Гармоничное сочетание функциональности, целесообразности и красоты традиционного костюма, и использование данных качеств в решении современных образцов одежды.
Ключевые слова: традиционный костюм, одежда.
Громадно и обширно наследие русского народа. Оно копилось веками, в него вкладывали люди не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести.
Изменения в костюме созвучны с общим развитием общества, появлением новых материалов, усовершенствованием производства. ХХ век внес резкие коррективы в одежду, особенно женскую. Малофункциональная, громоздкая одежда была заменена на простую, с рациональным кроем, функциональную и красивую одежду. Эти же качества являются основополагающими в народной одежде. Мудрое всесторонне продуманное решение традиционных костюмов разных регионов мира, скорее всего, объясняет тот факт, что современные художники все чаще обращаются к нему в поисках вдохновения.
Народный костюм не только источник для исследований, но и богатый материал для творческих трансформаций народного искусства в современные решения. Это та тема, которая помогает художнику внести в мир моды тайны народной мудрости. Велико значение символизма в традиционном костюме. В одежде появляются символы, формулы добра на вороте, защищающем шею, подоле, касающемся ног, и самое главное — на рукавах, особенно закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми. Знаки добра вышивались, ткались разноцветными нитями, да так чтобы тайный смысл не сразу стал ясен всем. Первоначально рисунки-обереги имели прямой магический смысл. С эволюционным развитием общества, отодвигались старые верования, исчезла из рисунков колдовская сила, и оставалась красота, понятная и близкая в любые времена. Традиционный костюм кладезь гениально простых и поистине талантливых решений формообразования, кроя, колорита и особенностей декоративной отделки. При раскрое многих видов народной одежды «раскладку лекал» не делали, а резали ткань с таким расчетом, чтобы отходов не оставалось. Говоря языком технолога, их процент был равен нулю. Это можно сказать и о покрое словацких штанов, грузинских шальвар, платьев туркменок и узбечек и о многих других видах народного костюма. Так же кроилась и русская рубаха — «чтоб петуху негде было клюнуть!» (рис.1).
Рис. 1. Безотходный крой традиционной одежды
В покрое не забывались и требования гигиены. В рубахе — косоворотке вышивка и кант, обычно красного цвета, зачастую располагалась по застежке (ее часто трогали руками, и она быстро грязнилась), ластовица тоже кроилась из красной материи. В народной одежде часто прибегали к складкам, сборкам, защипам — все это способствовало хорошему воздухообмену. В народном костюме линии покроя издавна служили и средством художественной выразительности. Их не стремились скрыть, а напротив, подчеркивали, выявляли: «как ни крой — все швы наружу выйдут». Конструктивные линии нередко подчеркивали вышивкой, кантом, обтачкой.
Многие народные одежды являются итогом соединения нескольких национальных культур, например одежда крестьянок Орловской губернии, в которую входили рубаха, понева (род женской одежды), передник-завеса, сложный головной убор из нескольких элементов и шейные украшения — «ожерелка», бус либо гайтана [2]. Орловские поневы перекликаются с болгарскими «престилками» и украинскими «плахтами» (рис.2).
Рис. 2. Соединения национальных культур в одежде
При смешении разных культур получилось нечто новое, которое шлифовалось веками. Именно гармоничное сочетание функциональности, красоты и простоты традиционного костюма привлекало и привлекает художников к созданию коллекций современной одежды. В 20-е годы Н. П. Ламанова и В. И. Мухина создают платье рубашечного покроя, с традиционной русской вышивкой [1]. На протяжении последующих десятилетий художники продолжают создавать образцы одежды с использованием национальных мотивов. В 60-е годы начинает плодотворно работать В. Зайцев [1]. Он пытается органично соединить остроту современной моды и эмоциональность русской старины (рис.3). Сейчас работает плеяда молодых дизайнеров, черпающих идеи, навеянные традиционными костюмами, воплощая их в современные коллекции одежды.
Рис. 3. Модели Зайцева В. с использованием национальных мотивов
Действительно многовековой опыт создания одежды дал потрясающий результат — это гармоничное соединение человека и одежды, соединение функционального и эстетического. Народная одежда пропитана любовью и вековым отбором всего лучшего чему научилось человечество. Данная тема неисчерпаема, так как является прекрасной школой профессионального мастерства и неиссякаемым источником творчества.
Литература:
- Горина, Г. С. Народные традиции в моделировании одежды / Г. С. Горина. — М: Легкая индустрия, 1974. — 182 c.
- Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. [Текст] / Ф. М. Пармон. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.