Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 13.04.2023

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Жешко, Е. И. Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе / Е. И. Жешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 281-283. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101556/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Ключевые слова: социальное взаимодействие, интернет, Internet studies, виртуальное сообщество, цифровая экономика, информационное общество.

В современном мире интернет становится все более популярным средством коммуникации — за последние 10 лет число пользователей интернета по всему миру возросло от 34 до 66 % [10]. При этом интернет становится основой цифровой экономики и информационного общества в целом благодаря своей способности объединять людей по всему миру и создавать для них пространство и возможности для развития и реализации своих навыков и продуцирования нового знания. В результате этого, в течение первого десятилетия XXI века исследования, связанные с интернетом, стали более известными и обсуждаемыми, чем работы по таким темам, как культура, экономика, политика или глобализация, хотя и менее заметными, чем исследования по окружающей среде или обществу [9].

Однако, разнообразие тем для исследования в данной области, а также количество дисциплин, с которой она связана, не только помогает исследованиям в сфере интернета выйти на первое место в рейтингах известности и обсуждаемости, но и затрудняет определение масштаба области. Эта проблема также усугубляется темпами изменений в постоянно развивающихся технологиях интернета — например, видоизменяются ключевые параметры и функции социальных сетей и мессенджеров. В связи с этим трансформируются и выделяются новые направления и специализации ученых, например, исследование социальных сетей. В связи с этим наиболее важно уделить внимание ключевым темам, актуальным в изучении в настоящее время. В настоящее время Internet studies все чаще изучается в рамках учебных программ различных ведущих университетов мира. В данный список входят Оксфордский университет, Гарвардский университет, Лондонская школа экономики, Куртинский университет технологий, Брандейский университет, Колледж Эндикотт, Еврейский университет в Иерусалиме, Аппалачский государственный университет, Университет Миннесоты. В этих заведениях исследования интернета нашли свое отражение в следующих основных направлениях:

  1. Компьютерные коммуникации и интернет-сообщества. В данную область входит исследование компьютерных онлайн-игр, социальных сетей, электронной почты и блогов.
  2. Цифровые права. В данную область входят включая конфиденциальность, свободу слова, интеллектуальную собственность и управление цифровыми правами.
  3. Цифровой труд. В данную область входят исследования, связанные с вопросами краудсорсинга и цифровой экономики.
  4. Архитектура интернета. В данную область входит исследование фундаментального программирования и архитектуры интернета.
  5. Интернет-культура. В данную область входит изучение интернет-сленга, киберкультуры и цифровой музыки.
  6. интернет-безопасность. В данную область входит интернет-брандмауэров, антивирусов.
  7. Социология интернета. В данной области изучаются социальные последствия интернета, виртуальные сообщества, практики идентичности и социальное взаимодействие в интернете.
  8. Научно-технические исследования. В данной области изучается, каким образом развиваются цифровые технологии, которые у нас есть, и как общество влияет на формирование их развития.
  9. Социальные сети как форма различных активностей, например, в политике.

В фокусе исследований интернета находятся социальные и культурные последствия, вызванные широким распространением и разнообразными практиками использования интернета и связанных с ним информационных и коммуникационных технологий, а также способы, с помощью которых люди формируют облик интернета. Данное определение было предложено в издании руководства по интернет-исследованиям, изданному Оксфордским Институтом интернета. Главный редактор издания У. Даттон в своем комментарии пояснил, что в данном определении было подчеркнуто влияние социальных факторов на развитие интернета, а потому сеть в данном случае обретает ещё и самостоятельный интерес для исследователей как особое виртуальное пространство социального взаимодействия [6, 7]. Исходя из этого, важными для изучения также предстают различные виды человеческого общения и социального взаимодействия, осуществляемые при помощи интернета, а также их влияние и последствия во множестве контекстов повседневной жизни. Данное определение было предложено во введении к первому справочнику по интернет-исследованиям его авторами — Ч, Эссом и М. Консальво соответственно. При этом, по мнению рецензента справочника — профессора Тена Адриануса ван Дейка, занимающегося изучением речевых актов и анализом дискурсов, интернет в данном случае является идеальной областью для изучения в рамках социологии и коммуникативистики в первую очередь [5]. Следует отметить, что в исследовательской традиции исследований интернета утверждается, что для понимания компьютерно-опосредованных коммуникаций, также необходимо рассматривать их как социальный процесс [8].

Исходя из этого, следует выделить ряд дополнительных более узкоспециализированных тем социологической и коммуникативной направленности для изучения в рамках Internet Studies:

  1. Процесс технического открытия новых знаний (всегда специфичное в конкретной области в сетевом окружении) как проявление процесса социальной коммуникации в среде интернета в современном мире.
  2. Оценка значимости и относительной важности открытого знания путем определения вклада в выбранную область в целом в контексте решения задач, поставленных сообществом ученых и технологов. Значимость открытия определяется путем оценки возможности его применения в практике всеми членами сообщества. Другими словами, здесь имеют значение не знания сами по себе, каким бы ни был их теоретический вес, а определенные, конкретные прикладные знания в применении к данной задаче, которые позволяют совершенствовать данный технический объект в целом.
  3. Репутация как определяющий фактор того, что касается членства в сообществе и места в его табели о рангах. Право стать членом сообщества находится в зависимости от личного вклада претендента, надлежащим образом измеренного и получившего документальное подтверждение [2, 3].
  4. Лидерство в виртуальных сообществах как процесс координации задач и проектов. Им занимаются авторитетные лица, которые одновременно контролируют ресурсы — например, администрация, и которые заслужили уважение благодаря своей технической компетенции и пользуются моральным доверием у своих соратников и единомышленников.
  5. Правила и наказания за их нарушения. Для того чтобы добиться уважения в качестве члена сообщества и, тем более, авторитетной личности, пользователи должны руководствоваться официальными и неофициальными правилами сообщества и не использовать общие ресурсы (знания) или предоставленные им ресурсы (институциональные должности) исключительно в своих собственных интересах, вне контекста стремления к общему благу путем совершенствования своего технического мастерства за счет работы и обучения в Сети, Возможность получения личной выгоды не отвергается, если это не идет во вред остальным членам сообщества.
  6. Вопрос свободного и открытого программного и информационного обеспечения. Краеугольным камнем всего процесса в целом является открытый обмен информацией и программным обеспечением, а также результатами всех усовершенствований, проистекающими из такого сетевого сотрудничества. Не будь этой открытости, члены сообщества следовали бы своим личным конкурирующим стратегиям и процесс коммуникации застопорился бы, что привело бы к снижению интеллектуальной продуктивности в ходе совместной деятельности.
  7. Вопрос проверки достоверности информации. Извлечение информации и ее сбор гражданскими журналистами экспоненциально увеличивает возможности знать о множественных измерениях меняющейся реальности, в глобальном масштабе и с локальной спецификой. Однако все эти «кусочки» информации требуют проверки фактов, фильтрации и, более всего, интерпретации и анализа для того, чтобы извлечь из них смысл, хотя часть этих задач тоже может быть отдана на откуп краудсорсингу.
  8. Изучение особенностей различных типов цифровых площадок виртуальных сообществ. Огромную роль в развитии интернета займут «новые медиа» — способ передачи информации между коммуникаторами с помощью возникших относительно недавно электронных технологий, а именно с помощью различных интернет-площадок, в частности основанные на формате «блога». Они станут основным способом обмена информацией и общения для профессиональных и любительских сообществ [1, 4].
  9. Изучение различий между создателями и потребителями контента. Современные сайты позволяют пользователям самим предлагать новости, а наиболее удачные и качественные работы публикуются наравне с работами журналистов портала, получающих за публикации зарплату. В результате этого возникает нечеткость различий между производителями и потребителями медиапродукции.
  10. Значительное расширение возможностей пользователей медиа. Если ранее зрители и читатели телевидения или газеты могли лишь отказаться от рассылки или оплаты и просмотра определенного канала, тем самым обрушив экономическое положение и рейтинги издания или передачи, теперь они могут выражать своё собственное мнение иначе — например, самым ярким проявлением можно назвать систему лайков и дизлайков; кроме этого, развивается система обратной связи и комментариев, пользователи могут делать мемы, создавать локальные истории и так далее. Отсюда возникает необходимость определения новых путей взаимодействия с сообществом.
  11. Индивидуализация медиасреды и диверсификация ее содержания. Одной из самых важных особенностей современной медиасреды является её «настраиваемость», то есть, возможность аудитории составлять, выбирать и исключать категории контента, в соответствии с их интересами. На различных площадках эта особенность реализована по-разному — так, в Instagram можно подписаться на пользователя или хештеги, в YouTube на канал или рубрику и так далее. Из индивидуализации следует и диверсификация — ресурсы все чаще стремятся охватить не как можно большую аудиторию, а определенный сегмент пользователей, которые будут стабильно посещать сайт на протяжение длительного периода времени. Возникает проблема изолированности групп от контента, создания искусственного информационного вакуума.
  12. Процесс становления участником сообщества. Пользователи проходят ряд этапов в процессе своего становления членом коммьюнити, каждый из этапов обладает собственной спецификой. Для дальнейшего успешного изучения сообществ необходимо подробно изучить каждый из данных этапов.

Таким образом, можно определить, что интернет-исследования на данный момент являются достаточно разносторонними по своей сути. Изучение интернета позволит не только лучше понять его технические возможности, но и проанализировать информацию, содержащуюся в сети, а также рассмотреть процесс социальных интеракций, происходящих в интернете. Изучение виртуальных сообществ поможет понять их структуру и механизмы взаимодействия между участниками, благодаря чему в дальнейшем можно будет разработать эффективные стратегии по развитию виртуальных сообществ разного рода и управлению ими. Перспективное направление в рамках дисциплины Internet studies лежит в изучении различных аспектов виртуальных сообществ, в том числе и их коммуникативного процесса. В таком случае, исследования виртуальных сообществ раскроются по-новому с точки зрения социологии и отражения процессов, происходящих в обществе.

Литература:

1. Кастельс М. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург, 2016. — С. 268–297.

2. Кастельс М. Галактика интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева. — Е.: У-Фактория, 2004. — 328 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

4. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия / С. Г. Носовец // Коммуникативные исследования. — 2016. — № 4 (10). — с. 39–47.

5. Рыков Ю. Область интернет-исследований в социальных науках / Ю. Рыков, О. Нагорный // Социологическое обозрение. — 2017. — №. 3. — с 366–394.

6. Что такое internet studies? — Текст: электронный // doxajournal.ru: [сайт]. — URL: https://doxajournal.ru/texts/internetstudies (дата обращения: 11.04.2023).

7. Dutton Internet Studies: The Foundations of a Transformative Field / Dutton. — Текст: электронный // In The Oxford Handbook of Internet Studies: [сайт]. — URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199589074.001.0001/oxfordhb-9780199589074-e-1 (дата обращения: 11.04.2023).

8. Kiesler, S. Network Nation: Human Communication via Computer. In T. Erickson and D. W. McDonald (eds.) / S. Kiesler // HCI Remixed: Reflections on Notable HCI Papers. — 2007. — Cambridge, MA: MIT Press. — 69–74 c.

9. Mapping the Landscape of Internet Research: Text Mining of Social Science Journal Articles 2000–2009 / T. Q. Peng [и др.] // Joint Working Paper of the Faculty of Humanities and Arts. — 2011. — № Joint Working Paper of the Faculty of Humanities and Arts, Macau University of Science and Technology, and the Web Mining Lab, Department of Media & Communication, City University of Hong Kong. — 644–664 с.

10. Two-thirds of the world’s population uses the Internet, but 2.7 billion people remain offline. — Текст: электронный // itu.int: [сайт]. — URL: https://www.itu.int/itu-d/reports/statistics/2022/11/24/ff22-internet-use/ (дата обращения: 11.04.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): интернет, сообщество, социальное взаимодействие, область, цифровая экономика, член сообщества, архитектура интернета, информационное общество, развитие интернета, современный мир.


Ключевые слова

информационное общество, Интернет, социальное взаимодействие, цифровая экономика, Internet studies, виртуальное сообщество

Похожие статьи

Современные проблемы информатизации и перспективы преодоления цифрового неравенства в России

В статье автор выявляет актуальные проблемы развития информационного пространства и определяет ключевые тенденции цифровизации в современных условиях.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Векторы защиты информации в современном обществе

В статье авторы анализируют направления защиты информации в пространстве современного технологического общества.

Смешанная реальность и будущее бизнес-коммуникаций

В статье автор пытается определить роли смешанной реальности в будущем бизнес-коммуникаций. В ходе исследования рассматриваются технологические аспекты, применение смешанной реальности в бизнес-среде, преимущества и вызовы данного подхода, а также пе...

Мобильные приложения для решения прикладных задач социальной работы: опыт и перспективы

В статье автор анализирует современный опыт применения мобильных приложений в практике социальной работы, а также направления их развития как вызовы для социальной сферы.

Виртуальная логистика как свойство глобализации бизнеса

Статья посвящена изучению виртуальной логистики в свете глобализации бизнеса. Рассмотрено понятие и общие черты глобализации, в также специфические особенности логистики в новых информационных условиях.

Инновационные технологии в образовании: сущность, разновидности и применение

В своей статье автор подробно описывает наиболее популярные инновационные технологии и рассматривает возможности их применения в образовательном процессе.

Социальная журналистика: положительные и отрицательные стороны

В данной научной статье автор рассматривает проблемы социальной медиа как новый тип журналистики. Связи с этим автор, дает подробный обзор позитивной и негативной характеристики социальной медиа.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Виртуальная логистика как свойство глобализации бизнеса

Данная статья посвящена изучению виртуальной логистики в свете глобализации бизнеса. Рассмотрено понятие и общие черты глобализации, в также специфические особенности логистики в новых информационных условиях.

Похожие статьи

Современные проблемы информатизации и перспективы преодоления цифрового неравенства в России

В статье автор выявляет актуальные проблемы развития информационного пространства и определяет ключевые тенденции цифровизации в современных условиях.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Векторы защиты информации в современном обществе

В статье авторы анализируют направления защиты информации в пространстве современного технологического общества.

Смешанная реальность и будущее бизнес-коммуникаций

В статье автор пытается определить роли смешанной реальности в будущем бизнес-коммуникаций. В ходе исследования рассматриваются технологические аспекты, применение смешанной реальности в бизнес-среде, преимущества и вызовы данного подхода, а также пе...

Мобильные приложения для решения прикладных задач социальной работы: опыт и перспективы

В статье автор анализирует современный опыт применения мобильных приложений в практике социальной работы, а также направления их развития как вызовы для социальной сферы.

Виртуальная логистика как свойство глобализации бизнеса

Статья посвящена изучению виртуальной логистики в свете глобализации бизнеса. Рассмотрено понятие и общие черты глобализации, в также специфические особенности логистики в новых информационных условиях.

Инновационные технологии в образовании: сущность, разновидности и применение

В своей статье автор подробно описывает наиболее популярные инновационные технологии и рассматривает возможности их применения в образовательном процессе.

Социальная журналистика: положительные и отрицательные стороны

В данной научной статье автор рассматривает проблемы социальной медиа как новый тип журналистики. Связи с этим автор, дает подробный обзор позитивной и негативной характеристики социальной медиа.

Стратегии формирования бренда фирмы в условиях информатизации

В данной статье проанализированы направления формирования бренда. Также изучено понятие бренда, рассмотрены позиции различных авторов касательно данной проблемы, проанализированы особенности информатизации как условия формирования бренда фирмы.

Виртуальная логистика как свойство глобализации бизнеса

Данная статья посвящена изучению виртуальной логистики в свете глобализации бизнеса. Рассмотрено понятие и общие черты глобализации, в также специфические особенности логистики в новых информационных условиях.

Задать вопрос