раскрывается методика оценки и механизм управления экономической устойчивостью предприя...

Понятие и признаки налоговых преступлений

В работе рассмотрены разные точки зрения на формулировку понятия «налоговые преступления». Также описаны основные признаки налоговых преступлений.

Правовой контур деятельности самозанятых граждан за рубежом

Данная статья посвящена правовому контуру деятельности самозанятых граждан Российской Федерации и за рубежом. В качестве примера рассмотрены несколько стран США, Германия и Белоруссия. Рассмотрен процесс налогообложения в каждой из этих стран, а зате...

Актуальные вопросы в сфере правового регулирования управления многоквартирными домами

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере правового регулирования, доктрины и правоприменительной практики управления многоквартирными домами.

Критерии признания граждан недееспособными

В статье рассматриваются медицинский и юридический критерии, которые являются основополагающими при рассмотрении дел относительно признания лиц недееспособными. Предлагаются отдельные направления совершенствования российского законодательства РФ, нап...

Унификация экономического механизма управления АПК в странах — членах ЕАЭС

В данной статье рассмотрены аспекты унификации экономического механизма управления АПК в странах — членах ЕАЭС.

Правовой статус судьи в РФ

В статье рассматривается такая категория, как правовой статус судьи. Анализируются гарантии и ограничения, связанные с деятельностью по отправлению правосудия. Проведенный анализ позволил разработать некоторые рекомендации по внесению изменений в дей...

Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия

В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.

Прогнозирование нормативной деятельности в современной России

Данная статья посвящена одному из проблемных вопросов российского законодательства: прогнозированию нормативной деятельности. На современном этапе развития общества представляется актуальным вопрос о совершенствовании существующей в Российской Федера...

Похожие статьи

Проблемы определения статуса самозанятого в России

В статье рассматриваются правовые аспекты регулирования статуса самозанятых, проанализирована сущность самозанятости, как социально-экономического явления, рассмотрены правовые проблемы статуса самозанятого гражданина в Российской Федерации.

Экономическая устойчивость деятельности предприятия

В данной статье рассматривается понятие экономической устойчивости. Определяются внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую устойчивость предприятия. Раскрывается методика оценки и механизм управления экономической устойчивостью предприя...

Понятие и признаки налоговых преступлений

В работе рассмотрены разные точки зрения на формулировку понятия «налоговые преступления». Также описаны основные признаки налоговых преступлений.

Правовой контур деятельности самозанятых граждан за рубежом

Данная статья посвящена правовому контуру деятельности самозанятых граждан Российской Федерации и за рубежом. В качестве примера рассмотрены несколько стран США, Германия и Белоруссия. Рассмотрен процесс налогообложения в каждой из этих стран, а зате...

Актуальные вопросы в сфере правового регулирования управления многоквартирными домами

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы в сфере правового регулирования, доктрины и правоприменительной практики управления многоквартирными домами.

Критерии признания граждан недееспособными

В статье рассматриваются медицинский и юридический критерии, которые являются основополагающими при рассмотрении дел относительно признания лиц недееспособными. Предлагаются отдельные направления совершенствования российского законодательства РФ, нап...

Унификация экономического механизма управления АПК в странах — членах ЕАЭС

В данной статье рассмотрены аспекты унификации экономического механизма управления АПК в странах — членах ЕАЭС.

Правовой статус судьи в РФ

В статье рассматривается такая категория, как правовой статус судьи. Анализируются гарантии и ограничения, связанные с деятельностью по отправлению правосудия. Проведенный анализ позволил разработать некоторые рекомендации по внесению изменений в дей...

Методические основы оценки имущественного комплекса предприятия

В статье рассматривается понятие имущественного комплекса предприятия, а также подходы и специфика основных методов оценки стоимости предприятия.

Прогнозирование нормативной деятельности в современной России

Данная статья посвящена одному из проблемных вопросов российского законодательства: прогнозированию нормативной деятельности. На современном этапе развития общества представляется актуальным вопрос о совершенствовании существующей в Российской Федера...

Задать вопрос