В статье рассматриваются проблемы антимонопольного регулирования закупочной деятельности в России. Вней отражена актуальность реализации антимонопольной политики, потому что антимонопольное регулирование способствует увеличению доступности товаров и услуг для населения, защите прав потребителей, повышению качества продукции, увеличению инвестиций в экономику, развитию инноваций.
Ключевые слова: антимонопольное регулирование, конкуренция, монополия, закупки для государственных и муниципальных нужд, Федеральная антимонопольная служба РФ .
Основной приоритет конкурентной политики в России до 2030 года — развивать промышленность, защищая конкуренцию [5].
В основах регулирования антимонопольной деятельности в рамках государственных закупок в Российской Федерации лежат правовые нормы различных отраслей права, однако базовым является федеральный Закон о защите конкуренции.
Основными задачами государственного регулирования закупочной деятельности является обеспечение государственных и муниципальных нужд необходимыми товарами, работами или услугами. Не менее важной задачей такой деятельности является поддержание политики государства, а именно замещение импортных товаров отечественными и поддержка российских производителей [3].
Принятие в 2013 году Федерального закона № 44-ФЗ положило основу реформирования всей российской системы государственных и муниципальных закупок и стало стартом перехода к контрактной системе [1].
Основной целью данной реформы было увеличение эффективности и прозрачности в системе государственных закупок, а также сокращение коррупционных рисков. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ были определены новые правила проведения закупок, включая требования к участникам процедур и механизмы контроля за соблюдением законодательства. Были введены электронная форма проведения закупок и единая информационная система в области государственных закупок.
Антимонопольное законодательство — это правила, которые поощряют конкуренцию, ограничивая рыночную власть какой-либо конкретной фирмы, включая в себя обеспечение того, чтобы слияния и поглощения не чрезмерно концентрировали рыночную власть или не формировали монополии, а также пресекало деятельность фирм, которые стали монополиями.
Антимонопольное законодательство также не позволяет нескольким фирмам вступать в сговор или формировать картель для ограничения конкуренции с помощью таких практик, как фиксация цен.
Из-за сложности принятия решения о том, какие практики будут ограничивать конкуренцию, антимонопольное право стало отдельной юридической специализацией.
Нарушения антимонопольных правил является основанием для признания результатов закупки недействительными, и наложением штрафных санкций на должностных лиц, ответственных за нарушения.
В соответствии с законом о защите конкуренции за неисполнение предупреждений, вынесенных УФАС, антимонопольный орган возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства, и в рамках дела рассматривает те обстоятельства, которые послужили предметом выдачи данного предупреждения. В условиях выполнения предупреждения, такое нарушение считается устранённым и прекращенным.
Такие дела рассматриваются в соответствии с процедурой, которая закреплена в Приказе Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» [2].
Важной задачей ведомства является восстановление конкурентной среды для проведения закупок, что в свою очередь означает, что участниками торгов должны стать как можно большее количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для поддержания конкретной среды [4].
Практика рассмотрения жалоб участников закупок, которых «вытесняют» из честной борьбы за государственные закупки, довольно невелика, но, тем не менее, встречается.
Способы ухищрения заказчиков довольно различны, начиная со всевозможных установлений «ловушек» в закупочной документации из-за которых возможно отклонение заявки для участия в закупке.
Один из действенных вариантов борьбы может стать обращение с запросом о разъяснении положений документации, с указанием к заказчику, на возможно, необоснованное, и не правомерное требование.
Однако, если с таким разъяснением не согласен участник, то происходит обращение в ФАС.
По итогам работы 3 квартала 2022 года УФАС по СПБ поступило порядка 4 тыс. жалоб. В рамках рассмотрения жалоб было проведено 218 внеплановых проверок и по 800 закупкам было выявлено 1400 нарушений, выдано 45 предписаний. Было возбуждено 617 дел об административном правонарушении [6].
Большая часть из этих нарушений связана с размещением информации в единой информационной системе, порядком выбора способа определения поставщика, порядком отбора участников закупок и порядком заключения контракта. Кроме того, поступают жалобы, которые ссылаются на нормы законов утративших силу.
Нарушения антимонопольного законодательства — это совершение хозяйствующими субъектами противоправных и отрицательно влияющих на конкурентную сферу скоординированных действий на одном товарном рынке, сравнительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.
Таким образом, в рамках новой экономической политики уделяется большое внимание охране конкуренции и борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства. Существенную роль в этом процессе играет мониторинг закупочной деятельности государственных и муниципальных организаций, который позволяет выявлять нарушения и препятствовать им.
Таким образом, правильное использование государственных и муниципальных финансовых средств, а также поддержка конкуренции на рынке являются важными инструментами ускорения экономического роста страны и обеспечения благоприятной среды для бизнеса.
Литература:
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
- Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2012 г. N 339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2011, N 35, ст. 5092
- Иванченко Д. Р. Современные проблемы правового регулирования института государственных закупок /Д. Р. Иванченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 146–148.
- Сайдулаев Д. Д., Зурабова Х. М., Чантиева М. М. Особенности антимонопольного регулирования государственных закупок в современной россии // Московский экономический журнал. 2020. № 11. С. 132–139.
- Шаститко А. Е., Павлова Н. С., Мелешкина А. И., Фатихова А. Ф. Приоритеты конкурентной политики в России до 2030 года // Современная конкуренция. 2016. № 2 (56). С. 26–45.
- Официальный сайт Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Санкт-Петербургу // [Электронный ресурс]. URL: https://spb.fas.gov.ru/