В статье автор рассказывает о инструментах, механизмах и возможных путях развития финансового мониторинга.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, Федеральная служба, государственный сектор, финансовая стабильность, финансовый контроль, противодействие легализации.
Актуальность темы развития финансового мониторинга трудно переоценить: применение мер, направленных на противодействие отмыванию преступных доходов, позволяет предотвратить как отток средств из бюджета, так и отток капитала из страны, предотвратить проникновение теневого капитала в экономику, что существенно сказывается на экономике страны в целом, формируя условия для обеспечения экономической безопасности.
Рост внимания к экономической безопасности объективно обусловлен явлениями, происходящими в международных отношениях и внутри государств, формирующими дополнительные риски: научно-технический прогресс, усиление международной взаимозависимости, усиление конкуренции между государствами за ресурсы и капитал, повышение уровня международных заимствований, возникновение дефицита ключевых ресурсов, возрастание значения и влияния негосударственных факторов на международные отношения и др.
Негативные последствия глобализации привели к тому, что многие страны мира предпочитают брать на себя большую ответственность за контроль над международными финансовыми потоками, которые напрямую влияют на функционирование экономики в целом и отдельных хозяйствующих субъектов — в частности.
С этой точки зрения следует констатировать, что обеспечение финансовой стабильности, как часть широкого формирования экономической безопасности, не будет в полной мере возможно без необходимой политики вмешательства государства и эффективности его институтов.
Построенное таким образом состояние финансовой стабильности будет непосредственно определять функционирование домохозяйств, предприятий, национальных государств и государственных интеграционных объединений, позволяя сознательно и ответственно осуществлять интегрированный надзор в рамках глобальных финансовых рынков.
Нарушение финансовой системы государства проявляется в возможности совершения ошибок в денежно-кредитной и фискальной политике, что напрямую вызвано искаженными макроэкономическими параметрами. Искажение этих параметров происходит, в том числе, в результате негативного воздействия отмывания денег на экономику.
Также происходят неожиданные изменения в глобальном спросе на деньги, наблюдается нестабильность обменных курсов и процентных ставок. Нарушения в налоговой системе возникают в результате неадекватного сбора налогов, обусловленного неправильным декларированием доходов (или сознательным искажением) некоторыми организациями. Последние нарушения могут быть серьезно связаны с неправильной инвестиционной политикой государства, а также с неправильным распределением государственных расходов. Кроме того, отмывание денег может привести к нестабильности государственной финансовой системы.
Мониторинг является незаменимым элементом процесса управления каждой организованной деятельностью человека независимо от направления, уровня и масштаба. Необходимо отслеживать изменения в ключевых параметрах организационных систем различных уровней как в управлении всей национальной экономикой, так и в ее индивидуальных областях и организационных подразделениях, включая подразделения сектора государственных финансов.
Финансовый мониторинг регулирует общественные отношения, одним из субъектов, которых является уполномоченный орган государства, либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту. В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор).
Механизм финансового мониторинга можно представить в виде процедур (этапов) финансового контроля (рисунок 1).
Рис. 1. Последовательность процедур (этапы) финансового контроля
Так как государственный финансовый мониторинг является одной из форм государственного финансового контроля, что определяет способ проведения и направленность контрольных мероприятий, то сущность его проявляется в установлении фактического состояния дел и соблюдении требований действующего законодательства объектом контроля (мониторинга), финансовой дисциплины и рациональности при формировании, распределении, владении, использовании и отчуждении предмета контроля, то есть активов, принадлежащих государству, а также использовании средств, остающихся у субъекта финансовых правоотношений [4].
В процессе финансового мониторинга проводится оценка:
– уровня достижения плановых показателей и целей проведения закупок товаров, услуг;
– обоснованности этих закупок;
– необходимости изменения и улучшения нормативных правовых актов;
– возможных рисков, нарушений и путей их урегулирования и предотвращения.
Прежде всего, учреждения признают и оценивают риск отмывания денег и финансирования терроризма, связанный с экономическими отношениями, заключенными с клиентами, или с осуществляемыми ими разовыми операциями. На основе этого риска и его оценки они применяют меры финансовой безопасности, основной задачей которых является получение информации о своих клиентах и целях, для которых они используют услуги и продукты [5].
Обязанные учреждения уведомляют орган об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать о подозрении в совершении преступления по отмыванию денег или финансированию терроризма, а также о случаях обоснованного подозрения в том, что конкретная сделка или конкретные имущественные ценности могут быть связаны с тем или иным из вышеупомянутый преступления.
В процессе мониторинга чрезвычайно важна ценность информации, которая будет получена в результате его проведения.
В ходе проверки проверяется фактическое состояние реализации проекта с финансовой и материальной стороны, а также соответствие его реализации договору о финансировании проекта. В первую очередь проверяется документация, в том числе:
- Финансовые документы:
– оригиналы бухгалтерских документов, в том числе, прежде всего, счетов-фактур, счетов, бухгалтерских отметок, платежных ведомостей;
Объем контроля проекта:
– договоров в части их достоверности, соответствия договору финансирования, фактического существования, подтверждения выполнения данного заказа, поставки или строительных работ;
– документы, подтверждающие оплату представленных к расчету документов, т. е. выписки из банковских счетов, подтверждения о переводах, кассовые отчеты, квитанции;
– отдельные бухгалтерские записи с отчетом об оборотах и остатках.
Кроме того, оцениваются документы, подтверждающие принятие закупленной продукции к учету, учет основных средств и инвентарные книги.
- Документы, подтверждающие соответствие проектной деятельности политикам Сообщества, в том числе, в частности:
– объявления о вакансиях;
– трудовой договор;
– экологические сертификаты.
- Документы, подтверждающие соответствие осуществляемой деятельности Закону о государственных закупках или принципу конкуренции. Чаще всего проверке подлежат:
– метод оценки стоимости контракта;
– публикация содержания уведомления о контракте;
– подтверждение направления запросов потенциальным поставщикам;
– обоснование выбора наиболее выгодного предложения;
– отчет о присуждении контракта;
– содержание контракта, заключенного с выбранным подрядчиком или поставщиком.
- Документы, подтверждающие достижение предполагаемых показателей продукта/результата. Это могут быть, например:
– договор и счет на приобретение основных средств, предусмотренных проектом;
– договоры и текущие документы, подтверждающие заявленное увеличение занятости;
– договоры, подтверждающие установление сотрудничества с другими субъектами, указанными в заявке на софинансирование; — полученные сертификаты.
В июне 2003 г. Россия была принята полноправным членом в международную организацию ФАТФ — Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF), рекомендации которой (так называемые «40+9») являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3] и Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [2] положили начало созданию российской системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Важнейшей частью системы ПОД/ФТ является финансовый мониторинг (финансовая разведка).
Таким образом, в государственном секторе цель финансового мониторинга состоит в том, чтобы изучить соблюдение применимого законодательства, а также эффективность тестирования и оценка фактической реализации процессов, происходящих в единицах государственного сектора. Цель, указанная таким образом, указывает на законность действия и эффективность, описанную преимуществами, достигнутыми в отношении понесенных расходов.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Федеральный закон от 07.08.2001 n 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
- Указ Президента РФ от 08.04.2003 N 409 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)
- Лебедев И. А. Проблемы эффективности российской системы финансового мониторинга / Лебедев И. А., Ефимов С. В., Потехина В. В. // Известия ВУЗов. Серия: Экономика, финансы и управление производством, 2019 № 4.-С.26–31
- Яковлев А. Б. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как вид финансового контроля // Актуальные проблемы российского права, 2019 № 5.-С.86–96