Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются.
Познавая свое Отечество, человек познает самоё себя, осмысливает свою личность, как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство — чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное детство — один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Воспитание любви к Отечеству и Родине в человеке, как будущем гражданине начинается с детства.
Неосознанно и стихийно это воспитание осуществляется в семье, а направлено и постоянно в дошкольном учреждении. Чем раньше познакомится маленький человек с красотой природы родного города, его историей и культурой, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать и улучшать жизнь всеми возможными силами.
Знакомство с народным искусством и традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Россия, Родина, родной край — знакомые каждому человеку слова. Они на устах с раннего детства. Поэтому для нас очень важно, чтобы наши дети чувствовали и понимали, что они сыны и дочери русского народа, имеющего великую историю.
Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры, поэтому педагог должен сам быть патриотом, чтобы пробудить чувство любви к Родине у ребенка. Именно, пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное — самоопределение.
Сейчас к нам постепенно возвращается эмоциональная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в котором народ оставил нам все ценное из своих культурных достижений.
На современном этапе модернизации системы дошкольного образования, особое внимание отводится проблеме духовно-нравственного развития дошкольников, обеспечивающих формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа и народной культуре.
Коллектив нашего детского сада считает необходимым донести до осознания своих воспитанников, что они являются носителями народной культуры.
Особое внимание мы уделяем использованию регионального краеведческого компонента в образовательной деятельности детей, направленного на ознакомление с особенностями национальной культуры и быта своего народа, элементарными сведениями о своей малой Родине, понимание того, чем может гордиться гражданин своей страны.
Был разработан план по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников к малой Родине посредством проектной деятельности. Материал содержит в себе опыт, систематизирует содержание, структурирует его.
Многие проекты, содержащие региональный компонент, реализованы, некоторые остались на доработке. Педагоги используют тему в планах по самообразованию, что содействовало сплочению коллектива образовательного учреждения: специалистов психолого-педагогического сопровождения, воспитателей и связи с семьями, укрепления их дальнейшего взаимодействия.
Отбор материала по предложенным темам строился с учетом сенситивных периодов развития личности, возрастных закономерностей и социализации.
Сентябрь:
- «Растения вокруг нас»
- «Красная книга Вологодской области»
- «Дикие животные Вологодских лесов»
- «Птицы Вологодчины»
Октябрь:
- «Реки Вологодской области» (Вологда, Сухона, Лежа)
- «Озера Вологодской области» (Белое Озеро, Кубенское озеро, озеро Воже)
- «Значение воды в жизни Земли»
Ноябрь:
- «Старинный город Величавый»
- «Улицы, парки Вологды», или «Родная улица моя»
- «Деревянное зодчество Вологды»
Декабрь:
- «Софийский собор»
- «Домик Петра I»
- «Поклонный крест»
Январь:
- «Великий Устюг — Родина Деда Мороза»
- «Город металлургов»
- «Вологодская губерния» (Сокол, Тотьма)
Февраль:
- «Промыслы Вологодской области»
- «Вологодское кружево»
- «Кукла — оберег» (Белозерск, самодельная кукла)
- «Береста»
- «Глубоковкая роспись»
Март:
- «Богатыри земли русской»
- «Новые герои Вологодчины» (2022–2023 г.)
- «Герои Вологодчины ВОВ 1941–1945 г»
Апрель:
- «Профессии моих родителей»
- «Вологда — город трудовой доблести»
- «Памятники города»
Май:
- «Звездный сын Вологодчины» (П. И. Беляев)
- «Художники вологжане»
- «Стихи поэтов вологжан»
- «Вологда — культурная столица Севера»
Система работы с родителями существенно помогла в развитии и формировании духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДОО. В работе взаимодействия с семьей, мы старались использовать нетрадиционные методы и приемы. Выступления педагогов на родительских собраниях, заседания родительского клуба, мастер-классы, беседы позволяли увлечь, заинтересовать родителей, сделать их активными помощниками.
В нашем образовательном учреждении дети, а порой и взрослые, впервые узнали, как проводились праздники на Руси, как они назывались.
Проведение литературных гостиных, посиделок, календарно-обрядовых и православных праздников стали традиционными
Таким образом, работа, проводимая в данном направлении, позволила организовать сотворчество родителей, детей, специалистов, воспитателей в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры в создании единого коллектива «дети» — «родители» — «сотрудники».
Литература:
- Алешина Н. В. «патриотическое воспитание дошкольников» — М. Ш. Д., 2005–247 с.;
- Водовозова Е. Н. «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» — СПб, 1913м г.;
- Дергач Л. К. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»//Дошкольная педагогика — 2009 — № 2 — С 27–31;
- Князева О. Л. «Приобщение детей к истории русской народной культуре» — СПб, «Детство — Пресс», 1998;
- От РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — с.336
- Управление образования Департамента гуманитарной политики Администрации города Вологда;
- Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы города Вологда «Альманах по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», часть 2, Вологда 2007 г.