Внедрение принципов бережливого производства в торговле | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 732 раза

Библиографическое описание:

Жапаров, Меирлан Нурланулы. Внедрение принципов бережливого производства в торговле / Меирлан Нурланулы Жапаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101598/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор проводит анализ внедрения бережливого производства в розничную торговлю продовольственными товарами на примере супермаркета. Выявлены особенности при внедрении бережливого производства в розничной торговле.

Ключевые слова: бережливое производство, торговля, кайдзен, потери.

В современных условиях высокой конкуренции предпринимателям становится всё сложнее увеличивать выручку и рентабельность бизнеса. Способ ценовой конкуренции является ограниченным в конкурентной борьбе особенно в сфере розничной торговле. Поэтому приходится находить выход в повышении ценности для клиента и сокращать потери на разных этапах создания этой ценности. Такой подход является неочевидным с первого взгляда и требует более глубокого анализа всех процессов бизнеса вплоть до мелких деталей. Кроме этого, в условиях постоянной нехватки инвестиционных ресурсов на оптимизацию бизнес-процессов дорогостоящие способы также являются менее привлекательными, особенно для малого бизнеса. В общем, возрастает потребность предприятий в оптимизации бизнеса без серьезных капиталовложений, но с обеспечением повышения ценности товаров и услуг.

Одной из эффективных концепций совершенствования бизнес-процессов может стать концепция, которая известна как «бережливое производство» (от англ. lean production, lean manufacturing) [1]. История зарождения данной концепции начинается с корпорации Toyota в Японии. Бережливое производство также стало ключевой идей системы Кайдзен, которое дословно означает «постоянное совершенствование» [2].

Кайдзен с точки зрения внедрения бережливого производства в компании берет свое начало с признания того, что у любого предприятия всегда существуют проблемы (потери), которые необходимо находить и решать, создавая такую доверительную корпоративную культуру, при которой каждый сотрудник имеет возможность открыто говорить о тех или иных нерешенных проблемах.

В рамках концепции «бережливое производство» ключевым является анализ потерь в бизнесе и понимание того, что потери оказывают влияние на итоговую стоимость продукта, при этом, не добавляя ему с точки зрения клиента ценности.

Благодаря бережливому производству достаточно быстро происходит существенное сокращение производственного цикла, в значительной степени повышается коэффициент эффективности предприятия, но достигнутые показатели трудно удержать на высоком уровне, если предприятие не поддерживает внедряемые технологии. Одновременно с этим, если результаты устойчивы, то эффект от них лишь увеличивается с течением времени.

На данный момент уже существует множество научных исследований и литературы о преимуществах и внедрению элементов бережливого производства на предприятиях. Однако, большинство этих исследований направлены на применении бережливого производства в производственной и промышленной сфере. При этом существует недостаточно исследований о внедрении бережливого производства в сферу услуг, в частности розничной торговли.

Стоит выделить ряд отличий ритейла от других отраслей:

— При походе в магазин на решение покупателя о покупке влияют множество факторов. Например, время на поиск товара в магазине, время, затраченное в очереди у кассы, психологический комфорт и атмосфера в магазине, уровень цен на товары и т. д. Поэтому важно проанализировать данные процессы с точки зрения покупателя, а улучшение качества товара и его цены — это область решения производителя. Для магазина важно лишь систематизировать потоки ценности для клиента.

— В ритейле покупатель находится в торговом зале и готов к диалогу. Данную возможность можно использовать для получения обратной связи о сервисе в магазине. И получение обратной связи необходимо встроить в процесс.

— Розничная торговля в первую очередь — это коммуникации с клиентом. Сотрудники являются основными «двигателями» товародвижения в магазине. С развитием использования строгих продуманных скриптов для отдела продаж теряется из внимания сам процесс коммуникаций, в частности уделять внимание со стороны руководителя эмоциональному состоянию в коллективе [3].

— Товародвижение и логистика, а также стандартизация играет высокую роль в процессе розничной торговли. Низкий уровень контроля и его совершенствования может повлечь за собой потери на этапе транспортировки, ожидания и нехватки в нужное время конкретного товара [4].

— Наличие встречного материального потока. В розничной торговле кроме основных потоков имеет место быть также дополнительный поток, который заключается в работе с продуктами с коротким сроком хранения. На это направление влияют следующие бизнес-процессы в магазине: невозможность спрогнозировать покупательский спрос, политика закупок товаров, недостаточная ответственность, а именно магазин может игнорировать потери в этом канале, по причине, например, возврата товара поставщику, при этом сам продавец не несет ответственности. А можно было предложить уценку таких товаров в последние дни срока использования [5].

Данное исследование посвящено внедрению принципов бережливого производства в розничной торговле продовольственными товарами на примере супермаркета в г. Алматы. Наименование супермаркета «Gastronoмия» (Индивидуальный предприниматель «Жапаров»).

В рамках анализа установлено, что:

— предприятие достаточно стабильно работает на целевом рынке;

— одновременно с этим, основные показатели деятельности (выручка, прибыль и рентабельность) демонстрируют динамику сокращения;

Анализ потерь позволил выявить следующие категории:

1. Списание в магазине — товар ненадлежащего качества, просроченные сроки годности:

— причина — несвоевременный контроль качества (сроков годности) и изъятие товара с полки (списание);

— причина — халатное отношение к работе торгового персонала;

— причина — выкладка новой партии товара, без проверки остатков на пригодность;

2. Руптюр (rupture) — отсутствие товара на полке:

— причина — несвоевременный завоз товара, простой торгового персонала и излишнее ожидание;

— причина отсутствия товара не выявлена (кражи);

— причина — несвоевременная выкладка товара торговым персоналом на полку (халатное отношение);

3. Уценка — реализация ниже себестоимости:

— причина — выкладка новой партии товара, без проверки остатков на пригодность;

— причина — неоптимальная система поставок, затаривание склада и нерациональная закупка продукции.

Кроме этого, сдерживающим фактором внедрения концепции бережливого производства в супермаркете является непонимание со стороны сотрудников цели и важности данной концепции, а также недостаточно знаний об этой концепции, и её преимуществах для бизнеса.

Структура потерь в супермаркете «Gastronoмия» 2019–2022 гг., %

Рис. 1. Структура потерь в супермаркете «Gastronoмия» 2019–2022 гг., %

В итоге было предложено внедрение системы менеджмента качества, которая идентифицировала и описывала трудовые процессы на предприятии. Постепенное внедрение культуры бережливого производства, начиная от руководства и кончая сотрудниками. Разработана программа обучения и мотивации персонала концепции постоянного совершенствования. А также руководством внедрена система мотивации сотрудников, которые будут предлагать конкретные улучшения бизнес-процессов.

Литература:

1. 1.Масааки И. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний [Текст] / И. Масааки — Москва: Альпина Паблишер. 2019 г. — 274 с.

  1. Лайкер Джеффри Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. Пер. с англ. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. -402 с.
  2. Джордж Л. Майкл Бережливое производство плюс шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса / Майкл Джордж. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 413 c.

4. Джеймс Вумек, Дэниел Джонс. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании // «Альпина Паблишер», 2018 г. — 155 с.

5. Логинова Е. В., Привалов М. В. Бережливое производство в крупных торговых компаниях как один из подходов к совершенствованию процесса обслуживания потребителей //Высокие технологии и инновации в науке. — 2022. — С. 61–64.

Основные термины (генерируются автоматически): бережливое производство, розничная торговля, магазин, причина, торговый персонал, анализ потерь, обратная связь, партия товара, проверка остатков, халатное отношение.


Похожие статьи

Совершенствование внутрипроизводственной логистики фирмы на основе концепции бережливого производства

В статье рассматривается концепция бережливого производства, позволяющая с наибольшей эффективностью решить задачи производства. Сделан вывод о необходимости развития инструментов бережливого производства и технологий логистики производства.

Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства

Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...

Анализ практик внедрения бережливого производства

В данной статье рассматриваются принципы и инструменты бережливого производства на практических примерах внедрения концепции бережливого производства в крупных российских организациях, государственных и муниципальных учреждениях. По итогам проведенно...

Вытягивание производственного процесса в «бережливом производстве»

В работе была рассмотрена тема внедрения «бережливого производства» в строительство.

К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием

Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.

Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы

В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень р...

Применение инструментов бережливого производства на ООО «Благовещенский ремонтно-механический завод»

В статье автор исследует применение инструментов бережливого производства на предприятии

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

К вопросу о совершенствовании сбытовой деятельности

В научной статье проведен теоретический анализ научной литературы по проблемам совершенствования сбытовой деятельности. Представлены мнения ученых о направлениях обеспечения эффективного сбыта товаров при помощи внедрения в практику предприятий конце...

Совершенствование системы управления затратами торговой фирмы

В центре внимания данной работы лежит анализ влияния затрат фирмы на итоговые результаты деятельности. Рассматриваются возможные механизмы управления затратами компаний. Предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления затратами торго...

Похожие статьи

Совершенствование внутрипроизводственной логистики фирмы на основе концепции бережливого производства

В статье рассматривается концепция бережливого производства, позволяющая с наибольшей эффективностью решить задачи производства. Сделан вывод о необходимости развития инструментов бережливого производства и технологий логистики производства.

Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства

Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...

Анализ практик внедрения бережливого производства

В данной статье рассматриваются принципы и инструменты бережливого производства на практических примерах внедрения концепции бережливого производства в крупных российских организациях, государственных и муниципальных учреждениях. По итогам проведенно...

Вытягивание производственного процесса в «бережливом производстве»

В работе была рассмотрена тема внедрения «бережливого производства» в строительство.

К вопросу о необходимости внедрения стратегического менеджмента в систему управления малым предприятием

Отражены результаты исследования по возможности применения системы стратегического менеджмента в рамках управления малым предприятием. Показаны возможности и факторы ограничения внедрения данной системы.

Закупочная деятельность на предприятиях оптовой торговли: проблемы и перспективы

В статье рассмотрено сложившееся состояние закупочной деятельности на современном рынке. Автор приводит ряд проблем, с которыми столкнулись торговые предприятия при организации системы снабжения. Выявленные недостатки позволили разработать перечень р...

Применение инструментов бережливого производства на ООО «Благовещенский ремонтно-механический завод»

В статье автор исследует применение инструментов бережливого производства на предприятии

Опыт внедрения дистанционного обучения в торговой компании

В статье обсуждается эффективность внедрения дистанционного обучения персонала на примере современной торговой организации. Его существенное значение для развития компетенций персонала. Рассматриваются практические этапы внедрения системы дистанционн...

К вопросу о совершенствовании сбытовой деятельности

В научной статье проведен теоретический анализ научной литературы по проблемам совершенствования сбытовой деятельности. Представлены мнения ученых о направлениях обеспечения эффективного сбыта товаров при помощи внедрения в практику предприятий конце...

Совершенствование системы управления затратами торговой фирмы

В центре внимания данной работы лежит анализ влияния затрат фирмы на итоговые результаты деятельности. Рассматриваются возможные механизмы управления затратами компаний. Предлагаются мероприятия по совершенствованию системы управления затратами торго...

Задать вопрос