Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в 9–11-х классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 17.04.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, С. И. Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в 9–11-х классах / С. И. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 345-349. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101397/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья транслирует опыт учителя русского языка и литературы по тьюторскому сопровождению исследовательской и проектной деятельности по филологии и лингвистике в старших классах (векторы и рекомендации).

Ключевые слова: тьютор, исследовательская деятельность, русский язык, литература

Основная образовательная программа в части «Планируемых результатов» предполагает, что старшеклассник должен овладеть компетенцией по выполнению проектной работы по филологии либо лингвистике, то есть не только уметь искать необходимую информацию, но и проводить определенные параллели, применять теоретические знания в практических кейсах, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации понимания литературных произведений, писать академическим стилем.

Для успешного овладения данными компетенциями необходимо тьюторское сопровождение, суть которого в превентивном освоении проектных и исследовательских компетенций, а именно: формулировка проблемы, гипотезы или исследовательского вопроса, на который будет отвечать проект, планирование деятельности, формулирование целей и шагов решения — задач, определение методов и тактики решениях данных задач, способов анализа, аргументации своей позиции, а также вариантов презентации и последующей рефлексии.

Авторы [2, с. 8–9], занимающиеся данным направлением, отмечают такие функции тьютора, как: управленческую (создание условий для продуктивной познавательной деятельности ученика), диагностическую (анализ интересов и направленности ученика), целеполагающую (помощь в формулировании целей), мотивационную (поддержание интереса к выбранной теме), коммуникативную (способы оптимального общения), контрольно-рефлексивную (условия для адекватной самооценки и саморефлексии), методическую (техники сопровождения ученика).

Тьютор–это, прежде всего, наставник, поэтому считаю основным его профессиональным инструментом — уместные, грамотно и вовремя поставленные вопросы ученику. Они позволяют предельно сузить или, наоборот, расширить тему, направив исследование именно в русло познавательных интересов тьюторанта, обеспечив должную мотивацию и контроль на каждом этапе работы. Что же нужно для того, чтобы организовать эффективную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся?

Поскольку структуру любого проекта принято рассматривать [3] с позиции «6 П»: Проблема — Планирование — Поиск — Продукт — Презентация — Портфолио, а работу над ними через этапы: Подготовительный–Поисковый– Аналитический– Практический–Презентационный–Контрольный, полагаю, что тьюторское сопровождение можно рассмотреть через призму этих двух позиций, и предлагаю свой опыт по сопровождению в преподаваемых дисциплинах (русский язык и литература).

  1. Проблема (выбор темы) — подготовительный этап

На данном этапе тьюторанту нужно помочь определиться с исследовательским вопросом в зависимости от его интересов, рассказать о специфике работ по выбранной дисциплине, критериях оценивания конечного продукта. Необходимо донести до ученика мысль о том, что цель исследовательской работы в образовательном учреждении по филологии заключается в помощи читателю лучше понять художественное произведение или опровергнуть очевидное понимание текста. Здесь важно понимать, что рассуждение о поступках или образе героя произведения в русле психологии личности или способах подачи произведения какой–либо аудитории — не являются темам филологии, а относятся к психологии и педагогике. Поэтому ценность филологического исследования именно в понимании художественного произведения, которое заключается в анализе определенных аспектов текста — композиции, системы персонажей, стилистических фигур, синтаксиса, лексики, метрики, рифмовки, троп и т. п.

Следует заметить, что тьютор не объясняет и не предлагает свою тему, тем более не должен «помогать писать» работу; тьютор консультирует, направляет интересы в нужное и актуальное русло исследования, содействует определению темы через исследовательский вопрос, что позволит ученику не попасть в ситуацию «изобретения велосипеда», когда он будет транслировать что–то давно известное в науке как новое.

Для того чтобы ученик определился с исследовательским вопросом по филологическому направлению, рекомендую почитать статьи в журнале критики и литературоведения «Вопросы литературы», черпать творческое вдохновение в мини-лекциях на сайте «Постнаука», в статьях М. Л. Гаспарова, Ю. М. Лотмана, М.Вахтеля, в работах В. Я. Проппа, М. М. Бахтина и др.

Удивительное поле для исследований представляет и лингвистика, поскольку мы живем в век новых профессий, благодаря которым создаются разного рода приложения, непредсказуемые изменения происходят в языке из–за обилия социальных сетей, машинных переводов, мессенджеров. Все это может лечь в основу захватывающих тем в данном направлении. Большой популярностью для исследований у современных школьников пользуется корпусная лингвистика, ономастика, социолингвистика.

Безграничным потенциалом обладают темы о конфликтах на понимание бытовой терминологии как у представителей разных городов, так и в среде друзей, семье. Поэтому исследовательская работа может быть направлена на изучение диалектов и региональных вариантов, например, «парадная» — «подъезд», «поребрик» –«бордюр», «мультифора»– «файл», «вехотка» — «мочалка», на разницу восприятия бытовой терминологии, например, «чашка– кружка», «пуловер» — «свитер», «свитшот» — «лонгслив», «лоферы»– «слиперы». В данном контексте возможно и изучение под другим углом: сделать сравнительный анализ того, что нам по этому поводу транслирует голосовой помощник «Алиса», «Википедия», если просто «загуглить», либо обратиться к классическим напечатанным словарям современного русского языка.

Но для продуктивности процесса работы над исследованием тьютор должен понимать самое важное: тема должна иметь отклик у ученика, должна быть связана с его познавательными интересами, мотивировать его, затрагивать личностные смыслы, активизировать деятельность по удовлетворению потребности в нахождении ответа на вопрос, который действительно беспокоит. А в языкознании любое слово или словосочетания порождают многообразие вопросов, например: в предыдущем абзаце, я употребила слово «загуглить», а что значит «загуглить» и почему в нем именно приставка «за», и как следует выражаться, если пользуешься поисковой системой «Яндекс» и др.

В современном мире нечасто люди задумываются над происхождением и развитием слов, которые означают обыденные предметы, а между тем некоторые из слов имеют уникальную историю, поэтому исследовательская работа может касаться вопросов этимологии, изменения слова или грамматической конструкции в разные исторические этапы. Так, у глагола «воспитать» из церковнославянского языка с этимологическим производным от «питати — кормить, насыщать» первоначальное значение приобрело новый смысл «развивать духовные, нравственные и физические качества ребенка», глагол «грести (гребу)» от существительного «гребень» утратил значение «чесать (волосы)», «мошенником «на Руси принято было называть мастера, изготавливающего мошну (кошелек), «олух» произошло от «волох» в значении «пастух», поэтому и смысл у изречения «Олух царя небесного» был иной.

Интересны и сложны работы о происхождении фразеологизмов, пословиц, крылатых фраз («Кричать во всю Ивановскую» от названия площади в Кремле с колокольней Ивана Великого, на которой дьяки громко оглашали указы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России; «Врёт, как сивый мерин» от фамилии балагура фон Сиверс–Меринга, любившего рассказывать офицерам смешные истории и небылицы; «Бред сивой кобылы», означающее научную чепуху, по одной из версий, от имени учёного — автора некомпетентной статьи –BradSteveCobile).

Лингвистические исследования могут касаться и бытовой лексики, различий в устной и письменной речи, текстового контента в социальной сети, частоты допущения определенных ошибок, письменной речи в части широко употребимых выражений в смс–сообщениях, при онлайн–переписке, а могут быть посвящены лингвистическим проблемам при создании онлайн–ресурса или бота (этим увлекаются ученики инженерного профиля нашего Лицея).

Всегда советую ученикам перед тем, как сформулировать исследовательский вопрос, послушать видеолекции Б. Иомдина, познакомиться с работами А. А. Зализняка и Ю. Д. Апресяна, посетить интернет–ресурсы Института русского языка им. В. Виноградова Российской академии наук, посмотреть курсы на сайте просветительского проекта « Arzamas ».

Обращаю внимание, что на первом этапе тьюторского сопровождения значимым является и то, насколько тьютору и тьюторанту психологически комфортно друг с другом, какова дальнейшая готовность к сотрудничеству– все это скажется на результатах исследовательской работы. Отсутствие семантических барьеров между тьютором и тьюторантом, однозначное понимание или интерпретация информации, полученной в диалоговом общении, отсутствие личного неприятия — залог продуктивной деятельности и эффективного сопровождения.

  1. Планирование или проектирование работы — поисковый этап

Поскольку на первом этапе был определен исследовательский вопрос, на втором шаге тьюторского сопровождения в задачи входит проконсультировать тьюторанта по вопросам целеполагания: «Что тебе необходимо для этого сделать?», «Каким ты видишь результат?» и вопросам формулирования задач исследования: «Какие шаги предпринять для достижения результата?».

На данном этапе у тьюторанта возникают противоречия как источник проблемы: между известным и неизвестным, между знаниями и умениями, между сложностью задачи и наличием способа ее решения, между потребностями и возможностями их реализации.

При планировании исследования самое главное — верная постановка цели, которая обязательно должна перекликаться с ключевым исследовательским вопросом, сфокусированным на конкретном аспекте выбранной темы. Хочу акцентировать внимание на разнице объекта и предмета исследования. Так «Творчество А. П. Чехова» — не может быть темой исследования, поскольку отсутствует конкретика, это объект исследования, масштабное направление, а не предмет — сфокусированное узкое изучение какого–либо аспекта творчества писателя, исследовательский вопрос не просматривается, поэтому тему необходимо сужать. В противном случае не представляется возможным поставить цель исследовательского проекта.

В русском языке давно и прочно заняла место аббревиатура «СМАРТ», широко используемая в проектном управлении, которая пишется на кириллице и означает в переводе с английского «умная» цель: S — Specific —конкретная, M — Measurable— измеримая, A — Achievable — достижимая, R — Realistiс — реалистичная, T — Timebounded — ограниченная во времени. В тьюторском сопровождении при формулировании цели учеником я рекомендую соотнести ее на предмет соответствия данным критериям, поскольку именно понятная, конкретная цель с прописанными сроками достижения результатов позволяет выйти на определенный продукт исследования.

Отмечу и то, что достижимость и реалистичность цели — это критерии, которые напрямую связаны в исследовательской деятельности со знаниями в той области, о которой хочет писать тьюторант. В этом большая значимость корректного тьюторского сопровождения: объяснить ученику, что нехватка определенного фундамента знаний в выбранной, пусть очень привлекательной теме, может привести к незапланированным результатам. Это важно и с той позиции, что, выбрав направление исследования, в котором отсутствует необходимый минимум знаний, тьюторант может встретиться с проблемой перемещения темы, ее дрейфом в другое русло, что происходит либо из-за недостатка материала, необходимого для исследования, либо от избытка и максимальной изученности учеными данного вопроса. Итак, грамотное тьюторское сопровождение позволяет проконсультировать ученика относительно уровня тривиальности, сложности и широты темы, определиться с ключевым вопросом, который ляжет в основу цели исследования.

На данном этапе обязательно актуализирую в памяти учеников требования к работам. Еще раз проговариваю о том, что работа должна быть именно по выбранной дисциплине, то есть в процессе исследования ученик не должен уйти в смежную науку, поэтому необходимо четко определить задачи, вытекающие из цели. Особенно отмечаю самостоятельность написания и оценку на плагиат, а именно: каким образом выделять цитирования; также предупреждаю о том, что хорошая подборка цитирований — не есть исследовательская работа. Обращаю внимание и на наукообразность текста: примеры работ, навязанные интернетом, грешат засильем терминов, непонятным языком, иногда вовсе нечитабельностью запутанных предложений, а ученики берут это за образец, вместо того чтобы ориентироваться на нейтральный стиль и использовать только необходимые термины.

Таким образом, тьюторское сопровождение направлено на консультирование ученика в поиске, сборе, систематизации и анализе информации, планирования, оценки ресурсов, представления образа будущего продукта, оценки (самооценки) результатов каждого из последующих этапов работы.

После этого ученик выходит в самостоятельную исследовательскую деятельность, а тьюторское сопровождение заключается в контроле дедлайна (соблюдение срока) по выполнению задач и консультативном обсуждении получаемых результатов в ходе исследования.

  1. Поиск информации — аналитический этап

Если на втором этапе произошел так называемый «процесс промысливания того, чего еще нет, но должно (не должно) быть» [1], то на этом этапе происходит практическая реализация проектного замысла через поиск информации, а тьюторское сопровождение здесь заключено в консультации по главному вопросу: «Как это сделать, какими способами и методами?».

И важно найти «золотую середину», поскольку, с одной стороны, тьютору необходимо создать избыточную образовательную среду, осуществить «навигацию» по потенциально интересным для ученика ресурсам, обсуждая с ним при этом различные стратегии, дифференцировать возможности и смыслы, а, с другой стороны, научить самостоятельно преодолевать трудности процесса поиска необходимой информации, стать скрупулезным и ответственным исследователем, что будет способствовать полноценной самореализации образовательного потенциала ученика.

Из своего опыта тьюторского сопровождения исследовательских работ обозначу основные проблемы, по которым консультирую учеников в ходе работы:

— Теоретическая часть работы является реферативной компиляцией из разных источников, не отражающей взгляда тьюторанта на заявленную проблему, а иногда даже не связанная с ключевым исследовательским вопросом, наличествует стилистическая неоднородность.

— Использование источников, имеющих сомнительную ценность, как правило, это «куски» работ с сайтов реферативных работ, либо студенческих курсовых, популярных сайтов, не относящихся к науке, а также статей, которые слабо связаны исследованием, но позволяют увеличить объем теории.

— Отсутствие структурированности теоретической части работы, логики в описании по позициям авторов, определенной типологии взглядов или их классификации по разным критериям на изучаемую проблему, из–за чего я рекомендую выбрать какую-то фундаментальную работу по теме и сделать ее маркером в исследовании, либо опереться на чью–то типологию, посмотрев под своим углом исследования, либо распределить авторов по вкладу или истории привнесения значимых открытий в исследование того феномена, над которым трудится тьюторант, но никоим образом не по годам жизни или в алфавитном порядке.

— Отсутствие описания понятийного аппарата, когда термины приводятся в тексте работ, но не расшифровываются.

— Наличие орфографических и пунктуационных, стилистических и речевых ошибок в работе по филологии и языкознанию.

— Списывание чужого текста без ссылки на автора, из–за чего всем доступная система онлайн проверки текстов не позволяет пройти проверку на плагиат.

— Неоправданная научность текста, когда ученик не понимает сам, о чем пишет, используя такие понятия как дефиниции, генезис и т. п., что в свою очередь не только не привносит оригинальности в текст, но и вызывает поток вопросов.

— Оформление работы, а именно отсутствие введения или его некорректность, где изложены актуальность (почему это, именно данный вопрос — никакой другой, интересно и важно знать, зачем вы взялись изучать его), гипотеза (что вас не устроило в ваших знаниях, какая у вас догадка), объект и предмет исследования, цели и задачи, методы (как вы решали задачи), база исследования (кто эти люди, которые участвовали в социальном опросе, или работы тех, кого вы анализировали).

— Выводы и результаты исследования, в частности теоретической части. Из–за чего возникает планомерный вопрос: «А зачем ты все это читал и описывал, как оно тебе пригодилось?». Здесь же отмечу заключение работы, а именно отсутствие выводов по каждой задаче, поставленной во введении.

— Неверное оформление списка литература по требуемому ГОСТу, для чего я рекомендую зайти на сайт Российской государственной библиотеки (https://www.rsl.ru), найти книгу в электронном каталоге и скопировать оттуда правильное оформление ссылки.

  1. Продукт — практический этап

На практическом этапе тьюторское сопровождение проявляется в готовности учителя адекватно и своевременно отвечать на запросы о взаимодействии, консультировать по эффективным способам самообразования в выбранном тематическом русле, корректировать формы изложения результатов исследования, помогать осуществлять рефлексию всех шагов ученику — исследователю, выявлять дефициты в знаниях, которые открылись при конечном исследовательском продукте, в организации быстрого поиска и нахождения информации для нивелирования данных пробелов, представлении и оформлении результатов.

В практическом менеджменте существует понятие «Управленческая пятерня», когда указательный палец обычно показывает на того, кто что–то исполнил недобросовестно и был недисциплинирован, а три пальца обращены к обвиняющему. Мне кажется, что эта графическая метафора очень подходит к тьюторскому сопровождению: если тьюторант не справился с исследовательской работой, прежде чем указать на его вину и выносить вердикт, вспомните про функцию мизинца, который отвечает на вопросы: «Как мог получиться плохой результат у ученика при хорошем тьюторском сопровождении?».

  1. Презентация — презентационный этап

Данный этап в тьюторском сопровождении не должен пройти формально, поскольку стереотипность мышления очень часто приводит к шаблонной презентации, выступление тьюторанта отличается от других, в результате работа может потерять свою «изюминку» и быть оценена не должным образом, а несовпадение с ожидаемым результатом приведет к проблемам самооценки либо нежеланию в дальнейшем проводить исследования.

Поэтому тьюторское сопровождение должно включать в себя обсуждение того, каким образом будет проходить выступление и как подготовить презентацию. Обязательно напоминаю о том, что традиционно структура выступления перед аудиторией включает вступление (10 –15 %), основную часть (60–65 %), заключение (20–30 %). Делаю акцент на том, что вступление — самая ответственная часть, поскольку от того, насколько удачно выступающий начал свою речь, зависит, сможет ли он привлечь внимание аудитории, заинтересовать слушателей. В психологии есть понятие «эффект края», то есть обычно среднестатистический слушатель помнит начало и конец выступления. Аудитория всегда запоминает именно вступление, где следует подчеркнуть актуальность темы, сформулировать цель выступления, помнить о том, что объект исследования — это явление, которое изучается, а предмет исследования — грань этого явления, а проще говоря — сама заявленная тема исследования. После этого необходимо подготовить слушателей к восприятию темы, поэтому можно заинтриговать, приведя интересный лингвистический пример, шокирующий факт, крылатое выражение, юмористическое замечание, риторический вопрос или неожиданную статистику. После этого кратко, конкретно, иллюстрируя примерами, выступить по основным положениям исследовательской работы. В финальной части выступления должно остаться хорошее впечатление о речи и о проделанной работе в целом, поэтому необходимо резюмировать основные мысли и сделать вывод, используя яркие и эмоциональные слова.

Поскольку итоговый индивидуальный проект обычно оценивают по определенным критериям, целесообразно проконсультировать тьюторанта, раскрыв сущность этих критериев, но изложив понятным языком для ученика:

— сформированность предметных знаний и способов действий (Ответила ли исследовательская работа на поставленный ключевой вопрос? Все ли авторы, занимающиеся данной проблемой, учтены? Логична ли структура работы, занимался ли кто–то именно данным вопросом? Обладает ли работа композиционной стройностью? Грамотно ли оформлена работа и составлены ссылки?);

— сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем (Убедительно ли сформулирован ключевой исследовательский вопрос? Грамотно ли изложены термины и понятийный аппарат? Соответствуют ли выводы поставленным целям и задачам? Насколько они оригинальны?);

— сформированность регулятивных действий (Какими способами ты собирал материал и почему именно так, а не иначе? На основании чего ты сделал данные выводы? Насколько правильно использованы аргументы и творческий подход в работе и при презентации ее?);

— сформированность коммуникативных действий (Можешь ли ты отвечать на вопросы не только по тексту работы, но и находящиеся в ближайшем контексте? В чем ценность твоего исследования по сравнению с имеющими взглядами на эту проблему? Можно ли подобными методами, способом изучать другие, похожие вопросы?).

  1. Портфолио проекта — контрольный этап

Портфолио проекта (сама исследовательская работа), являясь контрольным этапом, позволяет в полной мере оценить реферат (письменный текст представляемой работы) качественно и количественно (в баллах) на предмет важности темы проекта, глубины исследовательского проникновения в проблему, оригинальности предложенных решений и, в целом, ценности полученного продукта и убедительность его представления.

Литература:

  1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности, 2002. — № 2. — С. 85–102
  2. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 5–8 / Т. М. Ковалева — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 64 с.
  3. Робский В. В. Рай межпредметной гармонии / В. В. Робский // Директор школы [Электронный ресурс https://direktor.ekiosk.pro]: журнал для руководителей учебных заведений и органов образования: электронный архив. — Москва, 2016. — № 1. — С. 51–56
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, ученик, сопровождение, работа, русский язык, проблема, этап, бытовая терминология, исследовательская деятельность, какой образ.


Похожие статьи

Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы

В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся

В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.

Обучение переводу профессионально ориентированных текстов как основе овладения специальностью

Авторы подробно описывают отдельные аспекты обучения профессионально ориентированному переводу с английского на русский язык в среднем специальном учебном заведении.

Похожие статьи

Применение тьюторских технологий как фактор формирования интереса школьников к изучению русского языка и литературы

В статье автор рассматривает влияние применения тьюторских технологий во время и вне учебных занятий на формирование у школьников интереса к изучаемому предмету (русский язык и литература).

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Проектная деятельность как средство формирования функциональной грамотности при изучении английского языка

Статья посвящена формированию функциональной грамотности в процессе проектной деятельности по английскому языку.

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

В статье автор пытается раскрыть особенности использования метапредметного подхода в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку в условиях реализации ФГОС.

Цифровые технологии как инструмент формирования грамматических навыков в курсе иностранного языка для специальных целей (на примере направления «Туризм»)

Статья посвящена проблеме формирования грамматически корректной речи в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в курсе иностранного языка для специальных целей для студентов, обучающихся по направлению «Туризм». Мы рассматриваем ...

Использование метода проектов при организации внеклассной деятельности по иностранному языку для раскрытия личностного потенциала учащихся

В статье автор исследует эффективность метода проектов в организации внеклассной деятельности по иностранному языку с целью раскрытия личностного потенциала учащихся.

Обучение переводу профессионально ориентированных текстов как основе овладения специальностью

Авторы подробно описывают отдельные аспекты обучения профессионально ориентированному переводу с английского на русский язык в среднем специальном учебном заведении.

Задать вопрос