В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, интернет, Internet studies, виртуальное сообщество, цифровая экономика, информационное общество.
В современном мире интернет становится все более популярным средством коммуникации — за последние 10 лет число пользователей интернета по всему миру возросло от 34 до 66 % [10]. При этом интернет становится основой цифровой экономики и информационного общества в целом благодаря своей способности объединять людей по всему миру и создавать для них пространство и возможности для развития и реализации своих навыков и продуцирования нового знания. В результате этого, в течение первого десятилетия XXI века исследования, связанные с интернетом, стали более известными и обсуждаемыми, чем работы по таким темам, как культура, экономика, политика или глобализация, хотя и менее заметными, чем исследования по окружающей среде или обществу [9].
Однако, разнообразие тем для исследования в данной области, а также количество дисциплин, с которой она связана, не только помогает исследованиям в сфере интернета выйти на первое место в рейтингах известности и обсуждаемости, но и затрудняет определение масштаба области. Эта проблема также усугубляется темпами изменений в постоянно развивающихся технологиях интернета — например, видоизменяются ключевые параметры и функции социальных сетей и мессенджеров. В связи с этим трансформируются и выделяются новые направления и специализации ученых, например, исследование социальных сетей. В связи с этим наиболее важно уделить внимание ключевым темам, актуальным в изучении в настоящее время. В настоящее время Internet studies все чаще изучается в рамках учебных программ различных ведущих университетов мира. В данный список входят Оксфордский университет, Гарвардский университет, Лондонская школа экономики, Куртинский университет технологий, Брандейский университет, Колледж Эндикотт, Еврейский университет в Иерусалиме, Аппалачский государственный университет, Университет Миннесоты. В этих заведениях исследования интернета нашли свое отражение в следующих основных направлениях:
- Компьютерные коммуникации и интернет-сообщества. В данную область входит исследование компьютерных онлайн-игр, социальных сетей, электронной почты и блогов.
- Цифровые права. В данную область входят включая конфиденциальность, свободу слова, интеллектуальную собственность и управление цифровыми правами.
- Цифровой труд. В данную область входят исследования, связанные с вопросами краудсорсинга и цифровой экономики.
- Архитектура интернета. В данную область входит исследование фундаментального программирования и архитектуры интернета.
- Интернет-культура. В данную область входит изучение интернет-сленга, киберкультуры и цифровой музыки.
- интернет-безопасность. В данную область входит интернет-брандмауэров, антивирусов.
- Социология интернета. В данной области изучаются социальные последствия интернета, виртуальные сообщества, практики идентичности и социальное взаимодействие в интернете.
- Научно-технические исследования. В данной области изучается, каким образом развиваются цифровые технологии, которые у нас есть, и как общество влияет на формирование их развития.
- Социальные сети как форма различных активностей, например, в политике.
В фокусе исследований интернета находятся социальные и культурные последствия, вызванные широким распространением и разнообразными практиками использования интернета и связанных с ним информационных и коммуникационных технологий, а также способы, с помощью которых люди формируют облик интернета. Данное определение было предложено в издании руководства по интернет-исследованиям, изданному Оксфордским Институтом интернета. Главный редактор издания У. Даттон в своем комментарии пояснил, что в данном определении было подчеркнуто влияние социальных факторов на развитие интернета, а потому сеть в данном случае обретает ещё и самостоятельный интерес для исследователей как особое виртуальное пространство социального взаимодействия [6, 7]. Исходя из этого, важными для изучения также предстают различные виды человеческого общения и социального взаимодействия, осуществляемые при помощи интернета, а также их влияние и последствия во множестве контекстов повседневной жизни. Данное определение было предложено во введении к первому справочнику по интернет-исследованиям его авторами — Ч, Эссом и М. Консальво соответственно. При этом, по мнению рецензента справочника — профессора Тена Адриануса ван Дейка, занимающегося изучением речевых актов и анализом дискурсов, интернет в данном случае является идеальной областью для изучения в рамках социологии и коммуникативистики в первую очередь [5]. Следует отметить, что в исследовательской традиции исследований интернета утверждается, что для понимания компьютерно-опосредованных коммуникаций, также необходимо рассматривать их как социальный процесс [8].
Исходя из этого, следует выделить ряд дополнительных более узкоспециализированных тем социологической и коммуникативной направленности для изучения в рамках Internet Studies:
- Процесс технического открытия новых знаний (всегда специфичное в конкретной области в сетевом окружении) как проявление процесса социальной коммуникации в среде интернета в современном мире.
- Оценка значимости и относительной важности открытого знания путем определения вклада в выбранную область в целом в контексте решения задач, поставленных сообществом ученых и технологов. Значимость открытия определяется путем оценки возможности его применения в практике всеми членами сообщества. Другими словами, здесь имеют значение не знания сами по себе, каким бы ни был их теоретический вес, а определенные, конкретные прикладные знания в применении к данной задаче, которые позволяют совершенствовать данный технический объект в целом.
- Репутация как определяющий фактор того, что касается членства в сообществе и места в его табели о рангах. Право стать членом сообщества находится в зависимости от личного вклада претендента, надлежащим образом измеренного и получившего документальное подтверждение [2, 3].
- Лидерство в виртуальных сообществах как процесс координации задач и проектов. Им занимаются авторитетные лица, которые одновременно контролируют ресурсы — например, администрация, и которые заслужили уважение благодаря своей технической компетенции и пользуются моральным доверием у своих соратников и единомышленников.
- Правила и наказания за их нарушения. Для того чтобы добиться уважения в качестве члена сообщества и, тем более, авторитетной личности, пользователи должны руководствоваться официальными и неофициальными правилами сообщества и не использовать общие ресурсы (знания) или предоставленные им ресурсы (институциональные должности) исключительно в своих собственных интересах, вне контекста стремления к общему благу путем совершенствования своего технического мастерства за счет работы и обучения в Сети, Возможность получения личной выгоды не отвергается, если это не идет во вред остальным членам сообщества.
- Вопрос свободного и открытого программного и информационного обеспечения. Краеугольным камнем всего процесса в целом является открытый обмен информацией и программным обеспечением, а также результатами всех усовершенствований, проистекающими из такого сетевого сотрудничества. Не будь этой открытости, члены сообщества следовали бы своим личным конкурирующим стратегиям и процесс коммуникации застопорился бы, что привело бы к снижению интеллектуальной продуктивности в ходе совместной деятельности.
- Вопрос проверки достоверности информации. Извлечение информации и ее сбор гражданскими журналистами экспоненциально увеличивает возможности знать о множественных измерениях меняющейся реальности, в глобальном масштабе и с локальной спецификой. Однако все эти «кусочки» информации требуют проверки фактов, фильтрации и, более всего, интерпретации и анализа для того, чтобы извлечь из них смысл, хотя часть этих задач тоже может быть отдана на откуп краудсорсингу.
- Изучение особенностей различных типов цифровых площадок виртуальных сообществ. Огромную роль в развитии интернета займут «новые медиа» — способ передачи информации между коммуникаторами с помощью возникших относительно недавно электронных технологий, а именно с помощью различных интернет-площадок, в частности основанные на формате «блога». Они станут основным способом обмена информацией и общения для профессиональных и любительских сообществ [1, 4].
- Изучение различий между создателями и потребителями контента. Современные сайты позволяют пользователям самим предлагать новости, а наиболее удачные и качественные работы публикуются наравне с работами журналистов портала, получающих за публикации зарплату. В результате этого возникает нечеткость различий между производителями и потребителями медиапродукции.
- Значительное расширение возможностей пользователей медиа. Если ранее зрители и читатели телевидения или газеты могли лишь отказаться от рассылки или оплаты и просмотра определенного канала, тем самым обрушив экономическое положение и рейтинги издания или передачи, теперь они могут выражать своё собственное мнение иначе — например, самым ярким проявлением можно назвать систему лайков и дизлайков; кроме этого, развивается система обратной связи и комментариев, пользователи могут делать мемы, создавать локальные истории и так далее. Отсюда возникает необходимость определения новых путей взаимодействия с сообществом.
- Индивидуализация медиасреды и диверсификация ее содержания. Одной из самых важных особенностей современной медиасреды является её «настраиваемость», то есть, возможность аудитории составлять, выбирать и исключать категории контента, в соответствии с их интересами. На различных площадках эта особенность реализована по-разному — так, в Instagram можно подписаться на пользователя или хештеги, в YouTube на канал или рубрику и так далее. Из индивидуализации следует и диверсификация — ресурсы все чаще стремятся охватить не как можно большую аудиторию, а определенный сегмент пользователей, которые будут стабильно посещать сайт на протяжение длительного периода времени. Возникает проблема изолированности групп от контента, создания искусственного информационного вакуума.
- Процесс становления участником сообщества. Пользователи проходят ряд этапов в процессе своего становления членом коммьюнити, каждый из этапов обладает собственной спецификой. Для дальнейшего успешного изучения сообществ необходимо подробно изучить каждый из данных этапов.
Таким образом, можно определить, что интернет-исследования на данный момент являются достаточно разносторонними по своей сути. Изучение интернета позволит не только лучше понять его технические возможности, но и проанализировать информацию, содержащуюся в сети, а также рассмотреть процесс социальных интеракций, происходящих в интернете. Изучение виртуальных сообществ поможет понять их структуру и механизмы взаимодействия между участниками, благодаря чему в дальнейшем можно будет разработать эффективные стратегии по развитию виртуальных сообществ разного рода и управлению ими. Перспективное направление в рамках дисциплины Internet studies лежит в изучении различных аспектов виртуальных сообществ, в том числе и их коммуникативного процесса. В таком случае, исследования виртуальных сообществ раскроются по-новому с точки зрения социологии и отражения процессов, происходящих в обществе.
Литература:
1. Кастельс М. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург, 2016. — С. 268–297.
2. Кастельс М. Галактика интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева. — Е.: У-Фактория, 2004. — 328 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
4. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия / С. Г. Носовец // Коммуникативные исследования. — 2016. — № 4 (10). — с. 39–47.
5. Рыков Ю. Область интернет-исследований в социальных науках / Ю. Рыков, О. Нагорный // Социологическое обозрение. — 2017. — №. 3. — с 366–394.
6. Что такое internet studies? — Текст: электронный // doxajournal.ru: [сайт]. — URL: https://doxajournal.ru/texts/internetstudies (дата обращения: 11.04.2023).
7. Dutton Internet Studies: The Foundations of a Transformative Field / Dutton. — Текст: электронный // In The Oxford Handbook of Internet Studies: [сайт]. — URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199589074.001.0001/oxfordhb-9780199589074-e-1 (дата обращения: 11.04.2023).
8. Kiesler, S. Network Nation: Human Communication via Computer. In T. Erickson and D. W. McDonald (eds.) / S. Kiesler // HCI Remixed: Reflections on Notable HCI Papers. — 2007. — Cambridge, MA: MIT Press. — 69–74 c.
9. Mapping the Landscape of Internet Research: Text Mining of Social Science Journal Articles 2000–2009 / T. Q. Peng [и др.] // Joint Working Paper of the Faculty of Humanities and Arts. — 2011. — № Joint Working Paper of the Faculty of Humanities and Arts, Macau University of Science and Technology, and the Web Mining Lab, Department of Media & Communication, City University of Hong Kong. — 644–664 с.
10. Two-thirds of the world’s population uses the Internet, but 2.7 billion people remain offline. — Текст: электронный // itu.int: [сайт]. — URL: https://www.itu.int/itu-d/reports/statistics/2022/11/24/ff22-internet-use/ (дата обращения: 11.04.2023).