Метод проектов на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 11.04.2023

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Мухаметзянов, А. Р. Метод проектов на уроках математики / А. Р. Мухаметзянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101493/ (дата обращения: 03.04.2025).



Ключевые слова: проектная деятельность, проект.

С введением ФГОС третьего поколения все более значимую роль в образовательном процессе занимает проектная деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Согласно ФЗ Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность…» [1].

Именно проектная деятельность позволяет современному школьнику, получив аттестат об образовании, быть готовым к реалиям современной жизни. А точнее применять на практике полученные знания и умения.

Осуществляя проектную деятельность, школьник в первую очередь учится мыслить, работать индивидуально или в команде, планировать, ставить проблему и решать ее, реализовывать. Учитель же в данном случае выступает как наставник, указывает направление, в котором нужно проводить работу.

Начиная работу с проектом, выделяют пять этапов, или как их называют правило «пять «П»:

— Проблема

— Проектирование

— Поиск

— Продукт

— Презентация

Проиллюстрируем это на рис. 1

Правило 5 «П»

Рис. 1. Правило 5 «П»

Итак, как же определить проблему?

На данном этапе ученик выбирает область, наиболее интересную для него, с целью углубить свои знания. Далее идет проектирование, т. е. школьник разбивает на этапы свою деятельность, оценивает время и способы выполнения проекта.

Для поиска информации нужно определить способ. Это может быть наблюдение, анкетирование, опросы, проведение опытов и исследований, изучение литературы. Учащийся выбирает способ, которой в полной мере раскроет его проект.

Переходим к изготовлению продукта. Вид продукта зависит от выбранной темы и возможны различные вариации. Учащийся может представить результаты опроса, изготовить буклет, чек-лист, видеоролик, веб-сайт, газету, компьютерную игру, квест, продемонстрировать опыт, словарь, задачник и многое другое. Выбор правильного продукта позволяет раскрыть проектную работу и полученные знания при работе над проектом. Конечно же тут поможет совет учителя или наставника.

И финальной точкой является защита проекта. Для успешной защиты необходимо подготовить презентацию, где будут кратко изложены все этапы реализации проекта, продемонстрирован продукт.

Задача учителя на уроках помочь школьникам развить способность к самостоятельному мышлению, к работе с информацией, умению работы в команде.

Процесс обучения с помощью проектной деятельности на уроках математики сложен, но способствует развитию, повышает активность на уроках, развивает навыки и умения. Для достижения планируемых результатов необходимо правильно выстроить процесс не только на уроках математики, но и внеклассных занятиях. Например, при изучении нового материала на уроках можно сделать мини проекты в виде буклета, памятки с основными терминами, формулами, теоремами, тренажерами для повторения материала и пр. Такой прием позволяет школьникам получать новые навыки в виде работы в редакторе формул, осваивать новые математические программы, например, для построения геометрических фигур. Также обучающиеся учатся правильности оформления своих работ, не только в виде презентаций, но и в графических редакторах.

На своих уроках я применяю групповой и индивидуальный проект, предметный и метапредметный проект, а также информационный проект. В конце учебного года я провел анкетирование учеников двух шестых классов. В одном из них дети включались в проектную деятельность в обязательном порядке, в другом по желанию. По результатам анкетирования, класс в котором проектная деятельность была обязательной показал наиболее высокие результаты по освоению материала, чем класс, в котором дети читали и слушали учителя. Это подтвердили и результаты Всероссийских проверочных работ.

Над более крупными проектами мы работали на математическом кружке. Приведу примеры нескольких проектов на уроке математики в 6 классе.

Проект «Сборник задач и упражнений по теме «Десятичные дроби». Ученики самостоятельно составляли задачи с их любимыми героями фильмов и мультфильмов, с применением действия с десятичными дробями. На защите проекта каждый представил свои задачи и их решение. Составленные задачи объединили в сборник и предложили ученикам других классов воспользоваться сборников в качестве повторения материала.

Проект «Туристическая экскурсия по г. Казани: какой транспорт выгоднее?». В данном проекте обучающиеся рассмотрели несколько видов транспорта, перемещение и проживание в городе, рассчитали стоимость и составили задачи по теме «Уравнения».

Проект «Кулинария в математике». Этот проект был интересен не только девочкам, но и мальчикам. Каждый представил рецепт своего любимого блюда. В рецептах были представлены соотношения продуктов, при взвешивании использовались математические величины масса и объём, подсчет калорий, пропорции и проценты.

На примере своих собственных наблюдений, можно сделать вывод, что применение метода проектов на уроках является эффективным, повышает интерес к учебной деятельности, мотивацию, самостоятельность.

Проектную деятельность можно включить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Метод проектов способствует интеллектуальному и нравственному развитию школьника, сплочению класса, развитию ответственности, самовыражению, процесс движения собственных мыслей и знаний.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
  2. http://www.school-collection.edu.ru
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, урок математики, внеурочная деятельность, защита проекта, класс, метод проектов, работа, урок.


Похожие статьи

Использование метода проектов на уроках информатики

Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса

Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе

Активное использование метода проектов на уроках математики

В статье авторы исследуют методы проектов, используемые на уроках математики.

Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Развитие проектного метода в системе образования

Проектная деятельность как фактор формирования мотивации у обучающихся в условиях временного ученического коллектива

В статье рассматривается проект на уроке литературы в 8 классе, как инструмент эффективного повышения уровня внутренней мотивации учащихся в условиях временного коллектива.

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Метод проектов на уроках физики

В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.

Похожие статьи

Использование метода проектов на уроках информатики

Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса

Эффективность использования интерактивных методов обучения в техническом вузе

Активное использование метода проектов на уроках математики

В статье авторы исследуют методы проектов, используемые на уроках математики.

Развитие критического мышления и творческого потенциала учащихся через проектную деятельность на уроках биологии

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики средствами метода проектов

Работа посвящена исследованию проблемы развития универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе средствами метода проектов. Рассмотрена одна из форм организации проектно-исследовательской деятельности учащихся на основе Интернета ...

Развитие проектного метода в системе образования

Проектная деятельность как фактор формирования мотивации у обучающихся в условиях временного ученического коллектива

В статье рассматривается проект на уроке литературы в 8 классе, как инструмент эффективного повышения уровня внутренней мотивации учащихся в условиях временного коллектива.

Формирование коммуникативных умений на уроках математики

Метод проектов на уроках физики

В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.

Задать вопрос