Спорт является эффективным средством физического развития человека и укрепления здоровья, но также он влияет на другие отрасли обыденной жизни, такие как развитие и формирование психических навыков и качеств людей.
Ключевые слова: спорт, навыки, личностные качества, физическая культура.
Студенты являются важной социальной группой общества. Основным видом деятельности для них является образовательный труд, который требует больших затрат умственной энергии и внимания. Регулярные тренировочные занятия играют важную роль в формировании личности студентов, а также способствуют развитию физических и моральных качеств, что позволяет достигать высоких результатов в различных областях жизнедеятельности. Физическая культура является эффективным средством повышения работоспособности студентов в учебном процессе и общественной жизни [1, c.1].
Актуальность
В настоящее время студенты стремятся к здоровому и эффективному преодолению проблем и развитию своих личностных качеств. Но несмотря на это, многие из них не находят мотивации, чтобы регулярно заниматься физической культурой, поскольку не видят в этом смысла. Таким образом, актуальность исследования данной темы возрастает.
Цель этого исследования — донести до студентов важность физических нагрузок в их жизни и выяснить причины заинтересованности и мотивации к занятиям спортом. В процессе этого исследования были выявлены многочисленные пользы от физкультуры как для физического, так и для морального благополучия.
В данном исследовании был проведен опрос 154 учащихся 1–4 курсов различных специальностей. Опрос показал, что 92 человека (60 % опрошенных) считают занятия физической культурой, в частности, как предмет обучения в вузовской программе, бесполезными.
Но не смотря на такие выводы, занятия спортом имеют многоценные преимущества в жизни студентов: увеличение уровня энергии, улучшение здоровья, снижение стресса и депрессии, повышение самооценки и уверенности в себе.
Таким образом, это исследование доказало, что занятия физической культурой имеют множество преимуществ, и что студенты должны осознать важность регулярных физических нагрузок в их жизни.
Согласно результатам опроса, 31 из 100 респондентов (20 %) отрицательно относятся к предмету «физ-ра», полагая, что он не может принести ничего нового и полезного. Некоторые из них, однако, высказывают положительное мнение о спорте в целом как отличном способе проведения досуга.
Отмечается также, что 23 студента (15 % опрошенных) пропускают уроки физической культуры в университете, занимаясь при этом различными видами спорта и физическими нагрузками вне вуза. Это свидетельствует о том, что многие люди имеют потребность в физическом развитии и стремятся к достижению этой цели вне учебного заведения.
Однако есть и те, кто с удовольствием посещает занятия по физической культуре. 8 учащихся (5 % опрошенных) регулярно занимаются спортивной деятельностью во внеучебное время. Это говорит о том, что для некоторых людей физическая активность является необходимостью и радостью. В целом, потребность в физической культуре является главной мотивирующей силой в поведении личности. Она может охватывать различные аспекты жизни, такие как потребность в движении и физических нагрузках, общении, играх, развлечениях, отдыхе, самоутверждении, познании, эстетическом наслаждении и др. Именно поэтому ее развитие является важным фактором для здоровья и удовлетворения человека в целом.
Потребность в физической культуре
Эмоции напрямую связаны с потребностями — чувствами, ощущениями приятного и неприятного, наслаждения и неудовольствия (см. [2, c. 13]). У студентов центральная нервная система работает интенсивно и продолжительно в течение дня. Моторная активность необходима для учащихся, так как длительные занятия в аудиториях ограничивают доступ мозга кислороду, что может привести к различным заболеваниям. Можно говорить с уверенностью, что студенты, которые систематически занимаются спортом, легче переносят период сессии, потому что они более устойчивы к нагрузкам по учебе.
Занятия общей физической подготовкой способствуют лучшему усвоению учебного материала. Вместе с учебными занятиями правильно организованные занятия ОФП обеспечивают постоянную эффективность физического воспитания. Главной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физической подготовленности до безопасных значений, обеспечивающих стабильное здоровье. Когда человек чувствует себя физически хорошо, ему проще справляться со стрессом, устойчивость к внешним раздражителям, таким как период сессии или большое количество учебного материала, значительно повышается. Если студент будет придерживаться правил физической культуры, таких как здоровый сон, правильное питание, гигиена и умеренная физическая нагрузка, у него будет больше сил на учебный процесс и внеурочную деятельность.
Интерес к спорту
В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом немаловажны и интересы. Интерес отражает потребности человека и способы их удовлетворения. Если необходимость вызывает желание обладать объектом, то интерес — познакомиться с ним. Если у человека нет конкретных целей в физкультурной и спортивной деятельности, то ни о каком интересе и речи быть не может. Отношения определяют объективную ориентацию, определяют социальное и личное значение физической культуры в жизни. Волевые усилия регулируют деятельность и поведенческую модель индивида в соответствии с установленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется мощью мотивации: если человек желает достичь цели, то его усилие будет, как более интенсивным, так и более продолжительным. [3, c.8]
Преодоление трудностей
Для каждого человека на пути к достижению целей может возникнуть множество трудностей и препятствий. Мы можем увидеть примеры того, как с этим справляются спортсмены. В спорте проще определить, насколько сложен тот или иной вызов и какую дозу усилий нужно приложить для его преодоления. За определенный период времени атлет может оценить свой прогресс и увидеть результативность своих усилий. Такие наблюдения научат дисциплине, формируют волю и находят отражение в характере человека. Улучшая свои результаты через регулярные тренировки и увеличение нагрузки, спортсмены видят прогресс в своей деятельности. Без дисциплины и регулярных тренировок не будет достигнут прогресс и результат. Подобная же форма поведения может быть перенесена на другие сферы жизни, и человек, который понимает, что постоянная работа над чем-либо дает результаты, более склонен к успеху.
Вывод
Проведенный опрос среди студентов и научное исследование показали, что молодежь испытывает нехватку мотивации для занятий спортом и физическими нагрузками. Главной причиной этого является несовершенное понимание позитивных последствий нагрузок и необходимости проведения правильных тренировок. Кроме того, студенты часто не знакомы с возможностью создания индивидуальных программ для сохранения спортивной формы.
Существующие программы физической культуры в вузах не затрагивают вариативность подходов к тренировкам и не обеспечивают обучающие занятия, которые бы активно привлекали студентов и стимулировали их участие в занятиях. Необходимо изменить подход к организации занятий физической культуры в вузе, включив в программу новые методы тренировок и теоретические занятия, которые способствуют повышению интереса студента к данной дисциплине, увеличению посещаемости и активности во время занятий.
Литература:
- Ильинична В. И. Физическая культура студента // «Гардарики», Москва 2000. 8–12 c.
- Деменко А. В., Егорычева Е. В., Чернышёва И. В. Значение и роль физической культуры в жизни студента // Успехи современного естествознания. № 10., 2013. [c. 205–205.]
- Григорович Е. С., Трофименко А. М., Переверзев В. А. Физическая культура в жизни студента // Минск 2000. [c. 3–4.]
- Абельдинова В. А. Роль спорта в студенческой жизни // Студенческий научный форум 2019.