В статье рассматривается такой термин как управление человеческими ресурсами, его особенности, цели и оценка такого инструмента как мотивация — её виды и их оценка.
Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, персонал, организация, мотивация, актив, потребность, развитие.
The article discusses such a term as human resource management, its features, goals and evaluation of such a tool as motivation — its types and their evaluation.
Keywords: human resource management, personnel, organization, motivation, asset, need, development.
На сегодняшний день персонал является очень ценным ресурсом для любой организации. Человеческий ресурс один из решающих факторов производства, его можно сравнить по значимости с капиталом или информацией (знаниями), именно данным ресурс обеспечивает перспективное развитие организации в современных реалиях.
У каждого ресурса, будь то человеческий ресурс или тот же капитал, есть своя особенность, рассмотрим особенности человеческих ресурсов:
Во-первых, активность, то есть — человек всегда имеет собственные желания, поэтому любая попытка воздействовать на него через управление воспринимается им через свою собственную призму, призму своих личных потребностей, персонал способен отражать направленные на него воздействия, что может вовсе не соответствовать ожиданию руководства.
Во-вторых, в управлении персоналом участвуют все руководители и специалисты кадровых структур, это может являться источником определенных противоречий между потребностями производства, требованиями руководителей и рекомендациями специалистов;
Одна из важнейших ролей персонала в том, что он составляет и определяет социальную подсистему организации, в которой главенствуют вопросы взаимоотношения индивидов и социальных групп, субъективного и духовного базиса деятельности. На сегодняшний день персонал рассматривается не как издержки, а как важнейший ресурс организации, определяющий успех, которым надо профессионально уметь руководить, создавать специальные условия для его развития.
Управление человеческими ресурсами это своего рода специальный стратегический подход к управлению одним из ценных ресурсов организации: рабочими людьми, которые вносят вклад в решение задач организации.
По моему мнению, основная цель управления человеческими ресурсами — достижение максимального успеха организации, с помощью такого инструмента, как персонал. Для того чтобы персонал был заинтересован в этом, он должен быть колоссально мотивирован, у него должна быть цель — общая коллективная цель, для этого нужны вложения, как материальные, так и нематериальные, со стороны организации.
Итак, для того чтобы организация получала, а главное сохраняла высококвалифицированный, «не текучий» и мотивированный на успех актив, требуется:
– достоверная оценка требуемой рабочей силы (нужно определенное количество, не больше, не меньше)
– развитие способностей сотрудников, во всех областях (предоставление обучения, развитие)
Для того чтобы в организацию приходили и удерживались молодые и перспективные кадры, они должны быть хорошо замотивированы.
Есть несколько вариантов мотивации: материальная, косвенно-материальная и нематериальная. На сегодняшний день материальная мотивация является наиболее эффективной для молодых, перспективных кадров, ведь мало что заинтересует так, как хорошая премия или повышение зарплаты. А самой неэффективной из всех является нематериальная, в виде благодарностей, дипломов.
Рис. 1. Виды мотивации
Одна из основополагающих целей управления человеческими ресурсами — создание такой атмосферы, в которой можно поддерживать продуктивные и гармоничные отношения между руководителями и подчиненными, огромную роль играет командная работа. Следует применять процедуры управления, направленные на то, чтобы показать, что работники являются ценными активами и важнейшей составляющей организации.
Так же, цель управления человеческими ресурсами состоит в том, чтобы интересы были уравновешены, организация адаптируется к потребностям групп, заинтересованных в ее деятельности (собственников, государственных органов или попечителей, руководителей, работников, заказчиков, поставщиков и широкой общественности). Основной целью управления человеческими ресурсами является управление разнообразной рабочей силой, принимая во внимание индивидуальные и групповые различия между потребностями работников, их стилем работы и стремлениями.
Идею управления человеческими ресурсами можно рассматривать как некую философию, показывающую, как в интересах определенной организации нужно относиться к персоналу. Данную философию можно использовать различными способами, и не существует единой модели для описания управления человеческими ресурсами.
Литература:
- Вукович Г. Г. Кадровая политика как инструмент управления персоналом / Г. Г. Вукович, А. В. Никитина // Общество: политика, экономика, право. — 2018. — № 1. — С. 34–38.
- Кобелева С. В., Конова О. Ю., Батракова А. С. Стратегия развития кадрового потенциала организации // Территория науки. 2018. № 4. С. 19.
- Д. О. Селентьева, Д. Г. Зиганшина Совершенствование системы управления персоналом организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. С. 8-9.