Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, А. О. Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов / А. О. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101489/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты изучения взаимосвязи социального интеллекта с показателями агрессивности и конфликтности студентов. В результате исследования была обнаружена связь социального интеллекта с обидчивостью, мстительностью, подозрительностью и общей агрессией.

Ключевые слова: социальный интеллект, агрессивность, конфликтность, конфликтные ситуации, межличностные отношения.

The article considers the definition of social intelligence, gives key points of view on its understanding. The influence of social intelligence on the level of aggression and conflict and on interpersonal relations in general is discussed. The results of studying the relationship of social intelligence with indicators of aggressiveness and conflict of students are presented. The study found a link between social intelligence and touchiness, vindictiveness, suspicion and general aggression.

Keywords: social intelligence, aggressiveness, conflict, conflict situations, interpersonal relations.

Впервые термин «социальный интеллект» был использован Э. Торндайком в 1920 г. Оно характеризовалось как способность мудро поступать в человеческих отношениях и как дальновидность в межличностных взаимодействиях. [1]. Согласно Э. Торндайку, существует три вида интеллекта: абстрактный интеллект, конкретный интеллект, и, наконец, социальный интеллект.

Несмотря на большое число публикаций, посвящённых этой проблематике, современная психология всё ещё находится в процессе изучения и развития понятия социального интеллекта. В частности, это также дефицит валидных методов измерения социального интеллекта.

В современной психологии всё более остро встаёт вопрос рассмотрения социального интеллекта в условиях современного общества и взаимоотношений людей внутри него. Общение — такая же неотъемлемая потребность человека, как и любые другие основные потребности. Искусство выстраивания связей с людьми, правильное интерпретирование поведение других людей, понимание внутренней логики социальной ситуации — важнейшие качества человека и залог его процветания в социуме. Эта способность была объединена в понятие «социальный интеллект».

В свою очередь низкий уровень социального интеллекта влечет за собой непонимание в общении, ошибочное определение поступков и поведения, эмоций и чувств, неумение наладить контакт, понять другого человека. На основании этого люди не находят общих точек соприкосновения, не могут обеспечить успешного общения; как результат — благоприятная почва для конфликтов и проявления агрессии [4]. Агрессия — форма поведения человека, которая направлена на то, чтобы причинить какой-либо ущерб (физический или моральный). Конфликтность — это склонность личности к провоцированию конфликтов [3].

Собственно говоря, именно возможность социального интеллекта выступать в роли фактора, провоцирующего конфликт, агрессию, и послужила идеей для проведения исследования взаимосвязи уровня социального интеллекта и состояния агрессивности и конфликтности. Это поможет определить наличие связи между показателем социального интеллекта и агрессивностью личности; и в дальнейшем, при подтверждении нашего предположения, скорректировать.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что существует связь социального интеллекта с агрессивностью и конфликтностью у студентов.

В нашем исследовании приняло участие 40 студентов Астраханского государственного университета факультета психологии в возрасте от 18 до 24 лет. Тестирование проходило в групповой форме. В качестве инструментария были использованы две методики: тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина.

В работе применён способ обработки данных — это метод математико-статистической обработки с применением непараметрического критерия корреляции Спирмена.

Были посчитаны корреляции между агрессивностью и конфликтностью с социальным интеллектом. Были сделаны следующие выводы:

  1. У студентов была обнаружена отрицательная связь между уровнем развития социального интеллекта в целом и обидчивостью, мстительностью и подозрительностью. Это говорит о том, что чем выше уровень развития социального интеллекта в целом, тем ниже уровень обидчивости, мстительности и подозрительности. Также отрицательная связь выявлена по таким показателям, как фактор познания преобразований поведения с мстительностью и негативной агрессивностью: чем выше показатели шкалы социального интеллекта, тем ниже показатели шкал агрессивности и конфликтности.
  2. Отрицательная связь выявлена по следующим показателям: уровень развития социального интеллекта в целом и обидчивость: чем выше уровень развития социального интеллекта, тем ниже обидчивость. Положительная связь выявлена между фактором познания систем поведения и мстительностью: чем выше фактор познания систем поведения, тем ниже уровень мстительности.
  3. Также отрицательная связь обнаружена по таким показателям, как: фактор познания классов поведения с напористостью, мстительностью, нетерпимостью к мнению других, позитивной агрессивностью и негативной агрессивностью, что говорит о том, что чем выше уровень фактора познания классов поведения, тем ниже показатели агрессивности и конфликтности.

Таким образом, проведённый анализ свидетельствует о наличии связи между агрессивностью и конфликтностью с социальным интеллектом, что подтверждает гипотезу исследования. При более высоком уровне социального интеллекта студенты — более сдержанны, менее конфликтны и мстительны, не настроены враждебно, а также почти не склонны к проявлению агрессии и зависти.

Данные, полученные в ходе исследования, могут использоваться в коррекционной работе со студентами, которые склонны к конфликтности и агрессивности. Возможно, путём развития и повышения социального интеллекта, можно снизить эти показатели. Так как, не умея правильно оценить отношение и поведение окружающих, их чувства и эмоции, жесты и мимику, происходит не верная оценка событий, которая влечет за собой появления негативного расположения к человеку или ситуации; и как результат — проявление агрессии.

Литература:

1. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2005. — 204 с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. / Л. Берковиц. –С.П.: Прайм-Еврознак, Нева; М.: Олма-Пресс, 2002. — 510 с.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995. — 348 с. — 257 с.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. Сб. переводов / Под ред. А. М. Матюшкина. –М.: Прогресс, 1965. –С. 433–456.

5. Иванов А. А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. — 2011. — № 1. — С. 2–4.

6. Кинг П. Социальный интеллект. Как привлечь внимание, произвести сильное впечатление / Кинг П.: перевод Чомахидзе-Доронина М.; Москва: «Библос», 2021. 154 с.

7. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. — СПб., 2017.

8. Лужбина Н. А, Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности // Автореф. Дисс.... Канд. Психол. Наук. — Барнаул: Изд. БПГУ. — 2002.

9. Лунева О. В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение.- 2008. — № 4. — С. 177–182.

10. Лунева О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. — 2015 — № 3. — С. 231–236.

11. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-urovnya-sotsialnogo-intellekta-i-sostoyaniya-agressii-u-studencheskoy-molodezhi.

12. Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать / Нисбетт Р.: перевод Кульнёва М.; Москва: «Альпина нон-фикшн», 2021. 360.

13. Пирожкова В. О. Автореферат «Социальный и эмоциональный интеллект как ресурсы преодоления стресса субъектами командной и индивидуальной деятельности». Краснодар, 2021.

14. Guilford, J. P. Solving social problems creatively / J. P. Guilford, M. Hendricks & R. Hoepfner // Journal of Creative Behavior. 1968. Vol. 2. P. 155–164. DOI: https://doi.org/10.1002/j.2162–6057.1968.tb00098.x/. 558

15. Thorndike, E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. Vol. 140. P. 227– 235.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, конфликтность, отрицательная связь, уровень развития, проявление агрессии, наличие связи, негативная агрессивность, познание классов поведения, познание систем поведения, современная психология.


Похожие статьи

Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении

В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изуч...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Враждебность как психологический феномен

Изучение феномена враждебности имеет важное социальное и психологическое значение. Понимание этого явления помогает обществу и индивидуальным личностям эффективно управлять межличностными конфликтами, предотвращать насилие и способствовать гармоничны...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Похожие статьи

Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении

В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изуч...

Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов

Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...

Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности

В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Враждебность как психологический феномен

Изучение феномена враждебности имеет важное социальное и психологическое значение. Понимание этого явления помогает обществу и индивидуальным личностям эффективно управлять межличностными конфликтами, предотвращать насилие и способствовать гармоничны...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Связь тревожности личности со стратегией поведения в конфликтной ситуации у подростков

Статья посвящена изучению связи уровня тревожности и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Показано, что чем выше у подростков уровень личностной тревожности, тем выше уровень выраженности стратегии приспособления, а чем ниже у под...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Задать вопрос