Одним из набирающих популярность направлений развития туризма в настоящее время является арктический туризм. Возникновение интереса у людей к этим территориям приводит к экономическому росту и развитию этого региона и, как следствие, еще большему росту заинтересованности у населения. В связи с этим приобретает актуальность создание туристических комплексов в арктических регионах, развитие транспорта и инфраструктуры для дальнейшего освоения этих территорий.
Ключевые слова: арктический туризм, туристический комплекс, экстремальная среда, дизайн среды, психоэмоциональное состояние.
Арктический туризм приобретает всю большую популярность в связи с нарастающим из года в год потоков туристов, желающих посетить арктические регионы. Это связано прежде всего с тем, что наряду с традиционными видами отдыха, людей стали интересовать непривычные виды отдыха на отдаленных территориях с суровым климатом. Туристов интересуют новые впечатления, которые в большом количестве можно получить именно на просторах северных широт.
К главным факторам туристической привлекательности арктических зон можно отнести: климатические особенности, географическое положение, ледники и айсберги, полярный день/ночь, северное сияние, арктические природные ландшафты, флора и фауна, зимние виды отдыха, а также возможность побывать на Северном полюсе. Последний фактор имеет символическое значение, так как ни пейзаж, ни климат не отличают это место, от любого другого в радиусе сотен километров вокруг.
К немаловажным психоэмоциональным факторам необходимо отнести понятие «пустоты» и «край Земли», что часто ассоциируется с арктическими широтами и может быть расценено как предмет высокой аттрактивности, так и наоборот. Помимо влияния очевидных негативных факторов среды, таких как холод, ветер, снег и др., человек подвержен дестабилизации психоэмоционального состояния. Монотонность, одиночество, информационная изоляция и постоянная угроза для жизни также являются угнетающими факторами, действующими непосредственно на психоэмоциональное состояние.
Таким образом, масштабная проблема научно-технического освоения Севера и присвоения его на общекультурном (общечеловеческом) уровне встречает препятствие на уровне создания предметно-пространственной «оболочки» для пришлого человека (туриста), выходца из средних и низких широт. Предметное окружение человека — мир его вещей — выступает как адаптационный механизм, позволяющий снять стресс пребывания в экстремальной среде. Организация предметно-пространственной среды — профессиональная область деятельности дизайнера [1]. Факторы внешней среды накладывают определенный отпечаток на человека и его предметно-пространственное окружение. Набор предметов становится жестко лимитированным, в то время как требования к ним ужесточаются в связи с агрессивностью климатических условий [1]. Для дизайнера экстремальной среды главной задачей является сохранение человека в экстриме, поддержание его здоровья, обеспечение безопасности и нивелирование факторов негативного воздействия. Дизайн в данном случае рассматривается как деятельность, нацеленная на достижение полного соответствия создаваемых объектов и среды возможностям и потребностям человека — как утилитарным, так и эстетическим, поэтому очень важно создать комфортную среду для пребывания человека в качестве туриста, не нанося вред и не нарушая целостность природных ландшафтов.
Однако сегодняшнее состояние отечественного и мирового дизайна характеризуется отсутствием масштабных научных исследований, которые могли бы предоставить систематизированную информацию о среде под тем углом зрения, как это необходимо проектировщику, а также снабдить дизайнеров проектным инструментарием, позволяющим сразу же приступить к созданию специализированной северной «предметности». Следствием этого становится «поверхностная локализация» — перенос объектов, технологий и методов проектирования из среды с умеренным климатом, развитой инфраструктурой производства и высоким уровнем урбанизации в контрастно-суровые условия Арктики, сопровождающийся минимальными изменениями основных технических характеристик объекта, без трансформации его «неарктической» сущности [2].
Одним из примеров удачно реализованного туристического комплекса является деревянный оздоровительный отель Arctic Bath (Арктическая купальня) в окрестностях г. Харадс (Швеция) на реке Луле.
Рис.1. Вид на туристический комплекс Arctic Bath
Arctic Bath является уникальным в своем роде оздоровительным комплексом, часть которого расположена непосредственно над водой, а именно главное здание круглой формы, напоминающее птичье гнездо и шесть отдельно стоящих домиков (Рис.2.). Еще шесть хижин разместились в березовой роще неподалеку. (Рис.3.)
Рис.2. Жилые дома на реке Луле
Рис. 3. Жилой дом на берегу
В комплексе предусмотрено все для комфортного проживания современного человека. Здесь постояльцы могут с комфортом отдохнуть вдали от цивилизации и насладиться расслабляющими и общеукрепляющими процедурами. Предполагается, что наибольшей популярностью отель будет пользоваться в зимний период, когда посетители смогут полюбоваться северным сиянием. В Arctic Bath организуются сезонные мероприятия, чтобы разнообразить досуг постояльцев. Летом это походы и катание на байдарках, практики по йоге и медитации. Зимой — пешие походы, наблюдение за медведями и лосями в дикой природе, катание на лыжах, собачьих упряжках и другие снежные активности [3].
Центром композиции является купель (Рис.4.), она спроектирована шведскими архитекторами Бертилем Харстрем и Юханом Кауппи. Необычная форма и особенности декора обусловлены задумкой авторов о чувстве надежности и защищенности у посетителей, а перекрещивающиеся бревна используются как часть культурного и исторического кода, они должны напоминать о роли дерева в развитии страны.
Рис. 4. Вид на купель Arctic Bath
Еще одной особенностью этого комплекса является использование местных кулинарных традиций в стиле «саамский фьюжн». Рецепты интерпретируют на современный манер, используя при этом органические продукты и ингредиенты.
Рис. 5. Устройство купели изнутри
Гостиница спроектирована с учетом самых высоких экологических стандартов так, чтобы оказывать минимальное влияние на окружающую среду. Она построена исключительно из местных натуральных материалов.
Дизайн номеров выполнен в стиле скандинавского минимализма, с его простыми формами, приглушенной палитрой мягких пастелей и акцентом на натуральные материалы, такие как светлое дерево и камни натуральных тонов [3].
Рис. 6. Интерьер жилого дома Arctic Bath
Рис. 7. Интерьер жилого дома Arctic Bath
Подводя итог, актуальность туристических комплексов в арктической зоне основывается на возросшем спросе у туристов, также арктический туризм, как и любой другой способствует диверсификации экономики данных территорий. Факторы внешней среды усложняют пребывание человека в высоких широтах, но несмотря на это туристический интерес не уменьшается. Поэтому дизайнерам в экстремальной среде необходимо создавать комфортную среду для пребывания людей, путем «поверхностной локализации». Идеи проектов могут основываться на традициях и истории народов и поселений этой местности.
Литература:
- Гарин, Н. П. Арктический дизайн: основные понятия и практика реализации / Н. П. Гарин, С. Г, [и,др Кравчук. — Текст: непосредственный // Дизайн и технологии. — 2017. — № 62 (104). — С. 18–19.
- Usenyuk, S. Proximal Design: Users as Designers of Mobility in the Russian North / S. Usenyuk, S. Hyysalo, J. Whalen. — Текст: непосредственный // Technol. Cult.. — 2016. — № 4. — С. 866–870.
- Плавучий спа-отель в Швеции. — Текст: электронный // alkor: [сайт]. — URL: https://mpalkor.ru/strory/neobychnye-derevyannye-bani (дата обращения: 05.04.2023).