Театрализованная игра как средство развития эмоционального интеллекта дошкольника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.04.2023

Статья просмотрена: 756 раз

Библиографическое описание:

Уткина, В. А. Театрализованная игра как средство развития эмоционального интеллекта дошкольника / В. А. Уткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101553/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрываются понятия эмоционального интеллекта и театрализованной игры, их связь. Обсуждаются возможности развития эмоционального интеллекта средствами театрализованных игр. Показана важность данного направления работы. Рассмотрены принципы эффективной организации театрализованных игр.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, театрализованная игра.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка не менее важно, чем физическое и познавательное. Если обратиться к стандарту дошкольного образования, то в качестве одного из приоритетов развития выделяется эмоциональные составляющие, т. е. ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. И это не зря, ведь отношения с другими людьми зарождаются и формируются в период дошкольного возраста.

В современном мире существует множество факторов, оказывающих негативное влияние на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Выделим самые распространённые:

  1. Самоустранение родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка и перекладывание ответственности на педагогов. Это может привести к переутомлению и раздражительности ребёнка, к отсутствию эмоциональных связей с родителями.
  2. Воспитательная позиция, при которой обучение контролировать свои эмоции — единственное направление в эмоциональном развитии детей. Как следствие — подавление ребёнком своих эмоции на публике и переживание их внутри себя, что может привести к нервным срывам и нестабильному поведению.
  3. Использование детьми гаджетов. В этом случае живое общение вытесняется из жизни ребенка, он погружается в поток несвязной между собой информации, теряет возможность проживать различные жизненные ситуации, что может привести к социальной дезадаптации.

Уменьшить влияние вышеперечисленных негативных факторов на развитие эмоционального интеллекта дошкольников в силах педагогов детских образовательных организаций. Конечно, весьма полезным будет организация консультаций и бесед с родителями по данному вопросу.

ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования декларирует реализацию Программы «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» [9].

Театрализованная деятельность, в силу своих возможностей, позволяет решить многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей. А так же является неисчерпаемым источником эмоций и чувств, помогает оптимально освоить навыки общения и способности человека распознавать эмоции, мотивы и намерения других людей, развивает способности управлять своими эмоциями и эмоциями других, благодаря чему является актуальной в педагогическом процессе во все времена.

Но на практике, при внедрении театрализованных игр в ДОО часто наблюдается формальный подход, истинная игра подменяется зрелищностью и излишней предметной театрализацией, основной акцент направляется на конечный результат, а не на процесс творческих переживаний. При таком подходе отсутствует многообразие средств самовыражения и самореализации ребёнка, исключается развитие воображения.

Возникает вопрос: как эффективно организовать театрализованную деятельность в ДОО, чтобы способствовать развитию эмоционального интеллекта детей?

Для начала разберём, что вообще из себя представляет «эмоциональный интеллект». Данное понятие весьма активно интересовало зарубежных учёных. Изучением эмоционального интеллекта занимались такие зарубежные учёные как Д. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Блок, Д. Гоулдман, Г. Орме, Д. Слайтер и другие.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д. Мэйер и П. Сэловей в 1990 г., определив эмоциональный интеллект как «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» [8].

Наиболее известным психологом, оперирующим понятием «эмоциональный интеллект», является Д. Гоулман. В общем виде данное понятие он определяет так: «эмоциональный интеллект: такие способности, как способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя способности думать, сопереживать и надеяться» [6].

Эмоциональный интеллект весьма активно интересовал и отечественных учёных. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л. С. Выготского, чьи идеи в дальнейшем развивали С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

Л. С. Выготский сделал вывод о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни»... [3].

В российской психологической науке понятие «эмоциональный интеллект» впервые было использовано Г. Г. Гарсковой, которая обозначила его как: «способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза» [5].

В настоящее время изучением эмоционального интеллекта занимаются такие учёные, как Д. В. Ушаков, Е. А. Сергиенко, Т. С. Киселева, Е. А. Хлевная, М. А. Манойлова, Е. В. Ерохина, Е. В. Сидоренко. Д. В. Люсин, И. Н. Андреева, Е. П. Ильин.

Таким образом, значительная часть учёных объясняют понятие эмоционального интеллекта как способность личности распознавать и понимать свои и чужие эмоции, управлять ими, использовать эти навыки в качестве основы для мышления и принятия решений.

Наиболее эффективным методом работы по развитию эмоционального интеллекта у дошкольников является театрализованная игра. Ведь именно через неё ребёнок может приобрести тот самый значимый опыт, способный раскрыть в нём навыки оценки той или иной жизненной ситуации для принятия правильного решения, научиться понимать свои эмоции и эмоции окружающих, управлять ими. Значение театрализованных игр раскрыто в работах Л. В. Артемовой, Л. П. Стрелковой, Е. В. Мигуновой, Н. Ф. Губановой, Н. А. Реуцкой, А. В. Запорожца и др.

Л. С. Выготский утверждал: «театрализация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Под воздействием искусства появляется эстетическая реакция, изменяющая действие аффекта, т. е. негативные чувства, превращаются в свою противоположность, положительную эмоцию» [4].

И. Г. Вечканова определяет театрализованную игру как: «деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчинённую сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа осуществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью и т. п.)» [2].

И. В. Штанько отмечает: «театрализованные игры являются мощным инструментом развития познавательных и психических процессов, учат управлять своим поведением, вниманием, восприятием» [10].

Опираясь на вышеперечисленные мнения можно сделать вывод, что театрализованная деятельность — это бесспорно один из самых рабочих способов развития эмоционального интеллекта дошкольников, который позволяет прожить важный социальный опыт с помощью литературных произведений, отличающихся разнообразным эмоциональным фоном.

Л. В. Артемова выделяет следующие основные требования к организации театрализованных игр в ДОО:

  1. Содержание и разнообразие тематики.
  2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса.
  3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [1].

Р. Калинина выделяет несколько правил драматизации:

— Правило индивидуальности. Дети не ограничены рамками заданного сценария и текста, следует признавать их права на свободу творческого самовыражения, так как они действуют от имени своего героя, привнося в персонаж свою личность, опираясь на собственное восприятие.

— Правило всеобщего участия. В драматизации должен быть задействован каждый ребёнок. Если все роли уже распределены, но кто-то остался без дела, можно выйти из положения, сделав активными участниками представления деревья, цветы, солнце и т. д., которые на протяжении всего действа могут помогать, направлять, либо мешать главным героям.

— Правило свободы выбора. Каждая сказка может проигрывается неоднократно, до тех пор, пока каждый ребенок не удовлетворит желание проиграть все роли, которые он хочет.

— Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль: Какого персонажа вы бы хотели сыграть? Почему? Что чувствует ваш персонаж?

— Правило обратной связи. После завершения постановки сказки проходит обсуждение: Какой персонаж вам понравился больше всего? Почему? Поступки какого персонажа вам понравились, а какого нет? Почему?

— Атрибутика к драматизациям. Важной составляющей драматизации является правильно подобранная атрибутика, помогающая погрузиться в мир сказки. Особенно здорово, когда дети сами создают маски, костюмы и декорации, это помогает им лучше прочувствовать характер героев.

— Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех вышеперечисленных правил драматизации.

Организуя театрализованные игры, педагогам особенно важно принимать ребёнка как личность, принимать его интересы, признавать права на свободу творческого самовыражения, поощрять и одобрять самостоятельность и уважать его достоинство.

М. В. Ермолаева даёт следующие практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности:

  1. Театрализованные игры должны иметь разную функциональную направленность: воспитывать, обучать, помогать познавать окружающий мир, развивать творческие способности, психические процессы и нравственные понятия.
  2. Организация театрализованной деятельности должна проводиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Необходимо правильно подбирать литературные произведения, на основе которых строятся сюжеты постановок, они должны быть различны по содержанию и нести полезную информацию об окружающем мире [7].

Таким образом, соблюдая вышеперечисленные требования, принципы и рекомендации по проведению театрализованных игр с дошкольниками, можно эффективно организовать театрализованные игры в ДОО, тем самым развить творческие способности детей, их воображение, обогатить личный опыт и активно повлиять и развить их эмоциональный интеллект.

Литература:

  1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
  2. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Каро, 2006. 144 с.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Издательский дом «Питер», 2022. 160 с.
  4. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: метод. пособие. М.: Центр пед. образования, 2007. 143 с.
  5. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект в психологическую теорию // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПБ.: 1999. С. 25–26.
  6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ; пер. с англ. А. П. Исаевой; [науч. ред. Е. Ефимова]. 11-е изд., переработанное и дополненное. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 544 с.
  7. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества: учебное пособие. М.: МПСИ, 2001. 194 с.
  8. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И., Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо (MSCEIT V2.0). М.: Смысл, 2017. 140с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва]. М.: Перспектива, 2014. 32с.
  10. Штанько И. В. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. С. 71–75.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, театрализованная деятельность, театрализованная игра, игра, эмоция, какой персонаж, дошкольное образование, педагогический процесс, творческое самовыражение, эмоциональный интеллект дошкольников.


Похожие статьи

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованные представления как феномен педагогической деятельности, направленный на укрепление межнациональных связей

В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного н...

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Похожие статьи

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством применения театрализованной деятельности. В ФГОС дошкольного образования достаточно большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию ...

Театрализованные представления как феномен педагогической деятельности, направленный на укрепление межнациональных связей

В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного н...

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Театрализованные игры как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Автор предлагает использовать театрализованные игры в качестве средства социально-коммуникативного развития.

Задать вопрос