Необходимость введения дисциплины «Астрономия» обязательным предметом в программу среднего общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 08.04.2023

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Валиахмедов, Д. З. Необходимость введения дисциплины «Астрономия» обязательным предметом в программу среднего общего образования / Д. З. Валиахмедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101433/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается историческое развитие астрономии в системе образования СССР и России, ее последующее влияние на граждан (как при наличии дисциплины в обязательной школьной программе, так и при ее отсутствии). Излагаются тезисы о необходимости введения астрономии в перечень обязательных предметовсреднего общего образования.

Ключевые слова: астрономия, важность астрономии, программа среднего общего образования, обязательные школьные дисциплины.

Астрономия является важной школьной дисциплиной, которая должна дать детям научное представление о мире, в котором они живут. Данную мысль понимала и советская власть, поэтому в 1932 году данный предмет стал обязательным в советских школах.

Это смогло просветить общество, что в свою очередь сказалось на советской космонавтике и ее главных достижениях уже спустя 25 лет:

— «Спутник-1» — первый в мире искусственный спутник, запущенный в космос (1957);

— «Луна-2» — автоматическая межпланетная станция, которая впервые достигла поверхности Луны (1959);

— «Луна-3» — автоматическая межпланетная станция, которая впервые сфотографировала обратную сторону Луны (1959);

— «Восток-1» — космический корабль, на котором был совершен первый полет человека в космос (1961);

— «Венера-7» — автоматическая межпланетная станция, которая совершила мягкую посадку на поверхность Венеры и смогла передать оттуда сигнал (1970);

— «Марс-3» — автоматическая межпланетная станция, которая совершила мягкую посадку на поверхность Марса и смогла передать оттуда сигнал (1971) [3].

И хоть важная часть главных конструкторов ракетно-космической техники к 1932 году уже окончили школу (Королев Сергей Павлович, Глушко Валентин Петрович, Пилюгин Николай Алексеевич), однако на взгляды и интересы сотен людей, с которыми они совместно работали в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, могло повлиять, в том числе, и изучение астрономии в школе, что предопределило их будущий род деятельности.

Однако в 1993 году астрономия была отменена в школах, как обязательный предмет, поэтому перед всеми учебными заведениями страны стал выбор, либо полностью отказаться от нее, либо перевести в разряд факультативных, то есть необязательных, предметов. Большинство школ выбрали первый вариант.

Конечно, стоит понимать, что астрономия как предмет ушла из школьных обязательных дисциплин, однако информация, которую ученики изучали на уроках, пусть и не в полном объеме, но все-таки перешла на другие естественно-научные предметы [7].

Общее понимание мироустройства, Вселенной, тел и объектов Солнечной системы дети еще с начальной школы получают на окружающем мире. Уже в старшей школе ученики знакомятся с основами астрономии на уроках естественно-научных дисциплин, в основном физике. Однако время на изучение астрономии в этих предметах выделяется незначительное, и информация изучается только поверхностно.

Данная ситуация сильно сказалась на знаниях людей о космосе. Так в 2007 году, государственная исследовательская компания ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) провела опрос среди россиян, где среди прочих спрашивалось: «Солнце вращается вокруг Земли?». На что положительно, то есть неправильно, ответило 14 % опрошенных. В 2011 году на этот же вопрос неверно ответило уже 20 % участников опроса, а в 2022–35 %. В этом же, 2022, году на вопрос: «Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц?» неверно ответило 12 % опрошенных людей [5].

Результаты исследования можно интерпретировать по-разному. Часть опрошенных могла растеряться, и из-за стресса, связанного с проведением исследования, они ответили неправильно. Опрос проводился среди небольшой выборки россиян, всего 1600 человек, что составляет чуть более 0,00001 % всего населения страны.

Сам вопрос про вращение Солнца вокруг Земли некоторые считают некорректным. Например, учитель физики Михаил Казаков, ссылается на принцип относительности движения, в котором движение объекта характеризуется относительно выбранной точки отсчета, поэтому можно утверждать, что Солнце движется вокруг Земли (если точкой отсчета принять Землю), и наоборот, что Земля движется вокруг Солнца (точка отсчета — Солнце) [6].

При этом нужно понимать, что людям при взаимодействии друг с другом следует придерживаться тех идей, которые считаются верными и доказанными, если же таких идей несколько, то нужно выбирать ту, которая принята в обществе. Так в системе образования, сфере науки и массовой культуре сильно преобладают идеи гелиоцентрической системы мира, то есть той, где движение планет Солнечной системы, в том числе и Земли, осуществляется вокруг Солнца.

Особое же внимание в данном случае необходимо уделить не количеству людей, давших неправильный ответ, а их росту более чем в два раза за 15 лет. Что показывает сильную тенденцию уменьшения уровня знаний астрономии среди граждан России. Это может являться следствием отмены астрономии, как обязательного школьного предмета.

Главным условием отбора для участия в опросе составлял возраст респондентов, человек должен быть старше 18 лет. Во время опроса 2007 года людям, учившимся по школьной программе, где точно присутствовала астрономия, было минимум 30 лет, а при опросе 2022 года возраст этих людей составлял минимум 45 лет. Из этого следует, что людей, которые не изучали в школе астрономию, в 2022 году было больше, чем в 2007, поэтому количество респондентов, давших неправильный ответ и могло увеличиться более чем в два раза.

В 2017 году Министерство образования и науки выпустило приказ, согласно которому астрономия снова стала обязательной дисциплиной среднего общего образования.

Основными целями данного предмета являлось:

— Дать ученикам понимание естественно-научной картины мира и объяснение роли астрономии в понимании основных законов природы.

— Дать знания о Вселенной, небесных телах, космическом пространстве, важных открытиях в астрономии, а также умения определять местоположение и время, ориентируясь на астрономические объекты, объяснять видимое движение и положение космических объектов.

— Развить познавательные интересы, творческие и интеллектуальные способности человека во время изучения дисциплины.

— Научить применять полученные знания в практической области.

— Сформировать в ученике естественно-научные знания, необходимые для анализа устройства окружающего нас мира [1].

При принятии данного приказа было учтено, что некоторые школы могут быть не готовы к введению нового предмета в школьную систему образования, поэтому если учебное заведение не успело подготовиться к 1 сентября 2017 года, то введение предмета можно было отложить до 1 января 2018 года. Некоторые педагоги, которые в основном учились по программе «учитель физики и информатики», не были готовы к проведениям интересных и качественных уроков астрономии [4].

Конечно, с течением времени ситуация начала улучшаться, учителя приобрели опыт преподавания предмета. Выпускники школ стали поступать в учебные заведения по специальности: «учитель физики и астрономии», тем самым приобретая важные теоретические знания, необходимые им в их будущей профессии.

Однако спустя всего пять лет, в 2022 году, Министерство просвещения выпустило приказ, которым скорректировала основные образовательные программы, в результате чего астрономия снова перестала считаться обязательным предметом.

Объяснить решение министерства, попытался председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, который говорил про расширение изучаемого материала в основных образовательных предметах, например, физике. Время же, которое ранее предназначалось отвести на изучение астрономии, Панин предлагает отдать на изучение русского языка или математики [2].

В курсе физики действительно до 2017 года уделялось время на изучение астрономии, однако в среднем на это тратилось пять уроков. Ученики изучали информацию очень поверхностно и порой даже могли не понять некоторых вещей, потому что время, отведенное рабочей программой, не позволяло остановиться подробнее и уделить чуть больше занятий конкретным темам. Обособление астрономии в отдельный предмет позволило выделить на изучение данной дисциплины 34 часа, что почти в 7 раз больше того, что было ранее.

На практике ситуация может оказаться еще намного хуже, поскольку данная тема идет последней в курсе физики 11 класса, и если учитель не успевает закончить в течение года все темы курса, то он может исключить именно те, которые посвящены астрономии, как наименее перспективные. Ухудшает ситуацию и то, что до 2022 года в ЕГЭ по физике было одно задание, посвященное астрономии, однако позже его заменили на задачу из разделов механики и квантовой физики.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что введение астрономии, как обязательного предмета средней общеобразовательной школы, является необходимостью в современной России. После исключения в 1993 году астрономии из числа обязательных предметов, спустя 15–30 лет видно тенденцию на ухудшение знаний из этой области среди россиян, которая с течением времени становится все больше и больше.

Конечно, нужно понимать, что школы после введения астрономии в ранг обязательных предметов столкнутся с проблемой высококвалифицированных кадров, что создаст новую проблему — незаинтересованность детей в данном предмете. Однако при помощи государства, которое может сказаться в создании мастер-классов для учителей астрономии, курсов повышения квалификации, конференциях, необходимых для обмена опыта, ситуация будет становиться лучше с каждым годом. Не малую роль могут сыграть и учебные заведения, готовящие специалистов-педагогов, которые будут обучать и выпускать учителей астрономии с большими знаниями не только самого материала, но и его интересной подачи детям. Эффект же от этих уроков можно будет увидеть спустя десятки лет, который будет выражаться грамотным населением собственной страны.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. N 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089" [Электронный ресурс]: ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал. — Режим доступа: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 02.04.2023).
  2. Белова А. «Неактуальные» школьные предметы задвинули: астрономия и право перестали быть обязательными [Электронный ресурс]: Московский Комсомолец. — Режим доступа: https://www.mk.ru (Дата обращения: 04.04.2023).
  3. Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР — М.: Машиностроение, 1987. — 305 с.
  4. Красильников С. Возвращение астрономии в школу: «космический» энтузиазм и кадровый голод [Электронный ресурс]: ТАСС. — Режим доступа: https://tass.ru/ (Дата обращения: 04.04.2023).
  5. Почему необходимо просвещение, или снова о распространенных заблуждениях [Электронный ресурс]: ВЦИОМ Новости. — Режим доступа: https://wciom.ru/ (Дата обращения: 01.04.2023).
  6. Репина С. Физики осмеяли опрос ВЦИОМ: не факт, что Земля вращается вокруг Солнца [Электронный ресурс]: Московский Комсомолец. — Режим доступа: https://www.mk.ru (Дата обращения: 01.04.2023).
  7. Турцева Д. Школьникам привьют иммунитет к лженауке: астрономия возвращается в расписание уроков [Электронный ресурс]: Реальное время. — Режим доступа: https://realnoevremya.ru (Дата обращения: 01.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): автоматическая межпланетная станция, астрономия, изучение астрономии, общее образование, обязательный предмет, предмет, учитель физики, мягкая посадка, неправильный ответ, Солнечная система.


Ключевые слова

астрономия, важность астрономии, программа среднего общего образования, обязательные школьные дисциплины

Похожие статьи

Исторические сведения на уроках математики как средство развития познавательного интереса

В статье рассмотрены основные подходы к введению элементов истории математики в средней школе с целью развития познавательного интереса. Проанализированы основные формы использования исторических сведений на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования

В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе

В данной статье рассматривается учебная программа по физической культуре определяющий для всех вузов основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура», которая является составной частью общей культуры и профессионально подготовки студентов...

Проблемы и перспективы развития физической культуры в России

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисци...

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Экономические задачи как средство реализации прикладной направленности школьного курса математики

Задачи с экономическим содержанием являются одним из видов прикладных задач математики. Задачи с экономическим содержанием встречаются в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по математике, причём в ЕГЭ профильного уровня экономические задачи имеют повышенный уровень сложно...

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Разработка дополнительных общеобразовательных программ в настоящее время вызывает много вопросов и является одной из основных проблем. В представленных материалах переосмыслены подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ в свете ...

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Похожие статьи

Исторические сведения на уроках математики как средство развития познавательного интереса

В статье рассмотрены основные подходы к введению элементов истории математики в средней школе с целью развития познавательного интереса. Проанализированы основные формы использования исторических сведений на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Проблемы изучения школьной биологии в условиях реализации ФГОС общего образования

В статье раскрыты проблемы, с которыми сталкиваются школьные учителя биологии при реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Организационно-педагогические построения преподавания физической культуры в вузе

В данной статье рассматривается учебная программа по физической культуре определяющий для всех вузов основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура», которая является составной частью общей культуры и профессионально подготовки студентов...

Проблемы и перспективы развития физической культуры в России

В статье изложены основные проблемы современного образования в области физического воспитания. Обсуждаются перспективы развития данного направления в образовании. Высказывается точка зрения о структурно-логическом наполнении общеобразовательных дисци...

Наука в профессии педагога

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогическо...

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Экономические задачи как средство реализации прикладной направленности школьного курса математики

Задачи с экономическим содержанием являются одним из видов прикладных задач математики. Задачи с экономическим содержанием встречаются в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по математике, причём в ЕГЭ профильного уровня экономические задачи имеют повышенный уровень сложно...

Особенности преподавания предмета «Физическая культура» в вузе

В статье рассматривается важность и развитие основных принципов работы в различных учебных отделениях, в которых главным является дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу.

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Разработка дополнительных общеобразовательных программ в настоящее время вызывает много вопросов и является одной из основных проблем. В представленных материалах переосмыслены подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ в свете ...

Специфика и способы изучения ономастического пространства региона в школе

В рамках данной статьи обращается внимание на особенности изучения ономастического пространства региона в рамках курса основной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки изучения ономастического пространства региона, ключевые концепции, влияющие н...

Задать вопрос