В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентная стратегия, стратегическое управление.
Выход на новый рынок, максимизация прибыли в долгосрочном периоде, наращивание показателей производительности труда, удержание целевых клиентов, развитие ассортимента — эти и многие иные цели ставит перед собой любая современная компания.
Добиться того или иного желаемого результата и помогает конкурентная стратегия, как четко сформулированный план действий, который помогает получить в разрезе поставленных целей положительный экономический эффект. Конкурентная стратегия диктует условия для системной и согласованной работы менеджеров и делает взаимодействие между подразделениями органичными и взаимосвязанным.
В целом правильно выбранная и реализованная стратегия конкуренции — это один из главных факторов, определяющих не только «выживание» бизнеса, но и программирующих будущую его успешность в долгосрочной перспективе.
Рассматривая деятельность казахстанских предприятий, можно сказать, что конкурентные стратегии разрабатывают в основном крупные компании в рамках своих корпоративных политики управления. При этом, небольшие предприятия пренебрегают разработкой конкурентной стратегии, используя в своей практике только лишь общие корпоративные стратегии развития. Что, по нашему мнению, не дает им возможности добиться больших успехов на целевых рынках.
Суть разработки стратегии исходит из самой природы конкуренции: стратегия отражает образ будущего, к которому должна стремиться компания. Его можно описать словами, оформить, а затем сформулировать таким образом, чтобы достичь желаемого состояния сущности в ее различных аспектах. Она проявляется в стратегическом управлении и конкретных планах стратегического развития.
Стратегическое управление предполагает выбор нескольких альтернативных путей для достижения цели. Акцент, который компании делают на стратегическом планировании, основан на предположении, что хорошо продуманные конкурентные стратегии дают хорошие результаты и значительный экономический эффект [1].
По словам Майкла Портера, «конкурентная стратегия заключается в том, чтобы отличать себя от других. Это означает сознательный выбор другого набора активов, чтобы предложить уникальную ценность рынку [2, с.17–19].
В работе Портер М. «Конкурентная стратегия» в 1985 г. ввел такую концепцию, как универсальные стратегии, выделив три их основных типа потенциально успешных стратегий (рис.1).
Рис. 1. Матрица Портера «Три базовых варианта стратегий» [2, с.75].
Концепцией разработки конкурентной стратегии для субъекта хозяйствования является определенного рода алгоритм действий, который направлен на достижение позитивного экономического эффекта за счет значительного усиления конкурентной позиции компании.
Разработка и последующая реализация конкурентной стратегии осуществляется путем последовательного выполнения восьми основных этапов (рис. 2).
Стоит отметить тот факт, что универсального метода разработки конкурентной стратегии в теории и практики не существует.
По мере развития любого целевого рынка требуется внесение тех или иных необходимых корректировок в конкурентный план действий субъекта хозяйствования. При этом, существует определенный инструментарий, применяемый на протяжении достаточно долгого периода времени для поиска необходимого направления конкурентной борьбы.
Рис. 2. Этапы разработки конкурентной стратегии [3]
Ключевыми инструментами разработки конкурентной стратегии субъекта хозяйствования являются:
— модель Абеля,
— STEP-анализ,
— SWOT-анализ,
— модель «пяти сил Портера»,
— портфельные методы анализа (BCG, McKinsey, матрица Ансоффа и пр.),
— методы стратегического маркетинга (модели 4Р/4С, 7Р/7С, карты конкурентного позиционирования и пр.).
Также важно подчеркнуть, что для разработки и реализации конкурентной стратегии крайне важно иметь определенные организационные условия, поскольку успешная реализация компанией конкурентной стратегии невозможна в том случае, когда ее не поддерживают сотрудники на всех уровнях организации.
Поэтому все реализуемые мероприятия в части создания организационных условий для реализации конкурентной стратегии, должны обязательно быть оформлены инструментарием деятельного подключения персонала, повышением стимулирования трудовой деятельности и активной мотивации сотрудников, инструментарием социально-психологического интегрирования.
Также целесообразно решить вопрос о конкретных формах проведения тех или иных мероприятий и процедур, определить основные управленческие задачи [4, с.74–83].
Современный этап развития теории и практики конкуренции, безусловно, тесно связан с процессом стратегического планирования, при реализации которого для развития предприятия, разрабатывают стратегии.
Конкурентная стратегия — не что иное, как особый инструмент в руках каждого топ менеджера, который помогает в достижении всего спектра поставленных целей.
Правильно разработанная стратегия — это особая интеллектуальная модель развития компании, получаемая в результате проведения большого числа аналитически процедур. Тогда, когда качество данного процесса высокое, то, существует большая вероятность того, что будет высоким и качество итогового результата.
Универсального метода разработки конкурентной стратегии в теории и практики не существует, поэтому каждая компания выбирает свой собственный путь в зависимости от сферы деятельности, целей и имеющихся ресурсов, опыта стратегического управления.
Литература:
- Полетило А. И. Сущность и виды конкурентных стратегий [Электронный ресурс] Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/290232951.pdf (Дата обращения: 10.02.2023)
- Портер М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов /М. Е. Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. — 454 с.
- Шалгин В. О., Севастьянов И. М. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии. — 2021.
- Сурат И. Л., Хайк М. «Организационные условия реализации конкурентной стратегии фирмы» Вестник экспериментального образования, Вып. № 3 (16). — 2018. — С. 74–83.