Игра — главная развивающая деятельность ребенка дошкольного возраста. Именно она способствует развитию детей и воспитывает необходимые в жизни личностные качества. В спортивных играх ребенок развивает чувство коллективизма и самоконтроля, а также раскрывает свои способности. Игры помогают детям научиться дружить и понимать друг друга. Статья рассматривает важные личностные качества, которые можно развить с помощью спортивных игр.
Введение
Одно из ведущих мест среди огромного разнообразия средств физической культуры и спорта занимают спортивные игры. Современные спортивные игры начали складываться в конце XIX и начале XX века, представляя собой высшую ступень развития народных игр. Игры включают большое разнообразие двигательных действий, способствующих воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, моральных и волевых качеств, а также позволяют совершенствовать жизненно важные умения и навыки.
В настоящее время для физического воспитания используются множество игр, которые можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Подвижные игры характеризуются простыми правилами и элементарными взаимодействиями, например такими играми являются догонялки и платочек. Спортивные игры, в свою очередь, представляют собой единоборство двух сторон, протекающее в рамках правил, которые четко определяют такие характеристики, как состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь. Например, футбол и баскетбол являются спортивными играми.
Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Спортивными играми занимаются в школах, техникумах и вузах.
Основная часть
Рассмотрим личностные качества необходимые спортсмену, на развитие которых влияют спортивные игры.
1. Целеустремленность является одним из главных качеств успешных спортсменов. Она заключается в способности человека устанавливать четкие цели, которых он добивается при любых сложностях, направляя все свои силы на их достижение. Чтобы развивать целеустремленность, важно ставить перед собой настоящие вызовы, требующие упорства и усилий. Правильная постановка целей в тренировочном процессе может стать решающим фактором для будущих успехов в спорте. Развитие этого качества требует проявления волевых качеств. Важно заинтересовать спортсмена в поставленной цели, организовать процесс выполнения целей и контроль за ими. Можно дифференцировать цели, присваивая их каждому спортсмену с учетом его индивидуальных способностей, но не следует создавать разобщенность в команде. Особенно на начальных этапах тренировочного процесса важно поощрять спортсменов, отмечая их успехи и достижения, что поможет им добиваться поставленной задачи. Целеустремленность формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, таких как самооценка, мотивация, ответственность, условия тренировочного процесса и микроклимат в команде.
Ощущение уверенности возникает, когда человек может объективно оценить свои возможности и поэтому принимает решение выполнять действия без колебаний. Это чувство формируется в процессе тренировок и благодаря достижениям на соревнованиях. Когда ребенок достигает поставленных целей, это влияет на его самооценку и укрепляет уверенность в своих силах. Более уверенный ребенок становится более самостоятельным, легче устанавливает контакты со сверстниками.
2. Дисциплинированность — это способность следовать установленным правилам и нормам поведения. Увлечение спортом помогает ребенку развить дисциплину и контролировать свои поступки. Более того, спортивные занятия предоставляют здоровое времяпрепровождение, которое не даст ребенку возможности бесцельно тратить время.
Дисциплинированность — это способность подчинять свои волевые проявления необходимости и требованиям, усвоенная в процессе воспитания. Развитие самодисциплины, как сознательного подчинения установленным правилам, помогает человеку противостоять негативным влияниям и следовать пути нравственности. Поэтому воспитание дисциплинированности неразрывно связано с нравственным воспитанием личности.
В воспитании дисциплинированности важны следующие факторы:
1) Соблюдение установленного режима;
2) Следование определенным правилам;
3) Формирование привычек дисциплинированного поведения.
Таким образом, привычка быть активным в достижении цели, затрачивать необходимые усилия, быть решительным и быстрым в действиях и доводить их до успешного завершения, являются одними из привычек, которые способствуют развитию дисциплинированности.
3. Инициативность важна в процессе спортивной борьбы, так как она позволяет объективно оценить ситуацию и подтверждает готовность самостоятельно принимать на себя ответственность за предпринимаемые действия.
Волевое качество инициативности заключается в способности человека самостоятельно определять цели своей деятельности и организовывать действия для их достижения. Для проявления инициативности необходимо понимание ситуации, составление плана действий, а также готовность принять на себя ответственность за свои решения и поступки.
Воспитание инициативности требует создания условий, в которых воспитанники могут самостоятельно находить выход из положений. Если задача решается другими людьми, то это не способствует проявлению собственной инициативы у воспитанников. Однако задачи необходимо ставить постепенно и соблюдать реалистичный уровень сложности, чтобы не подавить стремление воспитанников к инициативе. Воспитатели должны помогать воспитанникам в их инициативных делах, но не за них решая задания. Оказывая помощь, воспитатели должны указывать на пути более успешной инициативы. Также важно поощрять и поддерживать самостоятельные попытки инициативы в сложных условиях.
4. Настойчивость — это способность продолжать движение в направлении цели, несмотря на трудности и временные неудачи. Это качество воли, которое помогает спортсменам добиваться своих целей, бороться за победу даже в самых неблагоприятных условиях.
Настойчивые спортсмены никогда не отступают перед трудностями, вместо этого они стремятся преодолеть их ценой усилий. Трудолюбие — это еще одно важное качество, которое позволяет спортсмену преодолеть трудности на пути к достижению своих целей. Без настойчивости спортсмен не сможет развить необходимые функциональные и физические качества, которые обеспечивают успех в соревнованиях.
Настойчивость спортсмена проявляется в желании достичь высоких результатов в условиях усталости во время соревнований. Это позволяет продолжать бороться даже тогда, когда все кажется бесполезным.
Требования, предъявляемые к спортсмену, и поддержка со стороны тренера и коллектива играют важную роль в преодолении трудностей и в развитии настойчивости.
Большинство детей уже на первых занятиях имеют конкретную цель, но достижение ее потребует множества усилий и подвергнет ребенка победам и поражениям. Такой опыт научит его принимать неудачи. Однако, если ребенок настроен серьезно и настойчиво, он непременно достигнет желаемого.
5. Упорство — это настойчивое стремление к достижению цели на текущем тренировочном занятии, даже если возникают трудности. В спорте это может проявляться в повторении движений или упражнений после неудачных попыток.
Однако упорство может перерастать в упрямство, если человек не принимает доводы других людей.
6. Решительность и смелость — это способности, которые позволяют человеку активно действовать для достижения цели в опасных и трудных ситуациях с пониманием возможных рисков и последствий, например, возможность получения травмы.
Решительность и смелость проявляются в способности спортсмена принимать обдуманные решения и неуклонно реализовывать их в действиях на пути к достижению цели. Они являются неотъемлемыми свойствами целеустремленности, настойчивости и упорства, необходимых для преодоления трудностей. Важно, чтобы спортсмен осуществлял ответственные решения, направленные на достижение конкретных и значимых целей. При этом не следует относить ошибочные действия и поспешно принятые решения к смелым поступкам.
Отсутствие выдержки и самообладания является негативной стороной решительности и смелости спортсмена при принятии рискованных решений. В учебно-тренировочном процессе необходимо проявлять решительность и смелость, чтобы успешно справляться с непривычными и кажущимися невыполнимыми нагрузками без колебаний.
Чтобы воспитать у спортсмена смелость и решительность, необходимым условием является практическая деятельность, в ходе которой нужно стимулировать его и поощрять достижение поставленных целей. Неотъемлемым фактором развития смелости и решительности является воспитание целеустремленности. Кроме того, успешному формированию этого качества способствует создание обстановки, которая требует волевых усилий и побуждает к смелым и решительным действиям. При этом процесс воспитания должен основываться на совершенствовании физической, технической, тактической и психологической подготовки.
Необходимо постепенно увеличивать нагрузку во время тренировок, чтобы спортсмен мог тем самым совершенствовать свою технику игры, развивать волевые качества и способность к максимальному напряжению воли.
7. Самообладание представляет собой способность не терять контроль над своим поведением в трудных или неожиданных обстоятельствах и проявлять рассудительность, сдерживая отрицательные эмоции.
Умение спортсмена сохранять выдержку и самообладание проявляется в его способности постоянно контролировать своё поведение, управлять своими действиями и поступками в любых условиях, дабы достичь намеченной цели. Это качество является неотъемлемым для спортсмена на всех этапах спортивного совершенствования, на занятиях и во время соревнований.
У спортсмена, который умеет сохранять выдержку и самообладание, ничто не сможет нарушить планов и условий проведения спортивной игры. Он всегда соблюдает свой темп, принимая во внимание обстановку на местности, используя интенсивность работы и применяемые усилия с учетом цели, даже на самых неожиданных этапах гонки.
Развитие выдержки и самообладания позволяет спортсмену контролировать свои действия на тренировке и во время соревнований, особенно в условиях эмоционального напряжения и непривычной обстановки. Некоторым спортсменам помогает чёткое планирование и программирование своей деятельности с учётом всех возможных ситуаций, а также обязательный анализ проделанной работы, с оценкой результатов.
8. Стойкость — это способность продолжать борьбу в процессе спортивных состязаний, несмотря на трудности и усталость, а также справляться с травмами и проявлять при этом высокую силу воли.
Волевые качества, такие как смелость и стойкость при преодолении трудностей, связаны с возможностью сфокусироваться на волевых усилиях в процессе деятельности, которая требует преодоления негативных эмоций, вызываемых усталостью, болью, трудностями и опасностями. Для развития этих качеств необходимо обладать самообладанием в сложных ситуациях, уметь сдерживать эмоции и противостоять чувству усталости, переносить боль и проявлять упорство, волю к победе.
Воспитание этих волевых качеств включает несколько факторов:
- Формирование моральных качеств и нравственных идеалов, которые будут мотивировать человека на преодоление трудностей;
- Применение практических заданий, которые позволят проявить смелость и перенести большие трудности, закалить волю в борьбе с опасностями;
- Развитие навыков затрат волевых усилий при преодолении трудностей и опасностей.
Спорт требует от человека волевых усилий при преодолении трудностей, что требует осознанного подхода. Такой подход проявляется ярко в ситуациях, когда спортсмен сталкивается с препятствиями на пути к достижению цели. Специфика волевых качеств спортсмена заключается в их направленности на преодоление трудностей. Методы воспитания волевых качеств спортсмена должны основываться на изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта, чтобы быть эффективными.
9. Терпеливость означает способность человека выносить длительные неблагоприятные условия (например, в спорте это в первую очередь означает способность продолжать работу на фоне усталости, сохраняя высокую интенсивность и качество работы). Многие тренеры, принимая новичков в тренировочную группу, обращают особое внимание на развитие этого качества, называемого «умением терпеть».
Терпеливость проявляется через силу воли, которую необходимо приложить к выполнению задач. Однако у каждого человека эта способность выражена по-разному, зависит не только от мотивации, но также от индивидуальных особенностей нервной системы.
Также следует отметить, что занятия спортом оказывают положительное влияние на учебные достижения. У школьников, которые занимаются спортом и успевают учиться, оценки по многим предметам значительно лучше, чем у детей, относящихся к физической активности негативно.
Кроме того, спорт формирует ответственный подход к жизни. В конечном счете, успешный результат зависит от личных усилий. В повседневной жизни такая ценная черта помогает оказать помощь в трудную минуту в нужный момент.
Заключение
Все личностные качества взаимосвязаны между собой, и если одни совершенствуются, то это непременно сказывается на развитии других качеств. В различных видах спорта некоторые из этих качеств приобретают ведущее значение и становятся более важными.
Согласно классификации, выдвинутой психологом Ф. Геновым из Болгарии, такие качества, как целеустремленность, дисциплинированность и уверенность, являются общими для всех видов спорта и оказывают свое объединяющее и укрепляющее воздействие на другие личностные качества. Это объясняется тем, что эти качества обладают ярко выраженной моральной составляющей. В свою очередь, уверенность в своих действиях и возможностях должна быть неотъемлемой частью воли спортсмена, поскольку без этого спортивная деятельность не может быть эффективной.
Воспитание характера настоящего спортсмена очень важно, как для формирования личности ребенка, так и для появления у него возможности стать по-настоящему успешным спортсменом. Воспитание личностных качеств ребенка происходит в ходе тренировок и соревнований, под четким надзором со стороны тренера или преподавателя.