Обучение плаванию детей 4–5 лет имеет ряд задач: общее укрепление организма, оздоровительные цели, организацию привыкания и освоения воды и овладения элементарными плавательными движениями и дыхательными упражнениями
Целью настоящего обзора явился анализ особенностей развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях.
Проанализированы особенности физиологии и психологии детей дошкольного возраста, имеющие отношение к процессу обучения плаванию. Исходя из этого, приведена четырехэтапная программа обучения, описаны особенности каждого этапа в зависимости от возраста ребёнка. Отмечено, что дети ети регулярно посещавшие занятия в бассейне и обученные по приведенной схеме не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всему бассейну и с интересом и желанием выполняют упражнения, что позволяет им быстрее и легче освоить навыки плавания.
Ключевые слова: плавание, дошкольный возраст, обучение, программа.
Плавание — это один из жизненно-важных сберегающих здоровье навыков человека. Во время плавания очищаются потовые железы, активируется кожное дыхание и приток крови к периферическим органам. Горизонтальное положение тела во время плавания является своеобразным аналогом невесомости, также способствующим активизации кровотока, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую и нервную системы, опорно-двигательный аппарат [1,3,6].
В настоящее время плавание признано одним из первостепенных разделов физического воспитания и поэтому включено в соответствующие программы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений [3,8,9]. При этом, по официальным данным процент детей, умеющих плавать, остается на достаточно низком уровне [2].
Установлено, что наиболее подходящим для начала осознанного плавания является дошкольный возраст. К 4-м годам у ребенка формируется локомоция, хотя она ещё нестабильна и не ритмична, но уже способствует формированию сочетанного движения рук и ног — навыка, необходимого для освоения методов плавания [4, 5].
Целью настоящего обзора явился анализ особенностей развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях.
Результаты и обсуждение
Обучение плаванию детей 4–5 лет на первых порах несет целый ряд задач: общее укрепление организма, оздоровительные цели, организацию привыкания и освоения воды и овладения элементарными плавательными движениями и дыхательными упражнениями [4, 6, 11].
К важным моментам, которые необходимо учитывать при обучении плаванию детей 4–5 лет относятся особенности развития нервной системы: к этому возрасту умственное развитие достигает уровня, позволяющего концентрировать внимание малыша на задании тренера. В связи с этим обязателен индивидуальный подход: несформированность систем детского организма требует учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. С учётом пола, возраста, степени физического развития и состояния здоровья обучаемого и формируется программа с применением наиболее подходящих приемов [9,10]. Без учёта этих моментов невозможно достигнуть положительных результатов: по данным ряда авторов [7] только 15 % детей в возрасте 4–6 лет испытывали удовольствие и радость на первых занятиях плаванием, у 10–12 % контакт с водой вызывал резко отрицательную психическую реакцию [1, 7].
Однако, учитывая быструю истощаемость способности сосредотачиваться у детей этого возраста, занятия не должны быть длительными, но носить регулярный характер. Кроме того, они должны быть разнообразными: чередование упражнений в воде (в присутствии инструктора и при его непосредственном контроле) и на суше, включение элементов общей физической подготовки и игровых моментов. Объяснения ведутся в доступной для понимания ребёнка форме с использованием мотивационных элементов: похвала за хорошо выполненные задания. В процессе обучения используются вспомогательные средства: круги, пояса, жилеты, доски. Установлено, что оптимальная длительность занятий: для детей младшей группы — 20 мин, средней группы-30 мин, старшей группы — 40 мин. Кроме того, так как официальные сроки плавательного сезона с 1 октября по 30 апреля, то есть непродолжительный промежуток времени и с учётом частых простуд у детей в организованных коллективах выработка необходимых навыков вызывает сложности [5, 8, 10].
Схематично можно выделить несколько этапов обучения [1, 6, 9]. Первый (дети раннего и младшего дошкольного возраста) начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он осваивает дыхательные упражнения, которые проходят «на суше»: учится ритмично делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Для этого можно использовать игровые упражнения: сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони воздушных шариков и др. Дальнейшие упражнения возможно проводить с использованием тазика с водой (дуть на поверхность воды до образования воронки, опускать лицо в воду и выдувать пузыри и т. д.). Этот этап завершается после того, как ребенок освоится в воде, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
Второй этап (младший и средний дошкольный возраст) связан с выработкой умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно. Детям этого возраста необходимо в среднем 4 занятия чтобы научиться входить в воду с постепенным увеличением глубины. С тревожными детьми необходимо заниматься отдельно, соблюдая деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей. Дальше ребенок осваивает навыки самостоятельного погружения, выдыхания в воду, удерживания на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить — с помощью вспомогательных средств: жилета, круга и т. д.) хотя бы краткое время, получает представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе. Кроме того, он самостоятельно, произвольно выполняет упражнение «вдох-выдох в воду» — не менее 10 раз.
В результате третьего этапа (старший дошкольный возраст) дети должны уметь проплыть 10–15 м на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для определенного осваиваемого способа плавания.
На последнем, четвертом этапе (старший дошкольный и младший школьный возраст) начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способов плавания, простых разворотов и прыжков в воду. В результате у детей формируется умение плавать в глубокой воде (там, где ноги не достают дна).
Выводы:
Таким образом, дети регулярно посещавшие занятия в бассейне и обученные по приведенной выше схеме не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всему бассейну и с интересом и желанием выполняют упражнения, что позволяет им быстрее и легче освоить навыки плавания.
Литература:
- Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь — плавание; ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002., 160с.
- Ведерникова О. Б., Клещенкова Н. Е., Ушаков А. С., Перельман Е. Б. Использование комплекса оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольников Человек, спорт, медицина 2019; Т. 19(№ S1): 137–142 DOI: 10.14529/hsm19s118
- Виниченко С. Н., Перевощикова Н. К., Дракина С. А., Черных Н. С. Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения Мать и дитя в Кузбассе 2015; № 3(62): 8–13
- Давыдов В. Ю., Манкевич А. Н., Морозова О. В. Изучение элементов и техники плавания детьми дошкольного возраста разных типов конституции Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2018; № 1 (51): 67–71.
- Егоров Б. Б., Ведерникова О. Б., Яковлева А. В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн — фитобар — сауна: методическое пособие М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — 160 с.
- Котляров, А. Д. Теоретико-методические подходы к формированию физического здоровья дошкольников 3–7 лет средствами плавания Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2002. — 220 с
- Котляров А. Д., Котлярова Г. Л. Методика обучения плаванию в дошкольном учреждении: учебное пособие Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2004. — 112 с
- Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей д/с и родителей. М.: Просвещение, 1991.
- Протченко Т. А., Семенов, Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие М.: Айрис дидактика, 2003.
- Rocha H. A., Marinho D. A., Garrido N. D., Morgado L. S., Costa A. M. The acquisition of aquatic skills in preschool children: deep versus shallow water swimming lessons Motricidade 2018, V.14, № 1: p.66–72 http://dx.doi.org/10.6063/motricidade.13724
- Simón-Piqueras JA, Prieto-Ayuso A., Gómez-Moreno E., Martínez-López M., Gil-Madrona P. Evaluation of a program of aquatic motor games in the improvement of motor competence in children from 4 to 5 years old Children (Basel). 2022 Jul 29;9(8):1141. doi: 10.3390/children9081141.