Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 12.04.2023

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Белишина, А. А. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. А. Белишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101542/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.

Ключевые слова: дети с ТМНР, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры и упражнения.

В психическом развитии детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) важная роль принадлежит изобразительной деятельности, как первому продуктивному виду деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности возможно корректирование недостатков познавательной деятельности ребёнка, расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, освоение способов деятельности, коррекцию различных анализаторов. Изобразительная деятельность важна как для овладения умением рисовать, так и для развития общих способностей, которые будут необходимы для других видов деятельности.

У детей с ТМНР проявляются грубое недоразвитее мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г. И. Жаренкова видно, что детей испытывают большие трудности при удержании шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу, в результате бумага разрывается. Или же наоборот дети слишком слабо нажимают карандашом на бумагу и не оставляют след.

Большие трудности обнаруживаются у детей с ТМНР при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы, наблюдается неправильная хватка ножниц, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы.

Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Дети не могут контролировать количество краски, набираемой на кисточку, используют слишком много воды из-за чего бумага размокает и рвется. В результате дети не получают качественно выполненную работу, испытывают неудовлетворенность результатом своего труда. У детей пропадает желание заниматься изобразительной деятельностью. В связи с этим необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по развитие мелкой моторики рук.

В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.

Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Массаж рук «Улитка»

Домик едет по тропинке — объезжает все травинки.

(Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу)

То улитка ползёт, домик на себе везёт.

(«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу)

Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками)

И опять по травинке

(Поглаживание руки ладонью)

Медленно ползёт улитка.

(При повторении делается массаж другой руки)

Массаж пальцев рук «Блины»

Ой, лады! Ой, лады!

Мы блинов напекли.

Первый дадим зайке, зайке-попрыгайке,

А второй — лисичке, рыженькой сестричке,

Третий дадим мишке, бурому братишке,

Блин четвёртый котику, котику с усами,

Пятый блин поджарим и съедим мы сами.

(Хлопают то одна рука сверху, то другая.

Поочерёдно массируют пальцы,

начиная с большого)

Массаж подушечек пальцев «Зверята»

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегимотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа. (мизинец)

(Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки — смена рук.)

Упражнения с карандашами.

«Утюжок». Дети катают карандаш по столу ладошками.

« Добываем огонь ». Дети катают карандаш между ладошками.

« Горка ». Скатывание карандаша с тыльной поверхности руки.

« Вертолет ». Крутим карандаш пальцами в воздухе.

« Подъемный кран ». Дети поднимают карандаш меняя пары пальцев (без большого).

« Качалочка ». Необходимо зажать карандаш между большим и указательным пальцами и качать из стороны в сторону.

Упражнения с природным материалом

«Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2–3 минуты.

« Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1–3 минуты.

« Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

«Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты.

«Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

« Рисование на крупе».

Насыпьте на поднос крупу. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по крупе. Начать можно с простых фигур — линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно.

« Баночки с крупами»

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

Упражнения с предметами.

« Волшебная шкатулка»

Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

«Бусы»

Нанизывание бусин на шнурок.

Шнуровка

Основой для шнуровки могут быть картонные шаблоны, вырезанные в форме одежды, обуви, животных и др. в шаблоне необходимо пробить отверстия. Для игры можно использовать шнурок или атласную ленту. Дети должны продевать шнурок в отверстия.

Расстегивание и застегивание различных замков (молний, липучек, кнопок и т. д.)

Игры с прищепками.

«Солнышко»

Шаблон солнца или вырезанный круг желтого цвета, прищепки большие — желтые, маленькие — красные.

Ход игры: в начале игры загадать загадку:

Что видим мы, взглянув в оконце?

Нам ярким светом светит …(солнце)

После того как дети догадаются, что это солнце, необходимо прикрепить к солнышку прищепки по величине, цвету, сопровождая действия заучиванием стихотворения:

Солнышко утром рано встаёт,

Лучики тянет — тепло нам дает.

«Цветок»

Шаблоны цветов, прищепки основных цветов.

ХОД ИГРЫ : Детям предлагается прикрепить недостающие части в рисунке прищепками, сопровождая действия заучиванием небольших стихотворений:

Во дворе растут цветы,

Небывалой красоты,

Желтый, красный, голубой

Выбирай себе любой!

Дети выбирают прищепки нужного цвета и прикрепляют к шаблону.

«Ёжик»

Шаблон ежика, прищепки.

Ход игры:Даём ребенку вырезанную из картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, нос, уши, но без иголок. Загадываем загадку:

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар не видно ножек,

Звать его, конечно… (ёжик)

Отгадав загадку, дети с удовольствием прикрепляют прищепки по периметру ежика.

Занятия для развития активности мелких мышц имеют огромное значение в общем развитии ребенка. Их роль в формировании основных навыков, которые ребенок приобретает за короткий срок, очень велика. Играя с пальчиками, ребенок учится запоминать последовательность движений и положение рук. Если занятия проводятся в сопровождении ритмичных стихотворений, у него развивается память. Если слова сопровождаются ритмичным движением, то текст запоминается гораздо быстрее. Развивая гибкость и силу пальчиков в упражнениях, ребенок готовит руки к письму. Благодаря подражательным способностям, ребенок становится более внимательным.

Литература:

  1. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002–112с., илл.
  2. Мачихина В. Ф. Организационно — педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. — 1992. — № 4 — С.19
  3. Чернова, Е. И., Тимофеева Е. Ю. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ. Упражнения на развитие мелкой моторики. — Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, изобразительная деятельность, упражнение, карандаш, мелкая моторика, указательный палец, безымянный палец, Массаж подушечек пальцев, мелкая моторика рук, ХОД ИГРЫ.


Ключевые слова

развитие мелкой моторики, дети с ТМНР, пальчиковые игры и упражнения

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности (лепки)

В данной статье рассматриваются способы развития мелкой моторики посредствам лепки у детей с ОВЗ.

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В статье рассматриваются методы развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями развития.

Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями развития

В статье представлены упражнения, которые направлены на развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности (лепки)

В данной статье рассматриваются способы развития мелкой моторики посредствам лепки у детей с ОВЗ.

Методы и приёмы развития мыслительных операций у старших дошкольников с ТНР

В данной статье описывается взаимосвязь мышления и речи, рассматриваются методы и приёмы развития мыслительных операций старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

В данной статье представлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, а также задачи, которые решаются педагогом в процессе изобразительной деятельности, методиче...

Театрализованная игра как средство социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье говорится о использовании театрализованной игры на занятиях по социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрено понятие, значение, виды и особенности использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Играем — мелкую моторику развиваем!

В статье рассматриваются игровые приемы, направленные на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях.

Задать вопрос