В статье автор делает попытки выделения исторических этапов возникновения народного промысла — лоскутного шитья, выделения особенностей развития; классификации видов лоскутного шитья по стилистическим особенностям.
Ключевые слова : лоскутное шитье, народные промыслы, виды лоскутного шитья.
Техника лоскутного шитья с давних пор известна во многих странах. Заключается она в составлении разнообразных композиций — мозаичных узоров — из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пестрых, так и однотонных. У нас такое творчество получило название лоскутной (ситцевой) мозаики.
Лоскутное шитье относится к искусству создания ткани путем сшивания различных лоскутков материалов. На протяжении веков это практиковалось для создания одеял, одежды и других полезных предметов. Однако это также вид искусства, который набирает популярность в мире текстиля. Появление лоскутного шитья как современного вида искусства взяло мир штурмом, и различные художники теперь используют свой творческий потенциал, чтобы использовать эту среду для создания впечатляющих поделок [3].
История лоскутного шитья интересует многих. Как и когда возникла эта необычная традиция «собирать» вещи из кусочков ткани? Родиной данной техники принято считать Англию. Но на самом деле история появления лоскутного шитья связана с гораздо более давними временами. В национальном музее Каира выставлен образец орнамента, материалом для которого послужили кожаные фрагменты шкуры газели, ученые датируют его 980 г. до н. э. В музее города Токио хранится старинный наряд аналогичного возраста с лоскутными узорами. В 1920 году английским археологом А. Штейном был обнаружен буддийский ковер, относящийся примерно к IX веку, сшитый монахами из множества кусочков одежды паломников [2].
Лоскутные узоры родом из разных уголков мира. Например, афроамериканские лоскутные одеяла были вдохновлены Древним Египтом и Западной Африкой, в то время как европейские методы квилтинга находились под влиянием викторианской эпохи. Лоскутное шитье использовалось также в Японии, где оно называлось «боро», что означает «тряпки» или «лоскутки».
История возникновения лоскутного шитья в странах Европы не менее интересна. Есть предположение, что ремесло сие пришло с Востока вместе с возвращавшимися из крестовых походов рыцарями, которые везли с собой в качестве трофеев ковры, знамена, одежду и ткани. Затем, в конце XVIII века, переселенцы из Англии, Голландии и Германии привезли технику лоскутного шитья в Америку, где она была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества [1]. Западное название такой техники — пэчворк.
Со временем технология лоскутного шитья была значительно усовершенствована и превратилась в национальный вид творчества. Изготовление стеганых одеял из обрезков ткани — квилт — стало своеобразной традицией и времяпрепровождением. Согласно обычаю стеганые одеяла были даже неотъемлемой частью свадебного приданного: невесты должна была сшить тринадцать одеял в стиле квилт. Вскоре после того, как лоскутное шитье обосновалось в Америке, начали появляться свои собственные схемы и узоры. Темы для них брали из бытовых реалий, окружавших людей — от орудий труда до библейских притч («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Звезда Огайо и Техаса», «Лестница Иакова») [2].
Что касается нашей страны, то и у нас лоскутное шитье появилось не так давно, хотя экономия ткани всегда была в почете. Я думаю, каждый из нас может вспомнить свои поездки в деревню к родным, деревянные срубы, теплые избы, уютные плетенные разноцветные коврики и пестрые стеганые одеяла, созданные заботливыми руками бабушек. До XVIII века покупная ткань на Руси была редкостью и даже роскошью, доступной не каждой семье. В деревнях полотно ткали сами, соответственно и использовать старались каждый кусочек, да не по одному разу [5].
Вскоре лоскутное шитье начали использовать даже в качестве замены более дорогим кружевам и вышивкам. Причем в каждой местности наблюдались свои предпочтения в сборке полотна, выборе цветовых решений и методе стежки. В целом, традиционные узоры сводились к использованию простых квадратов, прямоугольников, треугольников, полосок, к сочетанию ярких контрастирующих цветов, деревенских мотивов [4]. Использование общей основы, к которой пришивались лоскуты, было редкостью.
Появление же лоскутного шитья как современного вида искусства можно объяснить слиянием различных мировых культур. Межкультурный обмен позволил художникам исследовать лоскутное шитье с современной точки зрения. Современные художники по лоскутному шитью занимаются не только созданием практичных предметов, но и заинтересованы в создании уникальных произведений искусства и инсталляций.
Лоскутное шитье превратилось из традиционного ремесла в вид искусства, который включает в себя целый ряд техник, таких как коллаж, вышивка, аппликации и печать. Художники также используют смешанные материалы, такие как бумага, металл и пластик, для создания замысловатых дизайнов, отражающих современные проблемы, такие как технологии, глобализация и экологичность [2].
Экологичность — важная тема в современном искусстве лоскутного шитья. Идея переработки отходов, которая предполагает превращение отходов в новые продукты более высокой ценности, вдохновила художников-лоскутников на создание экологически чистых произведений искусства с использованием переработанных материалов. Такой подход не только демонстрирует творческий потенциал художников, но и подчеркивает важность устойчивых и этичных практик в мире искусства.
Лоскутное искусство также стало платформой для современных социальных комментариев. Художники используют медиа для решения социальных, политических и культурных проблем, таких как раса, гендер и идентичность. Лоскутные инсталляции и выставки стали пространством для диалога по вопросам, которые часто упускаются из виду в обществе.
Лоскутное шитье, виды и техники которого весьма разнообразны, пользуется широкой популярностью. Из лоскутков можно изготовить любые предметы личного гардероба, с помощью пэчворка легко обновить интерьер своего дома или квартиры. Из полотна «Крэйзи» получаются нарядные блузки, жилеты и даже юбки. Используя лоскутную технику можно сшить милые вещи для детей. Также с использованием различных техник лоскутного шитья легко изготавливаются оригинальные косметички, кошельки, сумки.
Рассмотрим наиболее популярные техники и виды лоскутного шитья:
Современное лоскутное шитье — это более современный взгляд на традиционный стиль. В нем часто используются более смелые принты, яркие цвета и альтернативные материалы, такие как блестки, бисер и кружево. Современное лоскутное шитье также имеет тенденцию к более абстрактному дизайну, который может потребовать более сложных техник склеивания [6].
Художественные лоскутные одеяла — это лоскутные изделия, которые были возведены в ранг изобразительного искусства. Эти изделия могут включать традиционные элементы пэчворка, но часто в них также используются другие нетрадиционные материалы, такие как краска, вышивка или аппликация. Художественные лоскутные одеяла, как правило, являются единственными в своем роде изделиями, которые предназначены для демонстрации в качестве настенных гобеленов, а не функциональных лоскутных одеял.
Английское paper piecing — это стиль пэчворка, который включает в себя сшивание кусочков ткани по шаблонам, сделанным из бумаги или картона. Этот стиль часто используется для создания сложных, высокодетализированных узоров, таких как шестиугольники, ромбы и цветы.
Сшивание основы по частям — это техника, которая включает в себя пришивание ткани к основному материалу, такому как бумага, муслин или сопряжение. Этот метод позволяет получать точную выкройку и точные припуски на швы, и его часто используют для создания более сложных узоров, таких как изогнутые выкройки или замысловатые аппликации [7].
Машинное сшивание — популярный метод лоскутного шитья, который включает в себя использование швейной машины для сшивания кусочков ткани вместе. Машинное шитье происходит быстрее, чем ручное, и часто используется для создания больших лоскутных одеял, хотя его можно использовать и для небольших проектов.
В заключение можно сказать, что лоскутное шитье — это универсальный и разноплановый вид искусства, который предлагает бесконечные возможности для творчества и самовыражения. Независимо от того, предпочитаете ли вы традиционный дизайн или более современные подходы, существует стиль пэчворка, который будет соответствовать вашим интересам и навыкам. Разбираясь в различных видах пэчворка, вы сможете изучить новые техники и стили, а также найти новые способы выразить свое творческое видение.
Литература:
- Адамян А. А. Вопросы эстетики и теории искусства. — М.: Дашкова, 2019. — 168 с.
- Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. — М.: Практика, 2021. — 167 с.
- Калинина Е.С Натура и фантазия в декоративной композиции. — М.: Высшая школа, 2020. — 194 с.
- Мартынова Л. С. Художественная роспись тканей. — М.: Лань, 2021. — 179 с.
- Муханова И. А. Шитье из лоскутков. — М.: Дашкова, 2020. — 159 с.
- Носков В. Г. Перекличка веков. — М.: Высшая школа, 2021. — 187 с.
- Рондели Л. Д. Народное декоративное прикладное искусство. — М.: Практика, 2020. — 153 с.
- Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство. — М.: Дашкова, 2020. — 183 с.