Государственное управление, правовые отношения, которые складываются в процессе исполнительной и распорядительной деятельности, являются ключевой проблемой политико-правовой мысли, современной юриспруденции, и не только административных исследований.
Ключевые слова : государственное управление.
Public administration, legal relations that develop in the process of executive and administrative activities, are the key problem of political and legal thought, modern jurisprudence, and not only administrative research.
Keywords : public administration.
Система государственного управления всегда актуальна, сложна, многогранна, многопланова, теоретически неисчерпаема и находится в авангарде политики, идеологических взглядов в стране, органично связана с вызовом времени и находит адекватный ответ в повседневной практике государственного строительства.
Задачами идеологии являются стандартизация сознания граждан, т. е. формирование у них определенного образа, одинакового для всех понимания окружающих явлений, жизни и менталитета. Идеология может дискредитировать и дестабилизировать социальные отношения. К. Маркс, вслед за Наполеоном, определял идеологию как искаженную (ложную) форму повседневного сознания.
Смена целей, устоявшихся образов в общественном сознании происходит из-за смены социально-экономических, духовных условий развития, кардинальных изменений в стратегии развития, но это не дает оснований для пренебрежительного отношения к состоянию и динамике идеологии в обществе.
Идеологическое влияние на современность может очень серьезно способствовать преодолению острого конфликта в общественных отношениях.
Проблема оглушительно актуальна в современный период, поскольку управлению в целом и государству в частности уделяется самое острое внимание. Думается, что такое внимание следует рассматривать и оценивать положительно, конечно, при условии, что ученые и практики менеджмента ставят перед собой задачу раскрыть суть, характер современного менеджмента, отделить его разновидности, не искажая прошлое и настоящее, искать пути повышения эффективности исполнительной и распорядительной деятельности, укрепления национальной государственность [1].
Не будет подлинного аналитического подхода, объективного исследования, если мы не разработаем концепцию четкого и многомерного понимания содержания и значения государственного управления в укреплении российской государственности, правопорядка, в совершенствовании демократических основ общества, в защите прав и свобод граждан и народовольцев, укрепление повседневной обороноспособности, боеготовности страны.
Нынешнее состояние России можно охарактеризовать как определенный этап стабилизации, укрепления верховенства права, значительного повышения эффективности управления (регулирования) в некоторых сферах жизни государства, общества и личности. В то же время реальная практика управления, особенно в агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, состояние социально-культурной сферы, материальное благополучие значительной части населения, уровень государственной дисциплины и законности, эффективность правовой системы, крайне противоречивое воздействие внешнего фактора свидетельствуют о значительных системных, организационных и правовых усилиях государства, населения по дальнейшему развитию страны, укреплению ее обороноспособности и авторитета в мировом сообществе.
Как всегда, позитив характеризуется определенной непоследовательностью, определенной нестабильностью, вбирающей в себя наследие прошлого, масштаб и сложность задач настоящего и будущего [3].
Невозможно игнорировать усложняющее влияние внешнего фактора под влиянием диалектики глобализации, господствующей в мире однополярности. Внутренние дезорганизующие процессы все еще действуют, организованная преступность прилагает усилия для дестабилизации определенных важных сфер общественных отношений, разлагает нестабильную часть государственного и муниципального аппарата, СМИ; терроризм и экстремизм, коррупция (продажность) определенной части бюрократии по-прежнему представляют серьезную и возрастающую опасность. За прошедшее столетие дилетантизм широко проявился в управлении, имело место поощрение негативных сторон деятельности многих руководителей предприятий, организаций и учреждений. Между тем кадровый вопрос предполагает постоянное повышение требований к профессиональным и личностным качествам руководителей и в то же время требует особой деликатности, строжайшего исполнения государственной дисциплины, служебного долга.
В общей суматохе, при попустительстве правоохранительных органов во многих сферах общественных отношений негативные действия людей могут гипертрофироваться в значительной степени, тогда исчезает всякий страх, личное и общее предотвращение юридической и политической ответственности. К сожалению, происходит распад фундаментальных основ государственной службы, что влечет за собой коррупцию, забвение приоритета государственных интересов. Эффективность исполнительной и распорядительной деятельности выглядит гораздо сложнее и предполагает всестороннее совершенствование, качественное обновление деятельности государственных и общественных структур, повышение ответственности личности, населения за судьбу страны, формирование адекватных институтов гражданского общества и демократической, социальной, правовой и сильное государство в рыночной экономике. Эти проблемы масштабны, сложны и предполагают самое активное и ответственное участие в их решении всех слоев российского общества, усиление управляемости, его модернизацию [2].
Принципы государственного управления, являясь основополагающими идеями, определяющими начало наиболее обобщенных основ оптимального построения (статики) и функционирования (динамики) системы исполнительно-распорядительной деятельности, облеченные в правовую форму, составляют целостную систему.
Существуют социально-правовые принципы государственного управления (законность, объективность (научная), федерализм, демократия, участие общественности в управлении; прозрачность, открытость, разделение властей, гласность, концентрация и деконцентрация функций, организационно-правовой порядок, конкретность, эффективность, государственная и служебная дисциплина) и организационно-правовые принципы (например, применение на практике принципа соответствия между теорией и реальностью).
Система органов исполнительной власти РФ призвана обеспечивать, очерчивать направления благосостояния населения, социальной защищенности и, что крайне важно в современный период, безопасности общества, государства и личности, защищать конституционный строй, сохранять территорию (пространство) страны.
Литература:
- Василькова B. B. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 2015. С. 30.
- Коков В. М. Управление сродни игре слаженного оркестра. Как осуществляется административная реформа в Кабардино-Балкарии // Российская газета. 2017. 11 августа.
- Цечоев, В. К. История органов и учреждений юстиции России / В. К. Цечоев. — М.: Издательство «Юрайт». — 2015. — С. 45