Ключевые слова: проектная деятельность, проект.
С введением ФГОС третьего поколения все более значимую роль в образовательном процессе занимает проектная деятельность как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Согласно ФЗ Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность…» [1].
Именно проектная деятельность позволяет современному школьнику, получив аттестат об образовании, быть готовым к реалиям современной жизни. А точнее применять на практике полученные знания и умения.
Осуществляя проектную деятельность, школьник в первую очередь учится мыслить, работать индивидуально или в команде, планировать, ставить проблему и решать ее, реализовывать. Учитель же в данном случае выступает как наставник, указывает направление, в котором нужно проводить работу.
Начиная работу с проектом, выделяют пять этапов, или как их называют правило «пять «П»:
— Проблема
— Проектирование
— Поиск
— Продукт
— Презентация
Проиллюстрируем это на рис. 1
Рис. 1. Правило 5 «П»
Итак, как же определить проблему?
На данном этапе ученик выбирает область, наиболее интересную для него, с целью углубить свои знания. Далее идет проектирование, т. е. школьник разбивает на этапы свою деятельность, оценивает время и способы выполнения проекта.
Для поиска информации нужно определить способ. Это может быть наблюдение, анкетирование, опросы, проведение опытов и исследований, изучение литературы. Учащийся выбирает способ, которой в полной мере раскроет его проект.
Переходим к изготовлению продукта. Вид продукта зависит от выбранной темы и возможны различные вариации. Учащийся может представить результаты опроса, изготовить буклет, чек-лист, видеоролик, веб-сайт, газету, компьютерную игру, квест, продемонстрировать опыт, словарь, задачник и многое другое. Выбор правильного продукта позволяет раскрыть проектную работу и полученные знания при работе над проектом. Конечно же тут поможет совет учителя или наставника.
И финальной точкой является защита проекта. Для успешной защиты необходимо подготовить презентацию, где будут кратко изложены все этапы реализации проекта, продемонстрирован продукт.
Задача учителя на уроках помочь школьникам развить способность к самостоятельному мышлению, к работе с информацией, умению работы в команде.
Процесс обучения с помощью проектной деятельности на уроках математики сложен, но способствует развитию, повышает активность на уроках, развивает навыки и умения. Для достижения планируемых результатов необходимо правильно выстроить процесс не только на уроках математики, но и внеклассных занятиях. Например, при изучении нового материала на уроках можно сделать мини проекты в виде буклета, памятки с основными терминами, формулами, теоремами, тренажерами для повторения материала и пр. Такой прием позволяет школьникам получать новые навыки в виде работы в редакторе формул, осваивать новые математические программы, например, для построения геометрических фигур. Также обучающиеся учатся правильности оформления своих работ, не только в виде презентаций, но и в графических редакторах.
На своих уроках я применяю групповой и индивидуальный проект, предметный и метапредметный проект, а также информационный проект. В конце учебного года я провел анкетирование учеников двух шестых классов. В одном из них дети включались в проектную деятельность в обязательном порядке, в другом по желанию. По результатам анкетирования, класс в котором проектная деятельность была обязательной показал наиболее высокие результаты по освоению материала, чем класс, в котором дети читали и слушали учителя. Это подтвердили и результаты Всероссийских проверочных работ.
Над более крупными проектами мы работали на математическом кружке. Приведу примеры нескольких проектов на уроке математики в 6 классе.
Проект «Сборник задач и упражнений по теме «Десятичные дроби». Ученики самостоятельно составляли задачи с их любимыми героями фильмов и мультфильмов, с применением действия с десятичными дробями. На защите проекта каждый представил свои задачи и их решение. Составленные задачи объединили в сборник и предложили ученикам других классов воспользоваться сборников в качестве повторения материала.
Проект «Туристическая экскурсия по г. Казани: какой транспорт выгоднее?». В данном проекте обучающиеся рассмотрели несколько видов транспорта, перемещение и проживание в городе, рассчитали стоимость и составили задачи по теме «Уравнения».
Проект «Кулинария в математике». Этот проект был интересен не только девочкам, но и мальчикам. Каждый представил рецепт своего любимого блюда. В рецептах были представлены соотношения продуктов, при взвешивании использовались математические величины масса и объём, подсчет калорий, пропорции и проценты.
На примере своих собственных наблюдений, можно сделать вывод, что применение метода проектов на уроках является эффективным, повышает интерес к учебной деятельности, мотивацию, самостоятельность.
Проектную деятельность можно включить как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Метод проектов способствует интеллектуальному и нравственному развитию школьника, сплочению класса, развитию ответственности, самовыражению, процесс движения собственных мыслей и знаний.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
- http://www.school-collection.edu.ru