Дизайн в образовательном пространстве ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дизайн в образовательном пространстве ДОУ / Т. П. Булахова, Е. А. Диденко, Л. С. Ерина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101490/ (дата обращения: 16.11.2024).



Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

В нынешних условиях творческое развитие личности рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с самого раннего возраста — дошкольного.

У детей старшего дошкольного возраста повышается интерес к творческой деятельности. Они любят экспериментировать с разными художественными материалами и инструментами. У них формируются творческая активность и самостоятельность.

Творчество — это всегда выражение индивидуальности, учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Методом проб и ошибок, стремясь к цели, дети приходят к решению поставленной задачи. Это всё могут дать ребёнку занятия дизайном.

Дизайн — это всегда созидательная творческая деятельность. Смысл дизайна состоит в проектировании и создании оригинальных или даже уникальных вещей.

Дизайн-продукцию можно классифицировать на:

– предметную (это изделия декоративно-прикладного искусства и предметы быта);

– экспозиционно-зрелищную (музеи, мемориалы, выставки, пиротехника, светодизайн).

Различают дизайн:

– плоскостной;

– предметный;

– пространственный;

– смешанный (музейная и выставочная экспозиция; оформление спектакля, праздника, фестиваля).

Детский дизайн является особым видом художественной эстетической деятельности, которая вбирает в себя самые разные виды детского творчества. Это создание красоты для себя и вокруг себя. Сюда можно отнести разные элементы декора и атрибутов к праздникам, сувенирные и подарочные изделия, кукольную одежду и причёски. Такая деятелдьность наиболее полно способствует развитию творческого начала у детей. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

Можно выделить некоторые принципы детского дизайна:

– принцип организации тематического пространства;

– принцип интеграции разных видов искусства и художественной деятельности;

– принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

– принцип эстетичного оформления развивающей предметно-пространственной среды.

Детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который наиболее полно способствует развитию творчества у детей.

Одним из главных условий в организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребёнка как в дошкольном учреждении, так и в семье. Важно обеспечить его как можно более яркими впечатлениями, интеллектуальным и эмоциональным опыта, что послужит основой для возникновения у ребёнка творческих идей и замыслов. Это же будет способствовать и развитию воображения. Здесь очень важна работа с родителями и их активном взаимодействии с педагогом.

В обучении детей элементам дизайна используется самый разный художественный материал:

– бумага и картон;

– бросовый материал;

– природный материал (косточки, семена, пух, соломка, опилки, яичная скорлупа, срезы веточек, зерно);

– ткань и другие волокнистые материалы;

– декоративный материал.

В нашем Центре развития ребёнка — проектно-тематическое планирование. Каждая неделя посвящена какой-либо определённой теме, в рамках которой ведётся работа во всех группах.

Развивающая предметно-пространственная среда групп — это прерогатива воспитателей. Она должна по всем параметрам отвечать требованиям ФГОС. Наше поле деятельности — музыкальный зал и прилегающая территория. Именно здесь мы с детьми, родителями и воспитателями и занимаемся дизайном образовательного пространства.

Мы создаём костюмы и атрибуты для самых разных мероприятий и праздников, для досуговых мероприятий; готовим элементы декора и украшения музыкального зала.

В процессе творческой работы с детьми мы знакомим их с самыми разными поделочными материалами и художественными приёмами — склеиванием, нанизыванием, обрыванием, скручиванием, сминанием, плетением и другими.

Какие-то вещи мы делаем совместно с родителями, детьми и воспитателями. Что-то делаем силами только музыкальных руководителей.

Всё, что создаётся детьми в процессе их творческой дизайнерской деятельности, может быть использовано детьми сразу же — в быту или в играх, на досуговых мероприятиях.

В процессе такой активной творческой работы детей формируется способность эмоционально откликаться на окружающей их мир, потребность в творчестве, стремление выполнить работу для других людей.

Творческий человек — это не только тот, кто пишет картины, стихи или музыку. Это тот, кто может создавать нечто новое. Это тот, кто увидит то, что не видят или не смогли увидеть другие.

Творчество — это всегда проявление личной индивидуальности. И поэтому в дизайнерской работе с детьми важно учитывать характер, настроение, темперамент и другие особенности детей. Главное в этой работе — это создание атмосферы творчества, когда дети чувствуют себя комфортно и свободно, они хотят каждый день искать и находить что-то новое.

Важно, чтобы родители были не только зрителями, но и непосредственными участниками в подготовке и проведении мероприятий.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей.

Наши родители всегда очень активно откликаются на все инициативы ДОУ, всегда готовы помочь в изготовлении костюмов, реквизита, украшений для проведения любого мероприятия. Зачастую именно родители предлагают свои нестандартные варианты решения тех или иных задач.

Нередко родители становятся и активными участниками наших мероприятий, праздников, акций.

Для знакомства детей с разными видами дизайна силами родителей проводятся мастер-классы. Это работа в технике бумагопластики, тестопластики, эбру, вытынанки, торцевания. Такое совместное творчество способствует и помогает расширению творческого дизайнерского опыта у детей.

Работы детского творчества мы размещаем в группах, в холлах, на детских игровых площадках на улице, на лестничных пролётах. Одной из особенностей детского дизайна является его вариативность и достаточно частая сменяемость и мобильность.

Почти всегда творческие выставки детских дизайнерских работ приурочены к какому-либо календарному празднику, досуговому мероприятию. Всегда подводятся итоги выставок и по их результатам мы награждаем участников и победителей грамотами, дипломами, подарками. Для детей этот момент очень важен, так как они понимают ценность и важность своих работ, это повышает самооценку детей и их уверенность в своих силах.

Необходимо сказать о таком аспекте дизайнерской работы с дошкольниками, как бережное отношение к процессу и к самим результатам детской деятельности. Нельзя выбрасывать или относиться небрежно к детским работам. Надо всегда практически использовать продукты их деятельности: оформление групповых детских уголков, использовать в играх, на занятиях.

Взрослый должен работать в зоне ближайшего развития, поддерживая творческие идеи детей и предлагая им новые способы действия с самыми разными материалами и предметами, не переставая удивляться находчивости детей и подсказывать им всё новые идеи.

Для развития творческих способностей учащихся важно, чтобы образовательная среда была «открыта» для детей, чтобы они имели возможность её изменять (привносить в неё продукты своего творчества).

В процессе такого сотрудничества происходит активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей, повышается их педагогическая грамотность; обогащается опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов.

Праздник в детском саду — это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений.

Всё это способствует созданию положительного эмоционального микроклимата и психологического комфорта для ребёнка, укреплению авторитета родителей и педагогов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский дизайн, работа, детский сад, детское творчество, дизайнерская работа, музыкальный зал, обучение детей, развивающая предметно-пространственная среда, элемент декора.


Задать вопрос