О вокально-интонационных упражнениях в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
Винокурова Тамара Муратовна, музыкальный руководитель
МБДОУ муниципального образования «Кошехабльский район» «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Нальмэс» (Республика Адыгея)
Работа над чистотой интонирования — одна из важнейших и самых трудных задач в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста. Хотя пение является природным фактором, тем не менее, в силу ряда причин дети в последнее время поют меньше и хуже. Основная причина затруднений при интонировании — это слабость внутренних музыкальных представлений детей и неподготовленность голосового аппарата. Это происходит вследствие того, что все дети воспитываются в различных условиях, в различной «музыкальной атмосфере»: не все мамы поют своим малышам колыбельные, а в современной поп-музыке не часто услышишь красивую, запоминающуюся мелодию. Требуется много времени и терпения педагога, чтобы научить детей чисто петь. Огромную роль в достижении результата в данном направлении играют вокально-интонационные упражнения.
В отечественных трудах, посвященных музыкальному развитию детей дошкольного возраста, большое внимание уделяется воспитанию чистоты интонирования ребенка. В методических разработках и пособиях М. Картушиной, П. Вейса, Т. Бырченко, М. Андреевой, М. Котляревской-Крафт, Т. Боровик, Т. Стоклицкой и многих других авторов содержатся базовые основы методики работы над чистотой интонации.
Интонационное развитие детей в детском саду с помощью упражнений осуществляется в нескольких направлениях:
— развитие представлений о звуковысотных соотношениях;
— развитие чувства лада;
— формирование интервальных ощущений.
Певческое развитие в детском саду проходит в форме пропевания хором попевок, упражнений, песенок, и лишь в отдельных случаях можно переходить к индивидуальному исполнению более крупных песенных форм. Как правило, «сольная карьера» ребенка требует природного артистизма и врожденной чистоты интонирования, но таких детей немного. Детям с фальшивой интонацией в самом начале обучения полезнее сначала просто слушать пение других, петь беззвучно и лишь затем включаться в общий хор.
На начальном этапе работы над интонацией необходимо раскрепостить ребенка, привить ему основные певческие навыки: правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать. Только после этого можно приступать непосредственно к работе над интонацией.
Интонационные упражнения, вырабатывающие представления о звуковысотности, целесообразно начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных на одном звуке.
Самая удобная для пения гласная «у»: «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у» (гласную «у» пропевают дети на разной высоте). Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Па-а-а-дают, па-а-а-дают листья, в на-а-а-шем саду листопа-а-а-д».
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на различные гласные («у», «а», «и») вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее. Распевки на соседних звуках интересно включать в песенки, где они приобретают выразительный смысл и создают определенный образ. Примером может служить распевка на одном звуке в песенке «Подружки» М артушиной [3], где дети исполняют плач на основе секундовых мотивов:
.
Для того, чтобы дети слышали себя, нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
Развитие навыка чистого пения у дошкольников начинаем с небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз) [2].
Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения на одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок.
Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы, поскольку игра позволяет ребенку заниматься на музыкальном занятии не пассивно, а творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание.
Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные обороты, содержатся в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» [6]. Я использую некоторые из них:
Интонация III-I
«Кукушка» Русская народная песня
- Педагог исполняет всю песню, а детям оставляет для ответа только «кукование кукушки»
Интонация III-II-I
«Мамочка» Т. Стоклицкая
Педагог исполняет запев, а дети — припев со словами. Педагог поет свой вопрос, а дети по отдельности пропевают свой ответ на основе
Ответ на основе ходов V-III-I и III-II-I в миноре используется в песне « Заболели зубы» М. Картушиной [3] .
Квинтовая интонация может отрабатываться на песенке «Часы» Е. Теличевой, октавный ход — в игре «Октавная дразнилка» (Педагог поет на низких звуках четвертную ноту, а дети «передразнивают» этот звук двумя восьмушками, взятыми на октаву выше).
Постепенно происходит накопление «интонационного багажа», который осваивается в игровой форме. Очень полезны песенки-имитации по типу «Эхо», «Попугайчики», «Повторяйки», которые способствуют выработке чистоты интонации при точном повторении мотивов
При разборе и разучивании песенок или попевок можно использовать наглядные формы работы:
- Изображение мелодии (попевки) графически в виде черточек, расположенных по направлению движения мелодии;
- Работа по лесенке, столбице т. д.
Большое значение интонационные упражнения имеют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с ощущением ладового центра (тоники), устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо: 1) допевать до тоники небольшие мелодические построения; 2) пропевать отдельно устойчивые ступени; 3) разрешать неустойчивые ступени в устойчивые. Эти упражнения требуют игровой формы проведения, в противном случае они могут оказаться схоластикой и рутиной.
В своей практике я использую игровые действия: детям «присваивается» определенная ступень в виде карточки или бэйджика для того, чтобы выстроить движение попевки по ступеням лада (вариант игры «Живой рояль»). Каждый ребенок отвечает за правильность интонирования своей ступени. Совместно «исполненную» попевку или песенку можно повторить от разных звуков.
В донотный период ступени лада можно обозначать с помощью слоговой системы (Котляревская-Крафт) или же числовой системы (Т. Боровик), где ступени лада имеют свое цифровое аудиальное выражение: «раз-два-три-че-пять-шесть-семь-раз».
Для быстрого ориентирования в ладу полезны такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей — фрагментов звукоряда: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.
Г. И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад» [7].
К наиболее ценным учебным средствам относятся ручные знаки ладовых ступеней . Ручные знаки выполняются на разной высоте в соответствии с относительной высотой звуков. Они наглядно «выстраивают» звуковысотное движение мелодии. Ручные знаки могут обозначать конкретную ступень (по системе З. Кодая), а могут отображать направление мелодии, подобно графическим черточкам. Они требуют эмоционально окрашенных, достаточно крупных жестов, которые помогают ребенку «подтянуть» интонацию, а также служат средством общения между педагогом и учеником.
Ручные знаки помогают с самого начала создать у детей ясные слуховые представления ладовых ступеней и закрепить их, они соединяют воедино слуховые, зрительные и двигательные ощущения, что соответствует детской психике.
Работа над интервалами в детском саду имеет эмоционально окрашенный характер и проводится на основе образных представлений. Очень эффективно в интервальном диапазоне воссоздавать голоса природы, как в игре «Что услышал я в лесу?» [1]. Дети дошкольного возраста интонационно осваивают интервалы примы, секунды, терции (мажорная и минорная), кварты, квинты, октавы, а более сложные для интонирования интервалы (сексты, септимы) на этом этапе получают слуховое освоение или исполняются на уровне звукоподражаний (крики птиц, завывание ветра и др.).
В процессе работы над интервалами очень важно запомнить мелодию интервала (через звукоподражательность, конкретный образ); уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию (первоначально на основе образных представлений, затем — в числовом эквиваленте). Овладение интервалами — длительный путь, долгая и систематическая работа, которая должна вестись на каждом музыкальном занятии.
Итак, на начальном этапе обучения интонационные упражнения должны иметь игровую форму, быть интересными и увлекательными.
Работа над вокально-интонационными упражнениями в дошкольный период позволяет воспитать не только чистоту интонации, но и развить музыкальное и образное мышление, аналитическое восприятие и сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям; воспитать умение дисциплинированно участвовать в музицировании всего коллектива; приобрести веру в себя в индивидуальных выступлениях.
Литература:
- Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. В помощь педагогам и родителям. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2004.
- Виноградов Л. Музыка 1 класс. Экспериментальное методическое пособие. — М., 1979.
- Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
- Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ. — М., 1998.
- Никитин В. Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы/ Музыка детям вып.2. — Л., 1975.
- Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких — М., 2000.
- Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. — М.: Амрита-Русь, 2010.