Финансовой контроль и международное сотрудничество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 367 раз

Библиографическое описание:

Куприянова, Ю. В. Финансовой контроль и международное сотрудничество / Ю. В. Куприянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101390/ (дата обращения: 18.12.2024).



Изучение финансового контроля Российской Федерации с точки зрения международного сотрудничество привлекает внимание обширностью данного вопроса, его многогранностью, высоким уровнем вовлеченности и заинтересованности государства во взаимовыгодном сотрудничестве по части данного вопроса. Политика государства в отношении финансового контроля совершенствуется и принимает различные формы международного сотрудничества. Предметная детализация и анализ в результате существующих отношений между Российской Федерации и другими странами позволяет грамотно выстроить финансовую политику и эффективно использовать средства финансового контроля.

Ключевые слова: финансовый контроль, международное сотрудничество, росфинмониторинг, налоговые органы, 4–7 единиц, шрифт 12 пт, выравнивание по ширине, межстрочный интервал 1,15.

Экономическое сотрудничество, взаимодействие государственных надзорных органов в сфере финансового контроля, а также развитие международных отношений способствуют налаживанию механизма контроля, его гибкости в условиях экономических, политических, структурных изменений охватывающих макро- и микроэкономику. Развитие внутригосударственных образований, направленных на качественный финансовый контроль обусловлено реализацией финансовой политики, а также необходимостью в развитии экономики страны с целью улучшения уровня жизни населения.

Финансовый контроль охватывает различные этапы использования и движения финансовых ресурсов. В качестве основных моментов присущих финансовому контролю стоит выделить контроль за поступлением и расходованием бюджетных ресурсов, контроль за целевым использованием дотируемых средств, контроль за эффективным управлением материальных ресурсов, контроль за соблюдением налогового законодательства, валютного контроля, проверка ведения бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка финансовых расчетов юридических лиц и своевременное устранение нарушений.

В настоящий момент ведение бухгалтерского и финансового учета ведется с помощью применения информационных систем. Благодаря автоматизации руководители компаний, а также надзорные органы могут осуществлять финансовый контроль над деятельностью организации, проверять финансовые операции, правильность ведение хозяйственных и управленческих расходов.

В зависимости от специфики разного рода деятельности организации в работе могут быть использованы отличные друг от друга автоматизированные системы. Очевидно, что существует необходимость создания систем финансовой безопасности, внедрения технологий, вмещающих значительный объём данных, а также необходимость в различных в бизнес-сервисах. Постоянное совершенствование финансового контроля должно не противостоять бизнес-сектору, а наоборот способствовать его развитию, именно для этого современные технологии создают все необходимые предпосылки. [1]

С целью поиска наиболее эффективных методов реализации финансового контроля, а также усовершенствование финансовой политики государства необходим международный опыт. Обмен информацией, учет чужих ошибок создаст благоприятную атмосферу для выработки новых эффективных способов контроля.

Если изучить работу государства на международной арене в рамках взаимодействия по финансовому контролю, то можно заметить, как государство работает в данной сфере, какой объем работы проделан, и что еще только предстоит сделать. Используя опыт других стран в сфере осуществления финансового контроля, государство определяет дальнейшие пути развития финансовой, кредитной и налоговой политики. Перенимая и подстраивая под экономику страны обширный опыт других стран, мы создаём благоприятную среду для развития экономического сектора.

Переходя к основной части раскрываемой темы, стоит напомнить о том, что финансовый контроль, осуществляемый со стороны государства призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений [2], а также контролировать соблюдение правовых норм, исполнение государственных контрактов и т. д. С этой целью государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, уполномочены проводить соответствующие проверки и ревизии, и в случае выявления нарушений обязаны предоставлять полученные результаты проверок в правоохранительные органы. В качестве постоянного государственного органа финансового контроля в нашей стране выступает Счетная палата, основной задачей которой является контроль за исполнением федерального бюджета, за эффективным использованием финансовых ресурсов, а также ведет обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга.

Контрольное управление Президента Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов и поручений президента, реализацией общенациональных проектов, информирует Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента о результатах инициированных проверок и разрабатывает предложения по устранению выявленных нарушений [3].

Федеральная антимонопольная служба отвечает за соблюдение антимонопольного законодательства. Федеральная служба государственной статистики контролирует полноту и достоверность официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Федеральная налоговая служба реализует контроль в области соблюдения налогового законодательства. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контролирующие и надзорные функции в сфере реализации финансово-бюджетной политики, а также осуществляет функции органа валютного контроля [4]. Федеральная служба по финансовому мониторингу контролируют соблюдение юридическими и физическими лицами требований действующего законодательства Российской Федерации в области противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральная таможенная служба отслеживает перемещение через таможенную границу государства физических лиц, товаров, предметов, капиталов, а также реализует взимание таможенных пошлин и сборов.

Далее рассмотрим проработку каналов связи и ключевые моменты взаимодействия государственных федеральных служб с международными структурами в области финансового контроля.

Федеральная налоговая служба принимает участие в дискуссиях на различных международных площадках, что в свою очередь позволяет оперативно отвечать на появление налоговых изменений, вызванных современными политическими реалиями учитывая международный опыт.

Рассмотрим следующие объединения, связанные с плотным сотрудничеством и взаимообменом. Федеральная налоговая служба нашего государства ежегодно принимает участие в заседании руководителей и экспертов налоговых администраций БРИКС. В ноябре предыдущего года состоялось запланированное заседание, посвященное увеличению роли налогового механизма БРИКС на международной арене. Механизм межбанковского сотрудничества (ММС) позволяет обеспечивать финансовое обслуживание экономического и технического направления, развивать торговлю, поддерживать развитие инфраструктуры, энергетики и высокотехнологичных сфер. Банки стран БРИКС способствуют развитию многосторонних финансовых отношений, создавать и совершенствовать базовые механизмы урегулирования платежей и осуществлять вложения в инвестиционные проекты в национальных валютах.

Еще одной новостной повесткой стало решение партнеров по БРИКС о создании сборника «Лучшие налоговые практики стран БРИКС» (The Best Tax Practices from the BRICS), в котором представлены тематические исследования ведущих практик каждой налоговой администрации БРИКС. Согласитесь, что участие нашей страны в таких разработках будет способствовать улучшению и совершенствованию как налоговой политики государства, так и благоприятному влиянию на экономический сектор.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран включает в себя Центр по предпринимательству, малому и среднему бизнесу и региональному развитию (Сentre for Entrepreneurship, SMEs and Local Development, CFE), Центр бюджетно-налоговой политики (Centre for Tax Policy and Administration, CTP), Директорат по финансовым вопросам и вопросам предпринимательства (Directorate for Financial and Enterprise Affairs, DAF), Директорат по сотрудничеству в вопросах развития (Development Co-operation, DAC), Экономический департамент (Economics Department, ECO). [5] Использование данной площадки предполагает постоянный взаимообмен мнениями и опытом, формирование общей позиции по вопросам международной налоговой повестки.

В настоящий момент Федеральная налоговая служба нашего государства нацелена на развитие сотрудничества, в связи с этим возросла роль нашего участие в международном дискурсе, за счет курирования двух международных проектов под эгидой FTA. Одним из которых является проект по онлайн-кассам, а другой — курирование сообщества по цифровой трансформации.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) является международной организацией, целью которой является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики (http://www.eaeunion.org/). Участие Федеральной налоговой службы в такого рода союзе обусловлено постоянным инфообменом, валютный контроль, контроль за товарами, ввозимыми на таможенную территорию союза и перемещаемых между его государствами-членами. Для выявления слабых мест, сдерживающих развитие бизнеса и гармонизации валютного законодательства государств-членов ЕАЭС, наше государство как член Рабочей группы валютной сферы участвует в мониторинге законодательства государств-членов в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Федеральная налоговая служба следит за международной практикой и передовым опытом в сфере как регистрации предприятий и предпринимателей, так и развития соответствующих реестров и представления сведений из них. Это позволяет эффективно планировать действия ФНС России по правовому и технологическому развитию процессов регистрации.

Межправительственная организация (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF)), созданная по решению стран «Большой семерки», занимающаяся разработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. [6] К основным вопросам в сфере международного сотрудничества в рамках ПОД/ФТ можно отнести распространение положительного опыта в сфере ПОД/ФТ среди стран-партнеров, постоянный обмен актуальной информацией.

В рамках многостороннего сотрудничества Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в Региональной группе по типу ФАТФ на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ).

В качестве примера была приведена Налоговая служба нашей страны и ее международное сотрудничество. Аналогичная работа ведется и другими службами, в чьи обязанности входит осуществление надзорных мероприятий. Учитывая количество людей, работающих в наших государственных контрольных органах, а также сотрудников, задействованных в реализации описанных проектов, невероятный объем входящей информации для ее дальнейшей переоценки и практического использования, можно закончить выражением Стива Джобса о том, что великие дела в бизнесе никогда не совершаются одним человеком; они сделаны командой людей. В данном случае команда многонациональная и несмотря на существующую мировую обстановку очевидным позитивным фактором является наличие общих тем, которые не только способствуют выработке нестандартных решений в области финансового контроля, но и укрепление международных связей нашего государства с другими странами.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что обмен опытом, развитие взаимодействия Российской Федерации в рамках участия в различных международных проектах позволит усовершенствовать финансовую политику, разработать новые, современные методы ведения финансового контроля, а также повысить эффективность использование финансовых ресурсов на многоуровневой экономической структуре.

Литература:

  1. Зуева, С. Н. Организация финансового контроля в рамках цифрового бизнеса / С. Н. Зуева. — Текст: Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 177–180. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71529/ (дата обращения: 25.03.2023).
  2. Статья Д. В. Кривопалова «01.02.04 Финансовый контроль»/Менеджмент/ https://www.klerk.ru/
  3. Официальный сайт «Президент России» http://www.kremlin.ru/structure/administration/departments
  4. Интернет-портал Правительства Российской Федерации http://archive.government.ru/power/77/
  5. Организация экономического сотрудничества и развития — Гуманитарный портал
  6. Статья «Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ) 28 сентября 2018 https://idekart.ru/articles/vnutrenniy-kontrol-v-tselyakh-pod-ft-dlya-subyektov-fz-115
  7. Официальный сайт Росфинмониторинг https://www.fedsfm.ru/fm/international-cooperation
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, Российская Федерация, федеральная налоговая служба, валютный контроль, международное сотрудничество, Федеральная служба, контроль, развитие, финансирование терроризма, финансовая политика.


Ключевые слова

международное сотрудничество, финансовый контроль, налоговые органы, Росфинмониторинг, 4 7 единиц, шрифт 12 пт, выравнивание по ширине, межстрочный интервал 1, 15

Похожие статьи

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Бюджетно-правовая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств на примере Китая

Нецелевое расходование бюджетных средств является предметом правового регулирования во всех странах мира. В связи с тем, что российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организацион...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Влияние таможенной политики на инвестиционную привлекательность ДФО

Таможенная политика приграничных территорий, применяемая РФ, определяет степень вовлеченности в региональные процессы ДФО, при том, что ресурсная база является привлекательной для потенциальных инвесторов. Государственные меры, принятые в отношении п...

Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях

В условиях экономического кризиса проблемы, связанные с формированием системы внутреннего контроля товарных операций в торговой организации, приобретают особую актуальность, а методы внутреннего контроля требуют постоянного совершенствования. Изучени...

Формы муниципального контроля: зарубежный опыт

В статье проводится анализ актуальных форм муниципального контроля, используемых в зарубежных странах на современном этапе. Данный анализ может способствовать использованию положительного опыта зарубежных стран в улучшение института муниципального ко...

Перспективы развития международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж — одна из эффективных форм регулирования международных коммерческих споров. Благодаря данной форме большинство споров разрешаются в досудебном порядке, что значительно экономит время и финансы сторон договора. Но к...

Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Теоретический и правовой анализ взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является необходимым...

Зарубежный опыт организации и проведения государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государствен...

Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере закупок

Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны. Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере...

Похожие статьи

Опыт зарубежных стран в осуществлении закупок товаров, работ, услуг: аналитический обзор

В данной статье приводится аналитический обзор различных авторов в исследованиях вопросов теории и практики осуществления закупочной деятельности в иностранных государствах. Анализируются процедуры проведения закупочной деятельности в иностранных гос...

Бюджетно-правовая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств на примере Китая

Нецелевое расходование бюджетных средств является предметом правового регулирования во всех странах мира. В связи с тем, что российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организацион...

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Влияние таможенной политики на инвестиционную привлекательность ДФО

Таможенная политика приграничных территорий, применяемая РФ, определяет степень вовлеченности в региональные процессы ДФО, при том, что ресурсная база является привлекательной для потенциальных инвесторов. Государственные меры, принятые в отношении п...

Особенности организации системы внутреннего контроля в торговых организациях

В условиях экономического кризиса проблемы, связанные с формированием системы внутреннего контроля товарных операций в торговой организации, приобретают особую актуальность, а методы внутреннего контроля требуют постоянного совершенствования. Изучени...

Формы муниципального контроля: зарубежный опыт

В статье проводится анализ актуальных форм муниципального контроля, используемых в зарубежных странах на современном этапе. Данный анализ может способствовать использованию положительного опыта зарубежных стран в улучшение института муниципального ко...

Перспективы развития международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж — одна из эффективных форм регулирования международных коммерческих споров. Благодаря данной форме большинство споров разрешаются в досудебном порядке, что значительно экономит время и финансы сторон договора. Но к...

Проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Теоретический и правовой анализ взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является необходимым...

Зарубежный опыт организации и проведения государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает мировую практику проведения государственного финансового контроля в развитых странах мира в сравнении с нормами, принятыми в Российской Федерации, приводится сравнительный анализ ключевых элементов проведения государствен...

Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере закупок

Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны. Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере...

Задать вопрос