В статье автор раскрывает методику и тактику проведения проверок.
Ключевые слова: прокурор, здравоохранение, несовершеннолетние.
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» в действующей редакции содержит необходимую правовую базу, необходимую для реализации надзорных полномочий прокурора при проведении проверки. Законом определен предмет надзора, круг поднадзорных объектов и субъектов, полномочия прокурора, а также место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом надзора в части исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Указанная статья также определяет круг органов и должностных лиц, которые вправе проверять прокурор при исполнении им возложенных полномочий по надзору за исполнением законов и устанавливает основания, сроки и пределы проверки, сроки принятия решения о проведении проверки, основания приостановления проверки, а также право на обжалование поднадзорных должностных лиц действий прокурора в вышестоящий орган и (или) суд.
Следует иметь в виду, что закон о прокуратуре устанавливает основание проведения проверки в виде поступившей в органы прокуратуры информации о факте нарушения закона, требующей принятия мер прокурором, если такие сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки.
Обобщая изложенные позиции, можно сделать вывод о том, что прокурорская проверка — это правовое средство прокурора, направленное на получение информации о факте нарушения закона, проводимая на основании поступившей информации, которую нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения таковой и требующей принятия мер прокурором.
Для повышения эффективности и результативности проведенной проверки, а также для достижения поставленных целей, при проведении проверки исполнения требований закона об охране жизни и здоровья несовершеннолетних необходимо руководствоваться не только установленными нормами права и указаниями Генерального прокурора, имеющимися научными принципами, но заранее спланированной методикой и тактикой.
Методику и тактику необходимо выбирать прокурору, прежде всего, исходя из вида проводимой проверки. Одной из классификаций видов проверок является разделение на документарную проверку, непосредственно связанную с изучением документов и иных материалов, касаемых оказания медицинской помощи несовершеннолетнему и непосредственно выездную в учреждение, осуществляющее медицинские услуги детям.
Коряченцова С. И. в учебном пособии, посвященном методике и тактике прокурорской проверке в сфере здравоохранения (под общей редакцией Коршуновой О. Н.) утверждает, что при проведении выездной проверки прокурору необходимо обратить внимание, в том числе, на факты смерти несовершеннолетних пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи, изучив материалы служебных расследований причин смерти (несоответствие лечения диагнозу заболевшего, несвоевременное оказание медицинской помощи, применение препаратов, противопоказанных больному, и т. д.), соблюдение в лечебных учреждениях санитарно-гигиенических требований, обеззараживания воздуха помещений; организацию обращения с медицинскими отходами; организацию профилактических предварительных и периодических медицинских осмотров работников, иного медицинского обследования сотрудников; факты необоснованного отказа в госпитализации несовершеннолетнего больного, в том числе необоснованного отказа в госпитализации ребенка совместно с родителем; случаи оказания медицинской помощи на возмездной основе; наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства, получение сведений о состоянии своего здоровья; наличие положения о врачебной комиссии, плана-графика ее заседаний; ведение журнала врачебной комиссией по контролю качества медицинской помощи, учет количества выявленных дефектов, соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан по вопросам качества оказываемой медицинской помощи [1].
Также при проведении проверки исполнения порядка оказания медицинской помощи детям в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических условиях, прокурору необходимо обратить внимание на факты оказания некачественной медицинской помощи, повлекшей причинение вреда здоровью несовершеннолетних граждан, изучив материалы служебных расследований, жалобы и заявления граждан, отказные материалы. При наличии оснований необходимо решать вопрос о привлечении виновных медицинских работников к предусмотренной законом ответственности (дисциплинарной, административной, гражданской, уголовной); соблюдение прав родителей (законных представителей) на выбор амбулаторно-поликлинического учреждения для лечения своего ребенка, врача общей (семейной) практики и лечащего врача в соответствии с договором обязательного и добровольного медицинского страхования; обеспечение доступности медицинского обслуживания (наличие очередей на прием к детскому врачу, невозможность записаться к узкому специалисту, пройти необходимые обследования в кратчайшие сроки и т. д.); случаи незаконного взимания, вымогательства денежных средств у граждан за оказание медицинской помощи и консультации врача; факты необоснованного отказа в вызове врача на дом; соблюдение санитарно-гигиенических требований в смотровых, перевязочных, инъекционных кабинетах [1].
Кроме того, при проведении проверки в учреждениях здравоохранения необходимо привлекать специалистов территориального управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения России, поскольку прокурор, будучи специалистом в области юриспруденции, не может объективно оценить выполнение стандартов и качества оказания медицинской помощи ребенку, правильность поставленного диагноза, назначенного лечения и т. д. Выявление нарушений в указанных областях требует специальных познаний в области медицины и лечебного дела, какими, зачастую, прокуроры не обладают.
Вместе с тем, в настоящий момент в правоприменительной практике имеется нерешенный вопрос самостоятельного назначения прокурором в рамках проведения проверки соответствующей экспертизы.
В п. 2 ст. 23 Закона СССР от 30.11.1979 № 1162-X «О прокуратуре СССР» [2] прокурор имел право требовать не только проведения проверок и ревизий, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, но и проведения ведомственных и вневедомственных экспертиз.
Указанное право прокурора на назначение экспертизы не нашло отражение в действующем законе о прокуратуре РФ, однако упоминание о производстве специальной экспертизы сохранилось в п. 2.5 ст. 6 и п. 6 ст. 21 действующего закона о прокуратуре.
Указанное свидетельствует о том, что закон, с одной стороны, не содержит прямого указания на право прокурора назначать экспертизу, однако учитывает в качестве одного из оснований приостановления проверки проведение сложной длительной экспертизы.
Антонов О. Ю. и Шепелев С. В. в научной статье «Использование специальных знаний в деятельности органов прокуратуры» [3] приходят к обобщенному выводу о лишь теоретической возможности прокурором назначать экспертизу, поскольку порядок ее применения законом не регламентирован, а имеющаяся в действующем законе ошибка является особенностью юридической техники законодателя.
С данным выводом нельзя не согласиться, поскольку лишь четко определенная, недвусмысленно ясная формулировка закона о праве прокурора требовать проведения экспертизы для выяснения возникших в ходе проверки вопросов, создает обязанность у экспертной организации ее провести надлежащим образом и в установленный срок.
Кроме того, проведенная экспертиза влияет на результат проведенной проверки и может лечь в основу принятого решения о направлении прокурором мотивированного постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УК РФ в компетентный орган для решения вопроса об уголовном преследовании. Следовательно, основания, сроки и порядок проведения экспертизы должны строго регулироваться законом.
Анализируя приведенные выше рекомендации, приходим к выводу, что, действительно, только тщательная подготовка с изучением нормативно-правовых актов, особенностей деятельности поднадзорного учреждения и конкретного должностного лица, с применением научно-обоснованных тактических рекомендаций, и привлечением соответствующего специалиста, способно повысить не только эффективность и качество проведенной проверки, но и выявить тщательно «скрытые» нарушения, тем самым, восстановив нарушенные права граждан, а также законные интересы общества и государства.
Требует особого внимания особенность проверки частных медицинских клиник, оказывающих медицинскую помощь в стационарных или амбулаторных условиях несовершеннолетним.
Как неоднократно отмечал Президент России Владимир Путин, в том числе, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20.02.2019, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принимать действенные меры по защите предпринимателей от необоснованного вмешательства, исключить факты проведения проверок по надуманным основаниям, решительно пресекать любое негативное воздействие на бизнес, а также создания для них искусственных препятствий и преград.
Генеральный прокурор Российской Федерации в своем указании от 11.03.2022 № 140/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности» предписывает подчиненным прокурорам перед проведением проверки оценивать негативные социальные и экономические последствия прокурорского вмешательства, обеспечивать своевременную отмену (завершение) контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдение ими установленных Законом ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных мероприятий, выдачу предписаний, а также незамедлительно пресекать факты проведения проверок в отношении субъектов экономической деятельности при отсутствии на то оснований.
В данном указании Генпрокурор России также запретил проверять прокурорами и контролирующими органами организации, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением ряда случаев, прямо прописанных в правовом акте.
Таким образом, проведение проверок в медицинских организациях, находящихся в частной собственности, необходимо привести в строжайшем соответствии с требованиями закона и указаниями Генерального прокурора, поскольку иное может оказать давление на предпринимателя, что негативно отразится в социально-экономической сфере общества [4].
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что необходимыми составляющими организации надзора за соблюдением законов об охране здоровья несовершеннолетних в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь, является ответственный подход проверяющих сотрудников органов прокуратуры к проверке, выраженных, в том числе, в заблаговременной подготовке с составлением планов проверки и выбора определенной методики и тактики, уменьшение количества нерезультативных действий и шагов, а также активное привлечение специалистов, обладающими необходимыми глубокими познаниями в предмете проверки.
Соблюдение этих требований не только в полной мере будет отвечать функциям и поставленными задачами перед органами прокуратуры, но еще и повысит их авторитет, увеличит количество выявляемых нарушений, что приведет к улучшению состояния законности на поднадзорной территории.
Литература:
- Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: Учебное пособие / Под ред. О. Н. Коршуновой. 2-е изд., перераб. и доп. Глава 5, стр. 39–40. М., 2019.
- Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-X (ред. от 07.01.1988) «О прокуратуре СССР» (утратил силу на территории Российской Федерации с 20.02.1992 в связи с принятием Постановления ВС РФ от 17.01.1992 N 2203–1) // СПС «КонсультантПлюс».
- Использование специальных знаний в деятельности органов прокуратуры. Журнал «Актуальные проблемы российского права. Сборник научных статьей». 2021. № 7. Стр. 79–86.
- Проверки в России: длящиеся проверки или непрерывный государственный надзор. Кучаков Р. К. Экономическая политика. 2022. Т. 17. № 3 с. 98–123.