Действующий в России институт обращений граждан требует постоянного совершенствования механизмов взаимодействия между органами публичной власти и гражданами. Проанализируем апробацию технологического решения по внедрению единой цифровой платформы как возможность повышения эффективности государственного управления с помощью обеспечения непосредственного участия граждан в регулировании делами страны современными методами.
Ключевые слова: платформа обратной связи, обращения граждан, трансформация, единый портал.
The institution of citizens' appeals operating in Russia requires constant improvement of the mechanisms of interaction between public authorities and citizens. Let's analyze the approbation of a technological solution for the introduction of a single digital platform as an opportunity to increase the efficiency of public administration by ensuring the direct participation of citizens in the regulation of the country's affairs by modern methods.
Keywords: feedback platform, citizens' appeals, transformation, unified portal.
В начале 2020 года Президент Российской Федерации В. В. Путин на Заседание Совета по развитию местного самоуправления обозначил, что «современные технологии, выстроенные в «цифре», позволяют быстро реагировать на повседневные проблемы жителей, отвечать на их инициативы, на их обращения, реагировать соответствующим образом, а значит, эффективнее и быстрее решать проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни» [1]. Впоследствии, для обеспечения «прорывного развития» страны «цифровая трансформация» [2] определена одной из приоритетных национальных целей на ближайшее десятилетие для нашей страны. Ценность развития цифровых технологий безусловно стратегически необходима, но «цифровизация и новые информационные технологии побуждают нас трансформировать характер деятельности субъектов права, изменять сферу их правоотношений и расширять горизонты будущей деятельности» [3].
Внедряемые и действующие цифровые методы, и способы коммуникаций, требуют в свою очередь своевременного обеспечения правового регулирования всех сфер деятельности государства. В настоящих реалиях для граждан Российской Федерации с помощью информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реализовано достаточное количество путей подачи в органы публичной власти электронной формы обращения: через электронные сервисы официальных сайтов; электронной почтой на общий адрес органа публичной власти; при использовании ведомственных (отраслевых) информационных систем; посредством электронных сервисов официальных страниц публичных органов и их подведомственных организаций в социальных сетях и мессенджерах.
С ноября 2020 года в ряде субъектов Российской Федерации проводится эксперимент по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (Единый портал) в виде нового цифрового решения по совершенствованию системы обратной связи (ПОС) [4]. Настоящий эксперимент планировалось провести за 2021 год, тем не менее срок исследования увеличен до трех лет. Для последних двух обозначенных выше способов «электронных обращений» (через официальные страницы в соцсетях и ПОС) не урегулирован действующим законодательством Российской Федерации порядок их рассмотрения.
Как изначально предусмотренный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5] (Закон об обращениях граждан) термин «обращение гражданина», так и с учетом внесенных в него изменений 2010 года, допускающих новую форму обращения в виде «электронного документа» включает в себя описание видов, форм и способов подачи обращения, а не полноценное понятие, точно и ясно характеризующее смысл правового явления.
Коллизии присутствуют и в правовом акте, регламентирующем процесс внедрения ПОС:
— Положение о порядке проведении эксперимента предусматривает наличие дополнительного понятия правоотношений, связанного с процессом взаимодействия, а именно термин «сообщение». Данный термин вразрез с термином «обращение гражданина» предусмотренный Законом об обращениях граждан, содержит некую определенность инструмента коммуникации, как правового явления, а не его способа;
— в Положении продублирован термин «обращение», в свою очередь, отсутствующий как форма представленного технологического решения цифровой платформы (при направлении информации с помощью Единого портала системой не предусмотрен этап выбора типа направляемой информации как «обращение»).
Изначально цифровая платформа Единого портала предназначалась для реализации доступа к сведениям о государственных и муниципальных услугах и предоставления их в электронной форме [5]. Процесс обращения гражданина или юридического лица в орган публичной власти обосновывался необходимостью получения государственной либо муниципальной услуги, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации. В настоящий момент функционал Единого портала значительно расширен, он позволяет населению участвовать в различных социально-общественных обсуждениях, интернет-опросах и онлайн-голосованиях, являющихся официальными площадками.
Преимуществом использования Единого портала как отдельного сервиса электронного вида коммуникации публичной власти с населением является факт унифицированного механизма для всех взаимодействующих сторон. Аналогичного мнение придерживается Степкин С. П. в своей научной статье о цифровой трансформации обращений граждан [6].
Ввиду наличия дифференцированных полномочий у субъектов, обязанных рассматривать обращения/сообщения, подсистема ПОС Единого портала позволяет в более оперативном режиме обеспечить реализацию норм права 8 статьи Закона об обращениях граждан, а именно перенаправить по компетенции либо привлечь к участию в рассмотрении иные органы публичной власти при необходимости.
Другим положительным фактом использования Единого портала является гарантия санкционированного доступа участников информационного общения. Единый портал имеет функционал синхронизации с «Единой системой идентификации и аутентификации» [7] (ЕСИА), позволяющей обеспечить обязательные требования, предъявляемые к обращению граждан, а также порядку рассмотрения отдельных видов обращений, предусмотренных Законом об обращениях граждан. Для оформления «сообщения» гражданину необходимо иметь соответствующую учетную запись в ЕСИА, которая гарантирует подлинность личности субъекта, направившего сведения о потребности решения проблемного вопроса и исключает возможность подачи «анонимного обращения».
Помимо позитивных аспектов эксперимента по апробации ПОС, как актуального технологического решения, одновременно с этим присутствуют и некоторые недостатки использования Единого портала, а также цифровизации обозначенной сферы общественных отношений в целом.
Уязвимость применения единой цифровой платформы ПОС содержит фактор отсутствия целостного алгоритма регулирования взаимодействия между автоматизированными информационными системами делопроизводства и документооборота. То есть, субъекты, в качестве государственных и муниципальных органов, обязанные Законом об обращениях граждан, рассматривать сведения, направленные населением, обременены излишним информационным инструментом взаимосвязи.
Следовательно, значительного повышения доли эффективного сотрудничества, путем оперативного реагирования органами публичной власти на сведения и проблемные вопросы граждан не представится возможным без дополнительного урегулирования и совершенствования правоотношений не только института обращений, но иных сфер деятельности государственного управления Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс справочной правовой системы «Консультант плюс» в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/].
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс справочной правовой системы «Консультант плюс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/].
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс «Президент России» в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726].
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (вместе с «Требованиями федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно‑технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме») [Электронный ресурс справочной правовой системы «Консультант плюс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122455/].
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2020 № 1802 «О проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения») [Электронный сервис «Правительство России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL: http://government.ru/docs/all/130884/].
- Любушкин В. А., Вашланова В. В. Цифровая трансформация, риски и защита прав граждан в цифровом пространстве // Контентус. — 2023. — № 1. — С. 34 –42.
- Путин В. В. Заседание Совета по развитию местного самоуправления [Электронный сервис «Президент России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62701].
- Степкин С. П. Цифровая трансформация обращений граждан с использованием современных информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 4. С. 72–82. DOI: 10.34076/2410_2709_2022_1_72.