В XXI веке общество предъявляет высокие требования к личности: наличие качественного образования, умение ориентироваться в большом потоке информации, коммуникабельность, креативность. Подготовка к жизни в таком обществе начинается еще в образовательном учреждении. В связи с этим изменились и взгляды на систему общего образования в России. С 1 сентября 2022 года все общеобразовательные учреждения страны перешли на обновленный ФГОС.
В связи с переходом к новой модели образования изменился и подход к системе оценивания знаний учащихся: функция оценивания приобретает новый смысл, меняются ее цели.
Оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом непрерывного процесса совершенствования качества образования. Система оценки призвана способствовать единству всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.
Её основными функциями являются:
– ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ФОП СОО;
– обеспечение эффективной обратной связи для управления образовательным процессом.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС СОО. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает в себя стартовую диагностику, текущую и тематическую оценку, психолого-педагогическое наблюдение, внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает независимую оценку качества образования и мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.
Одним из видов текущей оценки является формирующая оценка — этооценка, поддерживающая и направляющая усилия обучающегося, включая его в самостоятельную оценочную деятельность.
Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Преподаватель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение. Цель данного оценивания — улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки — рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.
Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
– оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
– предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
– ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
– обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении.
Хотелось бы отметить технологии формирующего оценивания. В этой системы можно выделить ряд шагов.
Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.
Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов.
Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.
Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.
Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к учителю, от ученика к ученику).
Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.
Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.
Таким образом, для учителя современной школы актуальна задача оценивания не только конечного результата, но и самого процесса обучения.
Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?
1) Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке.
2) Предлагать ученикам в течение урока, после урока, оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
3) Разработать систему ученического «портфолио».
4) Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы.
5) Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий, листа индивидуальных достижений, диагностических карт, оценочных листов.
6) Составление недельных отчетов.
Применяя данные методики формирующего оценивания, учителю следует придерживаться следующих рекомендаций:
– Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше.
– Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников.
– Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании.
– Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
– Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
В России вполне активно используют практики формирующего оценивания. Каждый педагог выбирает их, отталкиваясь от содержания, целей и задач урока, возраста учеников и так далее.
От педагогов и преподавателей формирующая система оценивания требует, во-первых, навыков, а во-вторых — временных ресурсов. Сложности состоят в том, что в основе формирующего оценивания лежат критерии, которые нужно разработать для каждого задания отдельно.
Они должны быть конкретным, наблюдаемым, измеримым. А ещё заранее известны и понятны ученикам, чтобы им было проще воспринимать обратную связь, понимать, на каком уровне они находятся и что сделать, чтобы выйти на следующий.
Высший пилотаж — когда критерии разрабатывают совместно с учениками. Но это кропотливая работа, и к ней должны быть подготовлены все участники процесса.
Существует огромное количество методов и приемов формирующего оценивания. Например, перед изучением нового материала использование различных техник позволить выявить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок. И соответственно планировать цели обучения. Приведем примеры некоторых техник, которые применяем на практике.
1) Associations — учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги, повторяя уже изученные лексические единицы. (пример на конкретной теме: «Ecology» («Экология») по УМК О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова Rainbow English для 7 класса. Ответы суворовцев: animals, nature, plants, birds, fish, forests, dangerous, problems, to save.
2) Blob ’ s Tree — на доске нарисовано дерево и перечислен новый лексический и грамматический материал. У суворовцев на руках капли, вырезанные из бумаги. Каждый ученик подходит к доске и прикрепляет каплю к дереву, обозначая себя и оценивая свои знания на начало изучения темы. Чем выше, тем увереннее он себя чувствует в начале изучения нового материала.
3) Know - want to learn - learned — обучающиеся заполняют таблицу, состоящую из трех столбиков: Знаю — Интересуюсь — Узнал. Первые два столбика заполняются в начале изучения темы, последний — в конце. Ответы учеников:
I know |
I’m interested in |
I have learnt about |
Ecological problems |
What is ecology |
What is ecology |
Dangerous conditions for ecology |
World Wildlife Fund |
Natural disasters |
Different kinds of animals and plants |
Natural parks of Russia |
Endangered and disappearing species |
Natural disasters |
Natural parks of Russia |
|
Flora and fauna of different countries |
Flora and fauna of different countries |
|
Endangered and disappearing species |
World Wildlife Fund |
Следующие техники эффективны в процессе изучения нового материала с целью обеспечения обратной связи с учащимися:
1) Техника « Светофор» — это одна из самых простых и быстрых техник. Она позволяет увидеть в ходе урока, готов ли класс к дальнейшей работе, или необходимо уделить больше внимание тому или иному заданию. У учащихся на столах три карточки: зеленая, желтая и красная. По моей просьбе суворовцы поднимают карточки, тем самым оценивая свои возможности, получив задание учителя или прослушав теоретический материал. Красная — «не понял, совсем не справился». Желтая — «я не совсем разобрался с данным заданием или темой». Зеленая — «я все понял. С заданием справляюсь».
2) « Цветные пометки» — эту технику применяю во время выполнения письменных заданий. Каждый учащийся делает пометки разными цветами в тетрадях напротив упражнения. Принцип цветных пометок такой же, как и в предыдущей технике. Так мы можем понять, насколько усвоен материал, уверенно ли ребенок чувствует себя при выполнении заданий.
3) Quick Pulse — в любой момент урок останавливается и задается вопрос «What are we doing?» («Что мы делаем?») Данный метод используется для выявления того, насколько правильно ученики выполняют задание.
Для того, чтобы оценить уровень знаний учащихся после прохождения темы можно применить следующие техники:
1) « Одноминутное эссе » — в конце занятия ученики отвечают на вопросы: «What was the most important information you’ve got today?», «What was the most difficult to understand during the lesson?” («Какая информация была самая важная для тебя?» «Что было неясно во время урока?»). Эта работа дает возможность получить данные о том, как ученики поняли то, что происходило в классе.
2) Карты самооценивания , в которых прописываются критерии оценивания. Работая с данными картами, суворовцы учатся оценивать свою работу либо работу одноклассников. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек.
Пример карты для 7 класса:
да |
нет |
Не очень |
|
Я знаю, что такое Present Perfect |
|||
Я знаю слова-сигналы Present Perfect |
|||
Я могу поставить глагол в форму Present Perfect |
|||
Предложение:”I have done all my homework” переводится |
|||
Я знаю разницу между Present Perfect и Past Simple |
5–4 правильных ответов — Я готов к проверочной работе
3–2 правильных ответов — Я не готов к проверочной работе
3) В начале изучения любого раздела учебника учащиеся получают шкалу успеха , которую они клеят в свои тетради. Шкала успеха изображена в виде лестницы. В течение того времени пока изучается тема, каждый суворовец обозначает себя на данной лестнице. А в конце ученики вместе с педагогом рассматривают ее и анализируем результаты, делают выводы. Смотрят динамику развития каждого из обучающихся.
В статье приведен пример лишь нескольких методов и техник применения формирующего оценивания на уроках. На самом деле их невообразимое множество. И каждый педагог может выбрать то, что подходит больше ему и его учащимся.
Применение в практике преподавания иностранного языка технологии формирующего оценивания способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. А также помогает научиться:
– анализировать информацию о своем продвижении;
– систематизировать и обобщать данные;
– прогнозировать дальнейшие действия по улучшению результата;
– работать с проблемными ситуациями и находить решения;
– объяснять свои решения на основе аргументов и доводов;
– брать на себя ответственность за полученный результат.
Технология формирующего оценивания помогает воспитать личность, которая будет соответствовать всем требованиям современного общества.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2021.
- Кондаков, А. М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова — М., «Просвещение», 2008.
- И. С. Фишман, Г. Б. Голуб Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.
- Пинская. М. А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. -М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2013 г.
- Формирующее оценивание — сущность, технологии, — режим доступа: http://sandbox. openclass.ru/node/13 7655
- Бойцова Е. Г. Педагогические возможности педагогической технологии формирующего оценивания образовательных результатов учащихся основной школы. — URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-pedagogicheskoy-tehnologii-formiruyuschego-otsenivaniya-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsy
- Соломатина А. С. Формирующее оценивание в педагогической практике учителя английского языка. — URL:https://открытыйурок.рф/статьи/665962/