В статье рассматриваются основные тенденции развития самодеятельного художественного творчества в российской армии в 1918–1991 гг. Выделяются этапы этого процесса в соответствии с логикой развития творчества военнослужащих в исторической ретроспективе.
Ключевые слова: самодеятельное художественное творчество, развитие, воспитательный потенциал, боевой дух.
С началом ВС РФ специальной военной операции на Украине актуализировался вопрос всестороннего обеспечения жизнедеятельности наших военнослужащих в экстремальных условиях боевой обстановки. Не последнее место в нем занимает устранение негативных последствий боевого стресса, бытовой неустроенности и прочих тягот и лишений, которые сопутствуют боевым действиям. Задачи психологической разгрузки бойцов, их отдыха и реализации творческого потенциала, выражения чувств и патриотической позиции помогает решать создание условий для самодеятельного художественного творчества (далее — СХТ) военнослужащих.
Вместе с тем анализ публикаций по данной проблематике показал, что значительное внимание исследователей уделено развитию СХТ во время Великой Отечественной войны (М. А. Беспалова, В. Н. Осташкин, Т. К. Маякин и др.), а послевоенный период незаслуженно обойден вниманием.
Анализ развития СХТ военнослужащих в периоды, когда в жизни страны и в армии происходили коренные изменения, позволит избежать ошибок и взять, то ценное, что было сделано нашими предшественниками.
В соответствии с задачами анализа были в исследуемом периоде времени были выделены три исторических этапа, в продолжение которых страна и армия претерпевали коренные изменения, менялись и подходы к организации СХТ:
- Идеологизации СХТ (1918–1941 гг.);
- Военный (1941–1945 гг.);
- Пропагандистский (1945–1991 гг.).
Сразу необходимо оговориться, что самодеятельные творческие коллективы — это не профессиональные артисты и деятели искусства, это обычные военнослужащие (добровольцы, мобилизованные) разных возрастных групп, званий, служебного положения. Для них важен сам процесс творчества, творчество они рассматривают как досуг, средство для получения удовольствия, психологической разгрузки и т. д.
Несомненно, различные виды СХТ существовали и до 1918 г. Боевая и повседневная жизнь русской армии тесно связана с военной песней, история возникновения которой уходит в глубь веков. Именно в это время появляются стихийно возникающие песенные коллективы.
Очевидно, со сменой государственного строя в Рабочее Крестьянской Красной Армии необходимо было строить культурно-досуговую работу на новых идеологических основаниях и культурных ценностях новой Советской России. В связи с чем остро встал вопрос поиска и создания новых инструментов для подъёма боевого духа, творческой реализации и досуга военнослужащих. Даже всеми любимая «Заря» была изменена и дополнена гимном СССР [8].
В 1933 году Революционный военный совет в одном из своих приказов выдвигает лозунг «Все средства искусства — на помощь боевой подготовке Рабоче-Крестьянской Красной Армии» [2]. С этого момента начинается полноценное систематизированное внедрение творчества в армию. Чуть позже выходит «Положение о хоровом пении в Красной Армии и Флоте» [5], которое регламентировало это направление творчества.
Далее СХТ расширяется по жанрам и охвату участников, помимо хорового пения в РККА развивается художественное, театральное, поэтическое творчество. Начинают проводится так называемые «творческое декады» приуроченные к годовщине создания РККА, где творческие коллективы подразделений соревнуются за звание лучших. СХТ начало приобретать и представительский характер. В каждом крупном формировании от полка включительно создаются ансамбли, выполняющие широкий круг задач от мероприятий подразделения до Всесоюзного уровня. В этих ансамблях лучшие самодеятельные коллективы, отдельные военнослужащие творчески реализовывали себя, поднимали боевой дух себе и своим подразделениям.
Кроме того, СХТ в этот период выполняло ещё ряд необходимых функций, а именно: 1) борьба с неграмотностью, изучая песни, художественные произведения военнослужащие улучшали свою речь и знания русского языка; 2) неотъемлемой функцией было приобщение к общей культуре [7]. Советский Союз был многонациональным государством, и благодаря патриотическим песням, стихам классиков о Родине, различным театральным постановкам, военнослужащие ощущали себя частью большого единого народа, в них укреплялась советская гражданственность.
Главной тенденцией этого периода стало понимание государством в лице его руководителей идеологической значимости СХТ в деле воспитания общества, частью которого и являлась РККА, желание сделать этот стихийный процесс управляемым, для чего издаются нормативно-правовые акты, регламентирующие СХТ. Оно постепенно меняет свой формат со спонтанного индивидуального на регулируемый коллективный. СХТ постепенно выходит за рамки отдельных подразделений и носит уже всеобщий характер в РККА.
Время шло и перед страной вставали новые «вызовы», тяжелейшим из них стала Великая Отечественная Война. Роль СХТ в этот сложный для страны и армии период нельзя переоценить. Война ставила задачи не только в области подготовки и обеспечения войск, ведения боевых действий, но также на культурном фронте. Руководство страны понимало, что без творческой поддержки моральный дух бойцов может надломиться. Это был новый вызов для творческих коллективов и ансамблей, сформировавшихся перед войной. В художественном фильме «В бой идут одни старики» хорошо показана роль СХТ в укреплении боевого духа подразделения.
Великая Отечественная война дала нам множество прекрасных поэтов [6], композиторов, писателей, которые из обычных военнослужащих превратились в культовых деятелей культуры. Они помогали фронту словом и делом. Писатели вдохновляли сослуживцев на новые подвиги, поэты зажигали огонь внутри солдат, с которым они шли на битву, а художники передали всю эту боль и труд на своих полотнах. Не стоит забывать и о роли музыки в это тяжелое время. Военный оркестр, закрепившийся в армии еще с царских времён, стал иметь вид музыкальных взводов. Часто музыкантам барабан в руках приходилось менять на саперную лопату, но, когда все-таки дело доходило до музыки, это было шедеврально, это был праздник для всего подразделения.
В 1944 г. благодаря приказу № 071 Маршала СССР Г. К. Жукова в подразделения вернулись штатные оркестры. Колоссальное воздействие на моральный дух бойцов оказывали концерты, проводимые этими самыми оркестрами. Военный период крайне значим для развития СХТ. Главной тенденцией стало убеждение в необходимости и правильности развития различных форм СХТ даже в тяжелейших условиях войны, тем более в них.
В 1964 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев поставил задачу популяризацию морали, человечности и мужества. Одним из важнейших инструментов решения этой задачи стало СХТ. Армия и флот в то время являлась мощнейшим социальным институтом, любой уважающий себя мужчина считал своим долгом отслужить в армии, а непосредственно на военной службе у него формировались те самые необходимые патриоту качества. Слушая песни, стихи, играя всем известные мотивы солдат получал те необходимые образы, модели поведения, на которые он равнялся и которым старался подражать. Воспитательный и пропагандистский потенциал СХТ не ограничивался только военнослужащими.
Также стоит отметить вклад в дело развития СХТ в войсках выпускников Львовского военно-политического училища Советской армии. Задачей этого заведения была подготовка офицерских кадров для военных культурно-просветительных учреждений и редакций военных газет. Возглавляя клубы в воинских частях, гарнизонные дома офицеров, выпускники этого вуза творчески и с душой относились к своим обязанностям. Это позволяло на высоком культурном и методическом уровне проводить в подразделениях смотры художественной самодеятельности, концерты и вечера, вывело на новый уровень клубную работу и художественную самодеятельность военнослужащих.
В 80-е гг. ХХ в. уже активно использовались такие каналы передачи информации, как радио и телевидение. Руководством страны было принято решение воспитывать патриотизм не только внутри Вооруженных Сил, но и воспитывать с помощью творчества военнослужащих народные массы. Одной из таких удачных находок оказался фестиваль военной песни «Когда поют солдаты» [10]. Его суть заключалось в том, что обычные военнослужащие могли попробовать себя в исполнении песен, некоторые из которых в будущем стали общеизвестными, голосованием телезрителей выбирался лучший коллектив или исполнитель. Конкурс на Центральном Телевидении СССР просуществовал с 1980-х по 1990-е гг. Он оказал огромное влияние на население — выпуски записывались на кассеты и заслушивались до дыр, песни из которых даже в наши дни можно услышать в радио эфирах и тематический подборках меломанов.
Главной тенденцией данного этапа стал выход СХТ за пределы Вооруженных Сил в широкие народные массы, одновременно само творчество военнослужащих становится инструментом пропаганды и воспитательного воздействия на население страны посредством современных средств передачи информации.
В настоящее время командованием Вооруженных Сил используется все лучшее, что накоплено нашими предшественниками. В подразделениях регулярно проводятся смотры художественной самодеятельности. В крупных воинских формированиях (от полка и выше) стало обязательным иметь художественный коллектив, представляющий подразделение на различных конкурсах, и активно участвующий в культурно-досуговой работе с военнослужащими.
Литература:
- Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. И. А. Алехина — ВУ., 2019 г — 416 с.
- М. А. Беспалая. Коллекция рукописных журналов в фондах Белорусского государственного музея Истории Великой Отечественной Войны как исторический источник. // Вопросы музеологии 1 (5) 2012 г.
- Л. Ю. Федосеева. О шефской работе художественной интеллигенции над частями Красной армии в 1930-е годы (на материалах средней Волги) // Известия Пензенского государственного Педагогического университета имени В. Г. Белинского. Гуманитарные науки № 27 2012г — 1074с.
- А. А. Акулов. Образование и развитие военных учреждений культуры на Дальнем Востоке в 1920–1930-е годы. // Вестник ДВО РАН № 6 2006г — 144с.
- Л. Н. Дорогова. Отечественные учреждения культуры перед Великой Отечественной войной // Вестник КемГуки № 19 2012г — 112с.
- В. Н. Осташкин. Содержание, основные направления и формы деятельности учреждений культуры в годы Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг. // Социология № 1 2020г — 78с.
- Т. К. Маякин. Становление и развитие музыкальной художественной самодеятельности в частях и соединениях красной армии и флота в 1918–1941 гг. // Вестник Военного университета № 4 2009г. с. 6
- mаrches.zbоrd.ru/viewtоpic.php?t=101 Дата обращения: 17.10.2022 19:19
- Колыванов А. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи в послевоенное время в советской историографии (1953 начало 1990х гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук № 6 2010г. c.244
- О. Криволапов. Политработники 40-й Общевойсковой Армии в Афганистане (1979–1989 гг.): Документальное исследование // Днепропетровск ИМА-пресс 2015г. с. 192–193