Мотивация персонала в организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 18.04.2023

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Уразалиев, И. А. Мотивация персонала в организациях / И. А. Уразалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101586/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье мотивация персонала рассмотрена как функция в системе управления персоналом, которая играет особую роль в активизации профессионального, интеллектуального и инновационного потенциала работников организации.

Ключевые слова: менеджмент, мотивация, стимулирование труда, персонал.

Успех любого предприятия напрямую зависит от эффективности его сотрудников. В этом аспекте процесс повышения квалификации кадров взаимосвязан с процессом формирования системы мотивации на предприятии. В сложившейся ситуации «человеческий фактор» становится основным элементом роста производительности труда, развития предприятия, его конкурентоспособности и экономического роста. Удовлетворение постоянно возрастающих современных требований за счет внедрения новых технологий требует развития персонала и повышения его заинтересованности в работе с целью успешного ведения бизнеса. В связи с этим возникает необходимость проведения на предприятиях новой политики управления человеческими ресурсами, на основе которой должен быть проведен анализ кадрового состава, эффективности использования рабочего времени, развития производства и занятости. Это сложный процесс, но опыт ведущих предприятий показывает, что затраты оправдывает конечный результат [1, с. 228].

Организация не может работать на максимальной эффективности без мотивированных работников. Разработка системы мотивации, которая должна стимулировать каждого работника, является сложной и времязатратной задачей менеджера. Проблемы, возникающие при этом, часто связаны с поиском правильного соотношения материального и нематериального стимулирования работников, ведь это не только поддерживает лояльность к компании и эффективность работников, но и снижает издержки, уменьшает сопротивляемость к изменениям и нововведениям. В настоящее время на каждом отечественном предприятии действует своя система мотивации работников. Однако каждая из этих систем кроме своих преимуществ имеет также и свои недостатки, которые не позволяют сотрудникам компании в полной мере реализовать свой потенциал и «тормозят» развитие компании.

Поэтому изучение различных методов мотивации позволяет предприятию устранить недостатки системы и усовершенствовать ее.

Создание и внедрение эффективной системы мотивации позволяет улучшить внутреннюю среду компаний, благополучные условия труда дают работникам стимул для саморазвития, что в конечном позволяет достигать стратегических целей предприятия.

Созданная в соответствии с требованиями система управления проектирует разработку эффективной модели мотивации сотрудников со стороны руководящего отдела. Мотивация — это материальное и нематериальное поощрение работников, применяемое в целях повышения производительности и качества труда, а также найма новых квалифицированных специалистов и удержания их в составе компании. Основной и распространенный способ мотивации сотрудников — материальное поощрение, к нему можно отнести: повышение зарплаты, денежные бонусы, премии, подарки от компаний и т. д. Однако существуют также нематериальные формы стимулирования труда работников, которые мотивируют сотрудников работать продуктивно, не получая прямой финансовой выгоды. К ним относят: комфортные условия труда, уважение между сотрудниками и руководством, признание, возможности для саморазвития, возможность повышения квалификаций творческая реализация, гибкий график и т. д.

Стимуляция — это воздействие на внешние условия с помощью стимулов, побуждающих людей вести себя определенным образом. Отличительной чертой стимулирования по сравнению с методами и средствами прямого воздействия является то, что поведение регулируется не на самом человеке, а воздействием на его интересы и потребности жизнедеятельности работника, которые диктуют ему внешние условие. При этом формируется ситуация индивидуального выбора, который работники реализуют в соответствии со своими личными предпочтениями. Чтобы воздействовать на эту систему выбора, субъект управления пытается изменить внешние условия, относящиеся к объекту управления.

В настоящее время существует множество методов и форм стимулирования. Необходимо учитывать специфику каждой организации (ее историю, традиции, специфику обслуживания и т. д.), а также личные мотивы работающих в ней сотрудников. Таким образом, мотивацию работника можно рассматривать как процесс воздействия на исполнителя с помощью различных методов и средств, направленных на побуждение исполнителя к труду, так и как результат того воздействия, которое находит отражение в совокупности формируемых в результате трудовых мотивов.

Современные теории мотивации базируются на двух основных понятиях: потребность и вознаграждение.

Потребности делятся на первичные и вторичные:

 Первичные — физиологические потребности — пища, вода, отдых, безопасность, кров и т. д., необходимые для жизнедеятельности человека.

 вторичные потребности называются психологическими, к ним можно отнести духовное состояние, социальное окружение, саморазвитие, потребности в уважении, успехе, любви, богатстве, власти, образовании и т. д.

Потребности человека определяют его поведение. Когда человек начинает испытывать какие-то потребности, у него возникает желание достичь определенной цели, с помощью которой он может удовлетворить эту потребность. Когда человек достигает своей цели, его потребности могут быть полностью или частично удовлетворены [2, с. 284].

Вознаграждение является тем, ради чего человек готов мобилизоваться. Ценность — это все, что человек считает нужным и важным для себя. Каждый человек понимает шкалу ценностей по-своему.

Внутреннее вознаграждение обеспечивается самим процессом работы. Это положительные ощущения, которые человек испытывает во время работы. Они включают в себя уважение к себе, дружбу, понимание важности проделанной работы. Внешние вознаграждения предоставляются организацией: продвижение по службе, статус и т. д.

Для того чтобы определить, какие вознаграждение следует применять к конкретному человеку, необходимо определить его потребности и требования.

Выбор методов для повышения мотивации зависит от коллектива, характера работы, стиля менеджмента. При правильном использовании программы вознаграждения можно повысить эффективность сотрудников, сплотить коллектив и улучшить климат внутри предприятия.

При работе в коллективе важно обращать особое внимание на чувства работника, такие как удовлетворенность полученными результатами, уважение к коллегам и руководителю, уважение к себе, понимание смысла и содержания проделанной работы. Поэтому необходимо стремиться к сочетанию морального и материального поощрения в размере вознаграждения [3, с. 57].

При разработке программы вознаграждения важно учитывать следующие правила эффективности вознаграждения:

— вознаграждение должно быть справедливым и предоставляется после работы, выполненной без существенных перерывов;

— приветствуется публичность — любое вознаграждение за труд повышает достоинство и уважение работника и часто гораздо больше ценится людьми, чем материальные блага.

На практике используется несколько видов поощрения сотрудников, которые выполняют свои обязанности и добиваются успехов в работе.

Обстоятельства, связанные с награждением:

  1. Добросовестное выполнение служебных обязанностей и образцовое исполнение. Работнику выплачивается премия в качестве поощрения за успешное и непродолжительное выполнение работы, способствующей развитию производства.
  2. Повышение производительности труда. Как правило, в этом случае работник имеет право на получение процентов с суммы прибыли. Этот вид вознаграждения стимулирует дальнейшее повышение производительности труда.
  3. Повышение качества продукции и инновации в сфере труда способствуют повышению репутации предприятия и являются гарантией получения дополнительных доходов.
  4. За лояльность к предприятию. Различные подарки за то, что проработал определенное количество времени в компании.

За образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную службу и иные достижения в выполнении трудовой деятельности работнику руководством предприятия могут быть предоставлены следующие виды поощрений:

— выплата вознаграждения;

— объявление благодарности;

— награждение ценным подарком;

— публикация на «Доске почета» предприятия или занесение в Книгу почета;

— присвоение звания «Лучший по специальности».

За исключением вышеизложенного, дополнительные меры морального и материального поощрения работников могут быть предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка, уставе общества. Работникам за успешное и добросовестное выполнение своих обязанностей может быть обеспечен карьерный рост и дополнительные социальные и другие льготы.

Медалями, орденами и знаками могут быть награждены специалисты за особую работу, особенно за возраст и стаж работы. Среди мотиваторов успеха в работе, помимо индивидуального поощрения, широко используются коллективные формы поощрения. В этом случае к вознаграждению предлагается представить всю рабочую группу, что способствует сплочению членов коллектива, положительно влияет на психологический климат и мотивацию персонала.

В успешных, крупных компаниях мира функция мотивации персонала эффективно осуществляется на научной основе, технологично, с использованием современных цифровых технологий.

Современные тенденции мотивации персонала:

— мотивация персонала персонализирована, то есть осуществляется с учетом личностных особенностей работников;

— мотивация тесно связана с различными функциями управления персоналом (отбором, обучением, аттестацией, карьерным ростом и т. д.);

— реализация функции мотивации будет автоматизирована и оцифрована;

— разнообразие методов, форм и инструментов стимуляции;

— мотивация обязательно связана с созданием благоприятных условий для работы и созданием атмосферы разнообразия с множеством точек зрения для активизации процесса творческих и нестандартных решений;

Для создания современных систем мотивации персонала необходимо учитывать новые проблемы, появившиеся в управлении персоналом в мире [4, с. 93]. В первую очередь следует отметить, что:

— здесь важно сосредоточиться на результатах, на времени, потраченном на работу;

— стимулировать персонал не только к профессиональному, но и личностному развитию, развитию в цифровой сфере;

— поощрение талантливых, критически мыслящих сотрудников для компаний, способных генерировать инновационные идеи и превращать их в продукты и услуги.

Будущее мотивации тесно связано с развитием бренда работодателя и текущим экономическим положением компаний.

Подводя итоги статьи, отметим, что на сегодняшний день существует достаточное количество теорий мотивации персонала, которые отвечают на основные актуальные вопросы в данной области и позволяют использовать научный потенциал теорий в практике управления персоналом и создания эффективных личностных мотивационные системы персонала. Подчеркнем, что наилучшие результаты в мотивации персонала комплексно освещаются в компаниях с основами всех мотивационных теорий, современных тенденций, собственными системами мотивации персонала и собственными мотивационными идеями.

Литература:

  1. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика: учеб. пособие для вузов / Гончарова С. Ж., Данилочкина В. В. — М.: Издательство Юрайт, 2018–398 с.
  2. Ахметов, К. Г. Основы менеджмента / К. Г. Ахметов және т. б. — Актюбинск-Уральск. — 2005 –519 с.
  3. Егоршин, А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие / А. П. Егоршин. — М.: Инфра-М, 2018. — 122 c.
  4. Коргова М. А. Современные системы управления персоналом эффективных компаний мира // Актуальные вопросы менеджмента и управления персоналом в современных организациях. Коллективная монография под ред. М. А. Корговой. М.: Русайнс. 2018. — 292 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация персонала, потребность, вознаграждение, добросовестное выполнение, карьерный рост, компания, материальное поощрение, проделанная работа, развитие производства, система управления.


Похожие статьи

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Мотивация персонала

В статье рассмотрены концептуальные основы современной практики мотивации персонала.

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Роль мотивации в активности персонала организации

На основе большого количества определений была сформулирована концепция мотивации персонала и ее роль. Материальные и нематериальные методы мотивации, используемые в организациях. Подчеркивается необходимость мотивации сотрудников к повышению эффект...

Современные подходы мотивации персонала на предприятии

В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.

Роль мотивации в создании высокопроизводительных рабочих мест и повышении производительности труда

В статье обосновывается необходимость мотивации персонала для поддержания корпоративного духа и увеличения производительности труда, создания новых высокопроизводительных рабочих мест.

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Мотивация труда персонала на предприятии

В статье рассмотрены развитие системы мотивации и основы мотивации персонала.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

Данная статья посвящена актуальным вопросам оптимизации работы по набору персонала на предприятии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что политика компании по набору и найму работников является важнейшей для предприятия, так как она выпол...

Похожие статьи

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Мотивация персонала

В статье рассмотрены концептуальные основы современной практики мотивации персонала.

Система мотивации сотрудников

Для успешного бизнеса используются различные формы и методы, для реализации которых требуются соответствующие инструменты. Одной из наиболее эффективных является система мотивации сотрудников, которая способствует повышению эффективности управления в...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Роль мотивации в активности персонала организации

На основе большого количества определений была сформулирована концепция мотивации персонала и ее роль. Материальные и нематериальные методы мотивации, используемые в организациях. Подчеркивается необходимость мотивации сотрудников к повышению эффект...

Современные подходы мотивации персонала на предприятии

В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.

Роль мотивации в создании высокопроизводительных рабочих мест и повышении производительности труда

В статье обосновывается необходимость мотивации персонала для поддержания корпоративного духа и увеличения производительности труда, создания новых высокопроизводительных рабочих мест.

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Мотивация труда персонала на предприятии

В статье рассмотрены развитие системы мотивации и основы мотивации персонала.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

Данная статья посвящена актуальным вопросам оптимизации работы по набору персонала на предприятии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что политика компании по набору и найму работников является важнейшей для предприятия, так как она выпол...

Задать вопрос