В данной статье рассмотрим возможности и перспективы развития процедуры медиации среди российских компаний. Несмотря на то, что уже более десяти лет представители отечественного бизнеса применяют процесс медиации для решения споров и конфликтов, данная процедура всё еще является достаточно редкой и малоизученной. Существует ряд трудностей, которые тормозят развитие применения медиации в России. Среди них можно назвать следующие проблемы [1]:
— не до конца сформирован общий комплекс категорийного аппарата института медиации, а также не четко определены и прописаны отдельные элементы и понятия;
— отсутствие доработанного законодательства по вопросу медиации, небольшая юридическая база;
— малое количество наработанных практик, отсутствие четкого определения положительных качеств медиации в решении спорных вопросов для российского бизнеса;
— небольшой практический опыт использования медиации в юридических тяжбах российских компаний с органами государственной власти.
Разрешение спорных правоотношений путем процесса медиации давно уже с успехом применяется в западных странах. Эта процедура позволяет решить трудовые, административные, корпоративные и другие споры еще на ранних стадиях конфликта, не доводя до судебного разбирательства и не тратя внушительных сумм на адвокатов. В нашей стране данный способ урегулирования конфликтов еще находится в начальной стадии развития, но уже показывает себя как актуальный и эффективный приём внесудебной договоренности.
Далее рассмотрим основные преимущества медиации для российских компаний при урегулировании корпоративных споров. Их достаточно много, но ниже представлены основные из них [5]:
— относительно небольшие денежные затраты по сравнению с третейским или судебным разбирательством. При медиации значительно сокращаются расходы на разрешение конфликтной ситуации, что позволяет российским компаниям сэкономить часть своего бюджета;
— сокращении временных издержек на урегулирование корпоративного спора. Соглашение сторон при процедуре медиации позволяет значительно сократить время по сравнению с разбирательствами в суде. Отсутствие жестких формальностей и регламентов позволяет более оперативно прийти к договоренности сторон;
— соблюдение конфиденциальности при процедуре медиации. В отличии от судебных разбирательств, где чаще всего вся информация соответствует принципу гласности, при урегулировании корпоративных споров с помощью медиации, вся информация, касаемая разрешения спора, остается конфиденциальным коммерческим решением. Данное преимущество позволит компаниям сохранить благоприятный информационный фон вокруг себя, тем самым исключив репутационные риски организации;
— эффективность урегулирования корпоративных споров путем применения процедуры медиации. Мировая практика показывает, что около 70–80 % всех конфликтов в сфере бизнеса мешаются процессом медиации.
Важным преимуществом процедуры медиации является и ее доверительный характер. Не будучи связанными жесткими процессуальными рамками, стороны могут общаться в доверительной обстановке, что способствует сохранению партнерских отношений. Судебное же разбирательство, напротив, зачастую приводит к прекращению партнерских отношений, нежеланию сторон сохранять общение в последующем [2].
В настоящее время к представителям в гражданском процессе законодатель не предъявляет требований, связанных с уровнем их профессиональной подготовки, более того, истец или ответчик часто сам представляет свои интересы, не прибегая к профессиональной помощи. Отсюда низкое качество подготовки к процессу и, как следствие, неоправданное затягивание разрешения правовой ситуации.
Профессиональный представитель, осуществляя качественную подготовку к делу, может еще до процесса нащупать точки соприкосновения между истцом и ответчиком и разрешить спор с привлечением медиатора, а это гораздо меньшие временные и денежные затраты, поскольку дело до суда так и не дойдет. Именно профессиональные представители способны эффективно продвигать институт медиации, а значит, для начала, нужно закрепить профессиональное представительство на законодательном уровне.
Сам медиатор также должен иметь профессиональную подготовку в области спора, кроме того обладать достаточными правовыми знаниями, чтобы этот спор разрешить. Тем не менее, на сегодняшний день в правовой науке продолжается полемика по поводу того, каким должно быть направление профессиональной подготовки медиатора.
Ученые и специалисты высказывали разные точки зрения на этот счет: одни полагают, что медиатором может быть лишь судья в отставке с большим практическим опытом, другие считают, что в качестве медиатора должны выступать психологи, специалисты в области конфликтологии, отличающиеся глубоким изучением сути конфликтной ситуации.
Для повышения актуальности и популярности профессии и медиатора необходимо на законодательном уровне утвердить систему и комплекс профессиональной подготовки медиаторов в нашей стране. Это нужно для создания интереса к процедуре медиации в обществе, а также определить медиатора как субъекта правовых отношений, чтобы утвердить в сознании общества как человека с высокой профессиональной квалификацией, тем самым повысив доверие [6].
Для того чтобы институт медиации активно развивался и продвигался среди российских компаний и общества в целом, необходимо чтобы все стороны данной процедуры в полной мере осознавал и все преимущества данного способа урегулирования конфликтов над другими. Нужно в полной мере понимать какие перспективы и привилегии получат все стороны конфликта при внесудебном урегулировании. Потенциальные участники данных правоотношений должны осознавать всю выгоду, которую получат при обращении к медиаторам, а не для судебного разбирательства.
Как утверждают многие эксперты, только время и наработка существенной юридической базы практик позволит повысить интерес к процедуре медиации среди представителей российского бизнеса, а также в других правовых областях страны.
Анализ существующей литературы по вопросам применения процедуры медиации в российских компаниях показал, что институт урегулирования корпоративных конфликтов и споров среди российских компаний путем принятия соглашения сторон, еще мало развит и применяется в стране всего одно десятилетие. Можно смело утверждать, что потребуется еще большое количество времени для того, чтобы урегулирование посредством медиации в России достигло уровня западных стран.
Для того, чтобы вызвать заинтересованность и доверие у российского общества, необходимо принять на законодательном уровне ряд реформ, которые позволят усовершенствовать функционирование урегулирования гражданско-правовых споров путем медиации, а также решить ряд проблем и трудностей, которые тормозят развитие внесудебного разбирательства.
Проанализировать существующие в нашей стране прецеденты разрешения корпоративных споров среди российских компаний, можно наблюдать, что постепенно медиация внедряется в правоприменительную практику, хоть и не так быстро, как этого бы хотелось, но в некоторых регионах нашей страны даже очень успешно. Конечно рано еще говорить о полноценном внедрении медиации, так как принятых положительных решений гораздо меньше, чем принятых судебных решений посредством мировых соглашений.
Несмотря на такой популярный и положительный опыт урегулирования гражданско-правовых споров посредством медиации в западных странах, необходимо с большой осторожностью внедрять данный институт в Российской Федерации. Взвешенный подход к апробированию западного опыта позволит учесть особенности правосудия, самобытность граждан и общества в целом, а также учитывать различные социальные, экономические, исторические, культурные и другие аспекты [7].
Более того, следует учитывать и работу самой судебной системы. Согласно АПК РФ судья, содействуя примирению сторон, обязан разъяснить их право обратиться к примирительным процедурам, в том числе и с участием третьего лица. Но необходимо отметить, что при рассмотрении споров в арбитражных судах медиация применима значительно шире, нежели при разрешении споров между гражданами в судах общей юрисдикции. Причина — в конфликтующих сторонах, так как предпринимательские отношения базируются прежде всего на таких понятиях, как стабильность, деловая репутация, потому для них использование медиации будет являться более эффективной процедурой, нежели судебный процесс.
Программы примирения правонарушителя и жертвы развиваются и в области ювенальной юстиции. Российская Федерация, подписав в 1989 г. Конвенцию ООН о правах ребенка, взяла на себя обязательства по приведению системы правосудия для несовершеннолетних в соответствие с международными стандартами. Это привело к общественному движению за создание ювенальной юстиции, куда активно включились в том числе и судебные органы. По данным общественного центра «Судебно-правовая реформа» о программах восстановительного правосудия в восьми субъектах РФ, наблюдается неравномерное развитие данной практики.
Другими словами, роль медиации в решении юридических споров трудно переоценить. Опираясь на нормативно-правовой акт Европейского Парламента, медиация обладает рядом преимуществ перед урегулированием корпоративных правоотношений в суде. К ним можно отнести эффективность разрешения споров, конфиденциальность и неразглашение информации третьим лицам, экономия на затратах как государства, так и компаний, оперативность в урегулировании конфликта и т.д. [3].
Таким образом, можно смело сказать, что роль медиации для российских компаний является актуальной и очень эффективной. Развитие данной процедуры для урегулирования конфликтов и споров позволит снизить в первую очередь нагрузку на органы судебной власти, а также обеспечить надежное функционирование рынка за счет сохранения дружественных отношений между сторонами.
Еще одной положительной стороной разрешения конфликта путем соглашения сторон посредством медиации является непредвзятость каждой из сторон. При данной процедуре оба участника конфликта контролируют процесс медиации, у них отсутствует необходимость убеждать кого-либо в своей правоте, тем самым повышается антикоррупционный подтекст принятия решения. Иными словами, развитие института медиации в России положительно скажется на борьбе с коррупцией в органах судебной власти.
Помимо этого, необходимо отметить о перспективе снижения напряженности и конфронтации между органами государственной власти и представителями российского бизнеса при успешном и эффективном применении процедуры медиации. Прогрессивное развитие в данном вопросе произойдёт благодаря согласию и нахождению компромисса обеих сторон конфликта [4].
Но даже несмотря на все преимущества, возможности и перспективы урегулирования корпоративных конфликтов и споров посредством процедуры медиации, на данный момент в России практически отсутствует правовая практика по данному соглашению сторон. Поэтому в настоящее время необходимо активно наращивать устойчивую практику применения процедуры медиации во всех регионах страны. При этом необходимо на государственном уровне продвигать популярность профессии медиатора. Через некоторое время можно будет с уверенностью утверждать, что медиация наладила эффективное и гармоничное посредничество между государством и обществом не только в решении судейских вопросов, но и в решении гражданских. Это позволит создать гармоничную атмосферу согласия и доверия между деловыми партнерами в обществе.
Таким образом, можно утверждать, что в настоящее время в Российской Федерации всё больше набирает популярность разрешение корпоративных споров в компаниях путем применения процесса медиации. По мнению многих экспертов, медиация становится выходом не только в трудовых и арбитражных процессах, но и в юридических тяжбах с органами контрольно-надзорной деятельности. В 2023 году в нашей стране планируется ввести изменения в правовое законодательство контрольно-надзорной деятельности органов власти, тем самым вступит в силу запрет на судебные иски без попытки досудебного урегулирования.
В связи с выше представленной информацией можно отметить, что данные нововведения в законодательстве повысят популярность профессии медиатора. Более значимым и рациональным станет процесс взаимодействия российских компаний с органами государственной власти в вопросах медиации. Даже несмотря на то, что многие органы государственной власти с осторожностью относились к процедуре медиации в вопросах разрешения споров, с этого года им придется всё чаще к ней прибегать. Так, например, Федеральная налоговая служба будет обязана все налоговые споры с участниками российского бизнеса решать в рамках процедуры медиации. Говоря иными словами, данная тенденция является положительной для российских компаний.
Данная реформа открывает для отечественного бизнеса огромный ряд возможностей, позволяя сэкономить большое количество денежных средств и времени по сравнению с предыдущими периодами, когда суд практически во всех рассматриваемых конфликтах вставал на сторону органов контрольно-надзорной деятельности.
По мнению множества специалистов, несмотря на все возможности и перспективы процедуры медиации для российских компаний, существует еще ряд проблем и недоработок. Одной из таких трудностей можно назвать несовершенство юридической базы. Хотя в ближайшее время будет наблюдаться тенденция накопления практик досудебных процедур, что в будущем позволит обновить законодательство Российской Федерации в вопросе медиации и исключить из него все недочёты. Данные процессы позволят усовершенствовать процедуру решения конфликтов и споров в сфере бизнеса с помощью медиации, и сделать данную процедуру эффективной и актуальной для российских компаний.
Литература:
- Вечерина О. П. Институциональные ограничения и возможные направления развития медиации в России //Социодинамика. — 2021. — № 4. — С. 48–67.
- Вечерина О. П., Путалова И. Б. Проблемы профессиональной подготовки медиаторов в России // Современное образование. — 2021. — № 1. — С. 1–13.
- Вечерина О. П., Путалова И. Б. Структура российского института медиации: настоящее, прошлое, будущее // Юридические исследования. — 2020. — № 9. — С. 47–63.
- Катч И., Рабинович-Эйни О. Цифровое правосудие. Интернет-технологии для разрешения споров. М.: МЦУПК, 2018. — 286 с.
- Медиация: теория, практика, перспективы развития: Сборник материалов Второй всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. М.: ФИМ, 2021. — 178 с.
- Садовникова М. Н., Лозовский А. В., Раднаева Э. Л. Восстановительно-медиативный подход в работе сотрудников субъектов системы профилактики. Методические рекомендации: методическое пособие для практических работников. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. — 258 с.
- Шамликашвили Ц. А., Вечерина О. П. Медиация в российских исследованиях и в зеркале eLIBRARY // Вестник Федерального института медиации. — 2020. — № 1. — С. 51–74.