Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением современной картины мира. Статья посвящена основам формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка, приведены примеры различных упражнений, способствующих их формированию.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, урок русского языка, творческие задания, обучающиеся, педагоги, ученые.
На современном этапе возникает проблема поиска инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Педагогической наукой подтверждена потребность теоретической разработки и практической реализации путей и средств активизации познавательного интереса учащихся. Огромный вклад в изучение трудности формирования познавательных интересов привнесли следующие ученые: Богоявленская, Л. Божович, Ю. Кулеша, А. Леонтьев, Ф. Савина, Г. Щукина и др. Ими были изобретены всевозможные технологии и концепции формирования познавательного интереса.
Творчество — это не только лишь успех, а долгий ход познания введение отношений с учениками [4, с. 72]. Не все благополучно получается у любого ребенка. Преподавателю важно рассудительно подступать к каждому ученику, совершенствовать творческие начала.
Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном или общественном. А творческие задания — это разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой, способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу [1, с. 39].
Творчество можно разделить на три этапа:
1) Подготовительный этап — проходит чаще в 1–2 классах.
2) Исследовательский этап — проходит во 2–3 классах.
3) Самовыражение через различные виды деятельности — проходит больше в 3–4 классах. [4, с. 78]
Ключевым плюсом творческих заданий будет то, что они доступны любому ребенку и могут подбираться индивидуально, исходя из своего многообразия.
В практике преподавания русскому языку сформировались определённые варианты творческих работ. Совместно с тем нельзя не отметить, что в определение «творческая работа» разные учителя, методисты, психологи вкладывают отличающийся друг от друга смысл.
Нет единого суждения в нахождении сути подобного варианта работы, будто творческий диктант, что самим названием как бы подчёркивает свою черту к работам творческого характера. Так, Н. Поздняков [6, с. 301] причисляет к творческим диктантам два варианта упражнений: составление раздельных предложений с применением предварительно указанных орфограмм; составление связанных текстов с применением предварительно указанных орфограмм. Т. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, относящихся к творческому диктанту: на вставку слов и словосочетаний, и творческий диктант с заменами.
Такое несоответствие в определении отдельных вариантов творческих работ обучающихся абсолютно естественно, так как некоторые из них, действительно, представлены переходными от воссоздающих к творческим и подготавливают обучающихся к работам именно созидательного характера. Но вместе с этим, произвольно сводить творческие работы, используемые в практике обучения русскому языку в школе, лишь к сочинениям.
Возможно согласиться с позицией тех авторов, что полагают основным признаком творческих работ обучающихся верховную степень их самостоятельности, которая согласно к русскому языку выявляется в подборе языковых средств и приёмов ради достижения назначенной цели, в независимом нахождении очередности изложения этого либо другого материала, в умении логически обрабатывать материал, независимо сравнивать, соотносить и обобщать его, систематизировать по тем или иным признакам, говорить о своём расположении к описываемым действам и событиям, давать личную оценку той или иной работы, если это необходимо по заданию и т. д.
Варианты созидательных письменных упражнений, увеличивающих активность, независимость обучающихся и способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий и формированию воображения у младших школьников [3, с.312]:
1) работа с пословицами. Задача: обогатить речь детей пословицами; учить употреблять их в различных речевых ситуациях;
2) работа с загадками. Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений;
3) сочинение сказки. Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам;
4) сочинение стихотворения. Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи;
5) работа с фразеологизмами. Задача: развитие словарного запаса у обучающихся;
6) сочинение. Задача: обогатить речь детей, развивать их фантазию и интерес к написанному;
7) рассматривание репродукций картин. Задача: обогатить словарный запас младших школьников, развитие фантазии и воображения;
8) синквейн. Задача: обогащение словарного запаса обучающихся и их творческих способностей. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся;
9) аннотация по иллюстрациям. Задача: развивать речь и воображение младшего школьника.
Абсолютно любая область курса русского языка начальной школы включает способности для включения творческих заданий. Созидательные задания увеличивают энтузиазм школьников к учению, к предмету, ориентируют проявить и выработать не только общеучебные, но также особый талант учеников.
Ход выполнения занятий творческого характера максимально способствует формированию познавательных навыков учеников, постоянному их совершенствованию. Разумное применение детьми усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях постоянно сопровождается сосредоточением их внимания, стеничных усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих чувственные переживания, позитивное и серьезное отношение к учению.
Следовательно, приведенные варианты творческих задач способствует удачному формированию у школьников аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и созидательных возможностей, что в свою очередь, приводит их к успешному овладению более трудным учебным материалом.
Литература:
- Алейникова И. Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов / И. Т. Алейникова // Управление школой. — 2013. — № 11. — С.38–40.
- Краснова В. П. Управление внедрением ФГОС начального общего образования / В. П. Краснова // Практика административной работы в школе. — 2013. — № 4. — С.26–30.
- Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
- Лукина Е. А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий// Наука и образование: современные тренды. — 2013. — № 2 (2). — С. 46–102.
- Огородников И. Т., Шимбирев П. Н. Педагогика: учеб. для учит. ин-тов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1950. — 430 с.
- Поздняков Н. С.Методика преподавания русского языка: [Учеб. пособие для пед. и учительских ин-тов]. — 2-е изд., перераб. — Москва:Учпедгиз, 1952. — 320 с.
- Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. — М.: Педагогика, 2015. -159 с.