Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 12.04.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, О. П. Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста / О. П. Алексеева, П. А. Железняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101517/ (дата обращения: 18.12.2024).



Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста.

Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровительных функций и коррекции имеющейся патологии. При этом ЛФК охватывает такие методы, как физические упражнения, подвижные игры, занятия на тренажерах, массаж и др. Отмечено, что подбор упражнений зависит от возраста ребенка, его физиологических особенностей и психологической зрелости. Занятия должны носить систематический характер, быть не слишком длительными по времени чтобы не вызывать сильной усталости у ребенка, чередоваться с элементами игры, сопровождаться музыкальным или текстово-стихотворным образным сопровождением.

Таким образом, элементы ЛФК, введенные в комплекс физической культуры у детей дошкольного возраста, способствуют гармоничному развитию и укреплению организма ребенка и коррекции имеющейся патологи нервной и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: лечебная физкультура, дети дошкольного возраста, коррекция патологии, оздоровительные мероприятия.

Основы здоровья и гармоничного развития человека формируются в детстве. Во время активного роста ребенка происходит формирование систем организма и основных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков и др.) способствующих выработке правильной осанки. Ребенок учится управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно тогда он начинает осознавать движение как способ самовыражения и познания окружающего мира, получая удовольствие от новых умений и навыков [2,5,11].

Лечебная физкультура (ЛФК) — это не только гимнастические упражнения, но и водные процедуры, ходьба, бег и игры на свежем воздухе. В настоящее время ЛФК приобретает всё более важное значение из-за распространения малоподвижного образа жизни, нарушений диеты и режимов отдыха и сна у детей, в том числе — младшего дошкольного возраста [3]. Так, по официальным данным, среднегодовой темп прироста ожирения у детей за последние 10 лет составил 9 % в год, у подростков — 7,6 %. Изменения в образе жизни детей, которым свойственна большая потребность в движении для нормального развития и роста, не могло не сказаться на их здоровье, в частности — на состоянии опорно-двигательном аппарата, дыхательной, нервной и иммунной систем [6,10]. Для гармоничного развития ребенку дошкольного возраста необходимо обеспечить не только режим дня, правильное питание, но и высокую двигательную активность.

Целью данного обзора стал анализ возможностей лечебной гимнастики в качестве профилактической меры у детей дошкольного возраста.

Результаты

Анализ доступной литературы позволил выделить некоторые особенности ЛФК у детей дошкольного возраста. В связи с увеличением количества детей с избыточным весом и различной сопутствующей патологией (в первую очередь дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата) в комплекс физической культуры необходимо вводить элементы, способствующие решению этой проблемы — такие как утренняя гимнастика, лечебная гимнастика и массаж, гимнастические виды физических упражнений и др.

Чтобы ЛФК давала положительные результаты, необходимо чтобы занятия носили регулярный характер и проходили под контролем специалиста. При этом увеличением физической нагрузки было постепенным. Уровень самой нагрузки напрямую зависит и от физической подготовки ребенка, наличия заболеваний, самочувствия на момент занятия [1,7]. Комплексы упражнений подбираются исходя из индивидуальных черт ребенка и включают любую подходящую двигательную активность: ходьбу, бег, подвижные игры и др. [3,9]

Одной из задач лечебной физкультуры для детей дошкольного возраста является коррекция состояния организма ребёнка, способствующая развитию и укреплению мышц, связок и суставов и позволяющая исправлять некоторые функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, искривления позвоночника с соответствующим нарушением осанки и т. д. В комплекс необходимо включать упражнения, способствующие укреплению дыхательной системы. ЛФК, помимо лечебной функции, несёт и воспитательную функцию: ребенок получает начальные гигиенические знания, учится концентрировать внимание, выполнять задание, получает первые навыки физической работы и др. [1,4,8].

В детском дошкольном учреждении (ДДУ) должны быть созданы все условия для профилактики и своевременного выявления и коррекции нарушений осанки и стопы. К ним относятся помимо прочего специальное оборудование и инвентарь, способствующие укреплению мышц позвоночника, стопы и голени и оказывающие положительное влияние на формирование осанки, сводов стопы: гимнастическая («шведская») стенка, веревочные лестницы, ребристые и наклонные доски, мячи, скакалки, массажные коврики и др. При проведении занятия важно обращать внимание на то, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища. Это способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки [2,4,8].

Другим условием является проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательной и дыхательной систем и повышение двигательной активности дошкольников: это утренняя и корригирующая гимнастика, хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна, физкультурные занятия, динамические паузы, физкультминутки и подвижные игры. Подобные профилактические меры возможны не только в ДДУ, но и в домашних условиях [4,6,8].

Основное место в ЛФК детей дошкольного возраста занимают упражнения игрового характера. Большая часть из них имеют анималистические названия и, соответственно им, копируют движения и позы описываемых объектов: дерева, ручья, животных, птиц и т. д. Объяснения даются детям соответственно подобранному образу и в понятной для них форме для более быстрого освоения и запоминания упражнения. Пояснения по ходу занятия должны быть краткими и направленные на качественное выполнение упражнений: точность положения и направления движения тела, стопы и отдельных частей тела с хорошей амплитудой и адекватным мышечным напряжением. Длительность и интенсивность нагрузки зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4–5 повторов на этапе разучивания до 10–12 повторов — на этапе закрепления и совершенствования комплекса [2]. При этом важно контролировать точность соблюдения исходного положения, выполнения промежуточных и конечных поз и соответствие выполнения движений заданному темпу [8,11].

Таким образом, у детей дошкольного возраста индивидуально подобранный и адекватно проводимый комплекс ЛФК способствует укреплению всех органов и систем организма, корректирует имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы, повышает интеллектуальный уровень ребёнка (концентрирует внимание, учится слушать и выполнять задания).

Литература:

  1. Алексеева Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики Лечебная физическая культура в детском возрасте 2016; № 3:17–18.
  2. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников. Рекомендации, занятия. ФГОС. Учитель, 2020, 135.с
  3. Глазырина Л. Д. Овсянкин В. Н. Методика физического воспитания для детей дошкольного возраста М., 2005.
  4. Гусейнова Г. И. Влияние осанки на здоровье. Возможности и условия ее коррекции физической культурой посредством оздоровительных игр в детском саду Образование и воспитание 2017; № 1: 15–17.
  5. Дидур, М. Д., Поташник, А. А. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: Речь, 2001.
  6. Каштанова Г. В., Мамаева Е., Сливина О. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего возраста АРКТИ, 2006, 100 с.
  7. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата). 2-е издание, М., Просвещение, 2006, 112 с.
  8. Кочегарова Е. В., Баландина В. К. Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников через организацию работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок» Молодой ученый 2017; № 47.1 (181.1): 99–101.
  9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007, 127 с.
  10. Сочеванова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4–7 лет Детство-пресс, 2009.
  11. Сухонина Н. С., Батечко Т. А. Лечебная физическая культура для дошкольников с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» 2021; № 7:992–999
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, дыхательная система, лечебная физкультура, опорно-двигательный аппарат, лечебная гимнастика, гармоничное развитие, правильная осанка, укрепление мышц, физическая культура.


Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Особенности развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях

Обучение плаванию детей 4–5 лет имеет ряд задач: общее укрепление организма, оздоровительные цели, организацию привыкания и освоения воды и овладения элементарными плавательными движениями и дыхательными упражнениями Целью настоящего обзора явился а...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Похожие статьи

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Особенности развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях

Обучение плаванию детей 4–5 лет имеет ряд задач: общее укрепление организма, оздоровительные цели, организацию привыкания и освоения воды и овладения элементарными плавательными движениями и дыхательными упражнениями Целью настоящего обзора явился а...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде

Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Задать вопрос