В статье рассматривается проблема формирования межкультурной толерантности у детей дошкольного возраста в современной образовательной ситуации. Развитие межкультурной толерантности у детей является значимой проблемой современной системы дошкольного образования. При этом одним из основных условий реализации любой образовательной задачи, в том числе и задачи по формированию межкультурной толерантности дошкольников, в современных условиях является организация социального партнерства между ДОО и семьей. Важно понимать, что ДОО — это открытая педагогическая система, в которой должна быть закреплена возможность для родителей принимать полноправное участие в ее процессах. В рамках работы было проведено диагностическое исследование, которое позволило отметить, что в контексте формирования межкультурной толерантности детей много сложностей отмечается в рамках реализации направления по работе с семьей, что обуславливает актуальность проблемы выстраивания социального партнерства ДОО и семьи в данном контексте. На основе выделенных причин, проведенного теоретического анализа и полученных в ходе диагностического исследования результатов были сформированы рекомендации, направленные на выстраивание социального партнерства ДОО и семьи в контексте формирования межкультурной толерантности детей.
Ключевые слова : дошкольное образование, социальное партнерства, межкультурная толерантность, межкультурная компетентность, сотрудничество семьи и ДОО.
В настоящее время приоритетным направлением всей системы образования является позитивная социализация личности, которая необходима для гармоничного развития подрастающего поколения. Решение задач данного направления в дошкольном образовании предполагает формирование у детей межкультурной толерантности. Процесс социализации ребенка предполагает его адаптацию в сложном многоукладном мире, в котором с каждым годом происходит расширение границ культурного восприятия. Межкультурная толерантность предполагает развитие у детей умения объективно воспринимать существующее культурное и национальное разнообразие мира.
Для начала раскроем сущность понятия «толерантность». Так, в исследованиях М. Г. Батуриной и С. А. Филипповой толерантность рассматривается на нескольких уровнях: на уровне межличностного взаимодействия, на уровне личностных свойств и характеристик, на уровне толерантности как компонента межкультурной компетентности. Автором отмечено, что в общем понимании толерантность обозначается как способность без агрессии и негатива воспринимать культурные особенности других людей и культурное многообразие мира [2].
По мнению Л. В. Коломийченко, толерантность как сформированное качество предполагает наличие определенных нравственных и моральных пределов и границ. Толерантность, с одной стороны, определяет культурную самоидентификацию, а с другой стороны позволяет воспринимать культурное многообразие [7].
В рамках данного исследования для обозначения способности воспринимать культурные особенности окружающих и определять моральные и нравственные пределы в общении друг с другом, определено использовать термин «межкультурная толерантность».
Обусловленный пластичностью психики ребенка, его открытостью к влиянию взрослого, период дошкольного детства является сенситивным в контексте становления и формирования межкультурной толерантности ребенка. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются фундаментальные нравственные качества и моральные нормы поведения. О роли межкультурного воспитания с опорой на развитие толерантности и понимание этнического многообразия мира упоминали в научных трудах такие исследователи, как С. В. Мажаренко, Е. В. Витенко, Н. М. Лебедева, О. В. Лунева, Т. Г. Стефаненко, Т. А. Масензова, Л. В. Коломийченко и другие.
Так, обратимся к исследованиям Т. А. Масензовой. Автором отмечено, что при организации образовательного процесса в ДОО большую значимость имеет учет потенциала дошкольников в контексте развития его межкультурной толерантности. При этом педагогом также акцентируется внимание на важности формирования необходимых условий для развития межкультурной толерантности, таких как построение этнокультурной среды, определение роли и места педагога в организации деятельности по формированию межкультурной толерантности детей и привлечение семьи ребенка к этому процессу [11].
С. В. Мажаренко и Е. В. Витенко отмечают, что формирование межкультурной толерантности является одной из граней общего процесса социализации человека и начинается в дошкольном возрасте, в процессе включения ребенка в социокультурную реальность [9].
Согласно исследованиям Н. М. Лебедевой и соавторов, в дошкольном возрасте дети еще не различают этнокультурные особенности людей, что обусловлено гибкостью и интернациональностью их сознания и отсутствием богатого социального опыта. Однако при этом, именно в дошкольном возрасте дети начинают обращать внимание на различия между друг другом, между взрослыми, в том числе и национальные. Своевременно организованная работа по формированию у детей представлений о межкультурном многообразии и взаимодействии позволяет сформировать позитивные представления и избежать развития отрицательного отношения к представителям этнических групп [8].
Большой интерес в контексте изучения основ формирования межкультурной толерантности у детей представляют исследования А. Ю. Герасимовой и М. А. Шуковиловой. Так, авторами отмечено, что формирование межкультурной толерантности в дошкольном возрасте позволяет развивать способность детей к взаимодействию и ценностному ориентированию [5].
К. В. Адушкина отмечает, что формирование межкультурной толерантности у детей осуществляется в рамках их всестороннего развития и должно затрагивать все уровни образования с приоритетом на дошкольный период. В ДОО эта задача осуществляется путем применения различных технологий и методов, и предполагает работу в русле системы представлений о родной культуре, о специфике культуры других народов и о культурном многообразии нашей страны [1].
Таким образом, в развитии межкультурной толерантности детей дошкольные образовательные организации играют свою значимую роль. В настоящее время для реализации этой задачи на базе ДОО разрабатываются и внедряются в образовательный процесс различные парциальные программы и разработки, такие как, например:
— программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в авторстве О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой;
— программа «С чего начинается Родина» З. Н. Ажермачевой, Л. Н. Пановой и соавторов;
— методические рекомендации других авторов, направленные на формирование межкультурной толерантности детей.
Во всех парциальных программах и разработках как обязательное условие формирования межкультурной толерантности детей выделяется направление по повышению эффективности методов взаимодействия семьи и дошкольной организации. Это обусловлено тем, что семья является первичным социальным институтом для ребенка, и нравственные, моральные и иные принципы, сформированные в данном социальном институте, формируют у ребенка представления об окружающем мире.
Одним из эффективных способ организации взаимодействия семьи и ДОО как в общем формате, так и с опорой на определенное направление, считается организация социального партнерства с родителями. Эта тема раскрывается в работах Н. В. Зайцевой, Т. А. Березиной, К. В. Адушкиной, Л. И. Талановой, Т. А. Масензовой и других.
Обратимся к исследованиям Т. А. Березиной. Так, автором отмечено, что проблема социального партнерства ДОО и семьи является актуальной в настоящее время как в рамках реализации ФГОС ДО, так и в контексте успешной реализации образовательного процесса. По мнению автора, такое взаимодействие должно осуществляться с опорой на принципы партнерства. К проблемам организации социального партнерства между семьей и ДОО автор относит неготовность одной из сторон (чаще — семьи) к сотрудничеству и полноценному партнерству, отсутствие у семьи понимания того, что задачи дошкольного воспитания и обучения должны реализовываться в рамках сотрудничества и т. д. [3].
По мнению Л. И. Талановой, социальное партнерство ДОО и семьи представляет собой активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, руководства ДОО. Координатором и организатором социального партнерства при этом выступает педагог ДОО при поддержке руководящего состава. Автором также отмечено, что социальное партнерство семьи и ДОО должно выстраиваться с опорой на такие принципы, как доверие, следование общим целям, добровольность отношений, признание взаимной ответственности сторон за реализацию образовательных и воспитательных задач и т. д. [13].
Исходя из этого отметим, что развитие межкультурной толерантности у детей является значимой проблемой современной системы дошкольного образования. При этом одним из основных условий реализации любой образовательной задачи, в том числе и задачи по формированию межкультурной толерантности дошкольников, является организация социального партнерства между ДОО и семьей. Важно понимать, что ДОО — это открытая педагогическая система, в которой должна быть закреплена возможность для родителей принимать полноправное участие в ее процессах.
Как показал проведенный теоретический анализ, формирование межкультурной толерантности детей и организация социального партнерства семьи и ДОО — это две актуальные проблемы, которые во взаимосвязи не так хорошо изучены и проработаны. При этом социальное партнерство как решение проблемы по развитию межкультурной толерантности дошкольников отвечает современным образовательным требованиям. В настоящее время остается ряд вопросов, связанных с формированием межкультурной толерантности детей в рамках организации социального партнерства семьи и ДОО.
К таким вопросам относят:
— отсутствие системности механизмов взаимодействия семьи и ДОО по вопросам развития и формирования межкультурной толерантности детей;
— отсутствие четкой и тщательной разработанности организационно-педагогических условий и средств развития межкультурной толерантности детей и механизмов их реализации в рамках социального партнерства ДОО и семьи;
— стихийность организации образовательного процесса в контексте формирования межкультурной толерантности детей.
Для подтверждения или опровержения выделенных в ходе теоретического анализа проблем, а также для более тщательного рассмотрения вопроса о формировании межкультурной толерантности детей было проведено диагностическое исследование.
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения в г. Ростов-на-Дону. Выборка исследования была представлена детьми старшего дошкольного возраста (52 ребенка), родителями (54 человека) и педагогами (16 сотрудников). В выборке и среди детей и родителей, и среди педагогов присутствовали представители разных национальностей и культур: русские, украинцы, армяне, таджики, греки.
Диагностика сформированности межкультурной толерантности у детей проводилась в следующих направлениях:
— диагностика уровня сформированности толерантного отношения проводилась по методике «Два домика» Т. Д. Марцинковской [10];
— уровень толерантности детей измерялся по методике «Невыдуманные истории»;
— уровень дружелюбия и открытости определялся по методике «Неоконченные ситуации» А. И. Щетининой [14].
По методике Т. Д. Марцинковской наибольший процент детей входил в группу «Предпочитаемые» (22 ребенка, 42,3 %). К типу «Популярные» были отнесены 34,6 % детей (18 чел). В категорию «Пренебрегаемые» попало 10 детей, 19,3 % — это респонденты, которые получили значения положительный/ ниже среднего. К категории «Изолированные» было определено два ребенка (3,8 %), что было обусловлено редким посещением этих детей детского сада и, как следствие, несформированностью межличностных контактов. По данному направлению группу можно охарактеризовать следующим образом: у детей отмечается высокий уровень дружеских отношений, а в группе изолированных детей не отмечено представителей других национальных культур. Можно сделать вывод, что среди респондентов-старших дошкольников приоритетным является уровень толерантного отношения — выше среднего.
По методике «Невыдуманная ситуация» были получены следующие результаты:
— низкий уровень толерантности был выявлен у 14 детей (26,9 %) — это дети, у которых толерантность проявляется преимущественно на перцептивном уровне, а недостаток знаний о культурном многообразии порождает негативное отношение друг к другу;
— допустимый (средний) уровень толерантности был выявлен у 30 респондентов (57,7 %) — это дети, у которых толерантность проявляется не только на перцептивном, но и на когнитивном уровне, и как итогу у данной категории респондентов формируется общее доброжелательное отношение к людям, которые являются представителями иных культур и национальности;
— оптимальный (высокий) уровень толерантности был выявлен у 8 человек (15,4 %) — это респонденты, у которых проявляются установки на толерантность как на перцептивном, так и на когнитивном и эмоционально-оценочном уровнях, и проявляется в элементах поведенческого компонента.
По результатам диагностики «Неоконченные ситуации» А. И. Щетининой были выявлены следующие данные:
— высокий уровень дружелюбия и открытости был выявлен у 24 респондентов (46,2 %);
— средний уровень дружелюбия и открытости был выявлен у 12 респондентов (23 %);
— низкий уровень дружелюбия и открытости был выявлен у 16 респондентов (30,8 %).
Можно сделать общий вывод о том, что у детей из представленной выборки отмечены приоритетно высокий и средний уровни толерантного отношения, дружелюбия и открытости. Однако, в контексте проведенной диагностики большую значимость также имеют представления о морально-нравственных принципах и толерантности. Было отмечено, что знания и представления детей о толерантности и многообразии культур имеют поверхностный неосознанный характер. Это также позволяет сделать вывод, что результаты диагностики сформированности межкультурной толерантности детей носят позитивный характер, но это позитив ситуативного проявления. Для более полной оценки состояния проблемы важно также оценить уровень межкультурной толерантности других участников образовательного процесса — родителей и педагогов.
В рамках диагностики также была определена общая коммуникативная толерантность родителей и педагогов. Данное направление было реализовано с опорой на методику В. В. Бойко [4].
По итогам апробации методики было выявлено, что среди родителей преобладают средний и низкий уровни общей коммуникативной толерантности (высокий — 14 человек, 26 %; средний — 22 человека, 40,7 %; низкий — 18 человек, 33,3 %). Среди педагогов низкого уровня сформированности общей коммуникативной толерантности выявлено не было, средний уровень показали 11 респондентов (68,8 %), а высокий уровень — 5 (31,2 %).
Проведенное диагностическое исследование позволило отметить, что в контексте формирования межкультурной толерантности детей много сложностей отмечается в рамках реализации направления по работе с семьей, что обуславливает актуальность проблемы выстраивания социального партнерства ДОО и семьи в данном контексте. Высокие результаты диагностики воспитанников при средних и низких результатах диагностики педагогов и родителей говорят о том, что есть потенциальные скрытые риски, которые обусловлены невыполнением функций воспитания межкультурной толерантности в рамках социального партнерства педагогами и родителями. К проблемам организации социального партнерства между семьей и ДОО можно также отнести неготовность одной из сторон (чаще — семьи) к сотрудничеству и полноценному партнерству, отсутствие у семьи понимания того, что задачи дошкольного воспитания и обучения должны реализовываться в рамках сотрудничества и т. д. При отсутствии работы по развитию социального партнерства ДОО и семьи с упором на решение проблемы по формированию и развитию межкультурной толерантности старших дошкольников, есть риск нарушения гармоничности и эффективности реализации данной задачи.
Были отмечены следующие причины невыполнения функций социального партнерства с упором на развитие межкультурной толерантности детей педагогами и родителями:
— низкий уровень психолого-педагогической культуры участников социального партнерства (родителей и педагогов);
— непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и влияния этого возрастного периода на формирование личности ребенка, в том числе и на формирование его межкультурной толерантности;
— отсутствие у педагогов и родителей рефлексии на тему формирования у детей межкультурной толерантности;
— неверное определение и использование форм и методов работы с семьей;
— недостаточный уровень информированности родителей о межкультурном взаимодействии детей, о значимости межкультурной толерантности и ее формирования у ребенка;
— разные условия воспитания ребенка в семейной системе;
— восприятие родителей педагогами не как партнеров, а как объект воздействия;
— стереотипные представления педагогов о необходимости предоставления родителям психолого-педагогических знаний в ущерб естественному и разнообразному взаимодействию и общению (в том числе неформальному и житейскому).
На основе выделенных причин, проведенного теоретического анализа и полученных в ходе диагностического исследования результатов были сформированы рекомендации, направленные на формирование межкультурной толерантности старших дошкольников в рамках организации социального партнерства ДОО и семьи:
— обогащать представления детей о культуре народов, представленных в этнической среде группы через мероприятия с включением семей воспитанников (традиционные народные ярмарки, самопрезентация, «недели» определенной культуры и т. д.);
— создание благоприятных условий для взаимодействия всех участников социального партнерства (предоставление возможности обратной связи, доступ к занятиям и мероприятиям в саду, взаимодействие с родителями, выполнение детьми домашних заданий, предполагающих взаимодействие с семьей);
— выстраивание целостного процесса обучения и воспитания с опорой на развитие духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей;
— формирование у детей и их семей уважительного отношения к детям разных национальностей;
— проявление интереса и уважения к культуре других народов;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей независимо от места проживания, культурных, гендерных и других различий;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах этнокультурного образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что выстраивание системы социального партнерства ДОО и семьи является важным условием формирования межкультурной толерантности детей. Для более эффективного взаимодействия ДОО с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей, особенности их развития, этнокультурное разнообразие и педагогическую компетенцию каждой семьи. Задачей методической службы является создание в дошкольной образовательной организации единого образовательного пространства, где все участники образовательных отношений гармонично взаимодействовали бы друг с другом на основе партнерских отношений в открытой образовательной системе.
Литература:
- Адушкина К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования: учебное пособие / К. В. Адушкина. — Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. — 163 с.
- Батурина М. Г., Филиппова С. А. Формирование межкультурной компетентности у старших дошкольников //Психолого-педагогические исследования–Тульскому региону. — 2022. — С. 187–189.
- Березина, Т. А. Социальное партнѐрство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения [Текст] / Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С. 24–33.
- Бойко, В. В. Энергия эмоций: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. — Москва: Филинъ, 1996. — 472 с.
- Герасимова А. Ю., Шуковилова М. А. Поликультурное образование как основа формирования толерантности дошкольников //Ответственный редактор. — 2021. — С. 41.
- Зайцева, Н. В. Социальное партнѐрство семьи и дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Н. В. Зайцева // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 767–769.
- Коломийченко Л. В. Реализация системно-деятельностного подхода в половом воспитании детей дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, Ю. С. Григорьева // Пермский педагогический журнал. — 2016. — № 8. — С. 78–84.
- Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. — М.: «Привет», 2004. — 358 с.
- Мажаренко С. В., Витенко Е. В. Содержательные аспекты формирования межкультурной компетентности дошкольников //ББК 72 О-28 Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе Северо-Кавказского. — 2020. — С. 66.
- Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. — М: ЛИНКА–ПРЕСС, 1997. — 176 с.
- Масензова Т. А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства //Карельский научный журнал. — 2017. — Т. 6. — №. 1 (18). — С. 16–20.
- Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 ноября 2012 г. № 273-ФЗ / Рос. Федерация // RG.RU: интернет-портал «Российской газеты». — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
- Таланова Л. И. Социальное партнерство семьи и дошкольной организации //Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. — 2020. — С. 376–379.
- Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 88 с.