Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста.
Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровительных функций и коррекции имеющейся патологии. При этом ЛФК охватывает такие методы, как физические упражнения, подвижные игры, занятия на тренажерах, массаж и др. Отмечено, что подбор упражнений зависит от возраста ребенка, его физиологических особенностей и психологической зрелости. Занятия должны носить систематический характер, быть не слишком длительными по времени чтобы не вызывать сильной усталости у ребенка, чередоваться с элементами игры, сопровождаться музыкальным или текстово-стихотворным образным сопровождением.
Таким образом, элементы ЛФК, введенные в комплекс физической культуры у детей дошкольного возраста, способствуют гармоничному развитию и укреплению организма ребенка и коррекции имеющейся патологи нервной и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: лечебная физкультура, дети дошкольного возраста, коррекция патологии, оздоровительные мероприятия.
Основы здоровья и гармоничного развития человека формируются в детстве. Во время активного роста ребенка происходит формирование систем организма и основных двигательных навыков (ходьбы, бега, прыжков и др.) способствующих выработке правильной осанки. Ребенок учится управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Именно тогда он начинает осознавать движение как способ самовыражения и познания окружающего мира, получая удовольствие от новых умений и навыков [2,5,11].
Лечебная физкультура (ЛФК) — это не только гимнастические упражнения, но и водные процедуры, ходьба, бег и игры на свежем воздухе. В настоящее время ЛФК приобретает всё более важное значение из-за распространения малоподвижного образа жизни, нарушений диеты и режимов отдыха и сна у детей, в том числе — младшего дошкольного возраста [3]. Так, по официальным данным, среднегодовой темп прироста ожирения у детей за последние 10 лет составил 9 % в год, у подростков — 7,6 %. Изменения в образе жизни детей, которым свойственна большая потребность в движении для нормального развития и роста, не могло не сказаться на их здоровье, в частности — на состоянии опорно-двигательном аппарата, дыхательной, нервной и иммунной систем [6,10]. Для гармоничного развития ребенку дошкольного возраста необходимо обеспечить не только режим дня, правильное питание, но и высокую двигательную активность.
Целью данного обзора стал анализ возможностей лечебной гимнастики в качестве профилактической меры у детей дошкольного возраста.
Результаты
Анализ доступной литературы позволил выделить некоторые особенности ЛФК у детей дошкольного возраста. В связи с увеличением количества детей с избыточным весом и различной сопутствующей патологией (в первую очередь дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата) в комплекс физической культуры необходимо вводить элементы, способствующие решению этой проблемы — такие как утренняя гимнастика, лечебная гимнастика и массаж, гимнастические виды физических упражнений и др.
Чтобы ЛФК давала положительные результаты, необходимо чтобы занятия носили регулярный характер и проходили под контролем специалиста. При этом увеличением физической нагрузки было постепенным. Уровень самой нагрузки напрямую зависит и от физической подготовки ребенка, наличия заболеваний, самочувствия на момент занятия [1,7]. Комплексы упражнений подбираются исходя из индивидуальных черт ребенка и включают любую подходящую двигательную активность: ходьбу, бег, подвижные игры и др. [3,9]
Одной из задач лечебной физкультуры для детей дошкольного возраста является коррекция состояния организма ребёнка, способствующая развитию и укреплению мышц, связок и суставов и позволяющая исправлять некоторые функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, искривления позвоночника с соответствующим нарушением осанки и т. д. В комплекс необходимо включать упражнения, способствующие укреплению дыхательной системы. ЛФК, помимо лечебной функции, несёт и воспитательную функцию: ребенок получает начальные гигиенические знания, учится концентрировать внимание, выполнять задание, получает первые навыки физической работы и др. [1,4,8].
В детском дошкольном учреждении (ДДУ) должны быть созданы все условия для профилактики и своевременного выявления и коррекции нарушений осанки и стопы. К ним относятся помимо прочего специальное оборудование и инвентарь, способствующие укреплению мышц позвоночника, стопы и голени и оказывающие положительное влияние на формирование осанки, сводов стопы: гимнастическая («шведская») стенка, веревочные лестницы, ребристые и наклонные доски, мячи, скакалки, массажные коврики и др. При проведении занятия важно обращать внимание на то, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища. Это способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки [2,4,8].
Другим условием является проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательной и дыхательной систем и повышение двигательной активности дошкольников: это утренняя и корригирующая гимнастика, хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна, физкультурные занятия, динамические паузы, физкультминутки и подвижные игры. Подобные профилактические меры возможны не только в ДДУ, но и в домашних условиях [4,6,8].
Основное место в ЛФК детей дошкольного возраста занимают упражнения игрового характера. Большая часть из них имеют анималистические названия и, соответственно им, копируют движения и позы описываемых объектов: дерева, ручья, животных, птиц и т. д. Объяснения даются детям соответственно подобранному образу и в понятной для них форме для более быстрого освоения и запоминания упражнения. Пояснения по ходу занятия должны быть краткими и направленные на качественное выполнение упражнений: точность положения и направления движения тела, стопы и отдельных частей тела с хорошей амплитудой и адекватным мышечным напряжением. Длительность и интенсивность нагрузки зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4–5 повторов на этапе разучивания до 10–12 повторов — на этапе закрепления и совершенствования комплекса [2]. При этом важно контролировать точность соблюдения исходного положения, выполнения промежуточных и конечных поз и соответствие выполнения движений заданному темпу [8,11].
Таким образом, у детей дошкольного возраста индивидуально подобранный и адекватно проводимый комплекс ЛФК способствует укреплению всех органов и систем организма, корректирует имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы, повышает интеллектуальный уровень ребёнка (концентрирует внимание, учится слушать и выполнять задания).
Литература:
- Алексеева Л. М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики Лечебная физическая культура в детском возрасте 2016; № 3:17–18.
- Анисимова Т. Г., Ульянова С. А. Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников. Рекомендации, занятия. ФГОС. Учитель, 2020, 135.с
- Глазырина Л. Д. Овсянкин В. Н. Методика физического воспитания для детей дошкольного возраста М., 2005.
- Гусейнова Г. И. Влияние осанки на здоровье. Возможности и условия ее коррекции физической культурой посредством оздоровительных игр в детском саду Образование и воспитание 2017; № 1: 15–17.
- Дидур, М. Д., Поташник, А. А. Осанка и физическое развитие детей. СПб.: Речь, 2001.
- Каштанова Г. В., Мамаева Е., Сливина О. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего возраста АРКТИ, 2006, 100 с.
- Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата). 2-е издание, М., Просвещение, 2006, 112 с.
- Кочегарова Е. В., Баландина В. К. Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников через организацию работы физкультурно-оздоровительного кружка «Здоровячок» Молодой ученый 2017; № 47.1 (181.1): 99–101.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2007, 127 с.
- Сочеванова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4–7 лет Детство-пресс, 2009.
- Сухонина Н. С., Батечко Т. А. Лечебная физическая культура для дошкольников с интеллектуальными нарушениями в образовательной организации Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» 2021; № 7:992–999