Статья посвящена цифровизации сферы высшего образования, а также внедрению цифровых инструментов и технологий в области высшего образования.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые инструменты, высшее образование, проектное управление, цифровая трансформация, цифровые проекты, оптимизация.
В современных реалиях особое внимание уделяется цифровизации всех сфер деятельности, где задействован человеческий труд. Цифровизация и оптимизация процессов трудовой деятельности необходима для ускорения и усовершенствования всех процессов деятельности человека. Например, к таким процессам относится сокращение человеческого участия, и замена его машинными возможностями. Цифровизация также направлена на совершенствование как производственных, так и рабочих процессов, оптимизацию и автономную работу с минимальным участием монотонного человеческого труда. Цифровая трансформация — это процесс перехода к новым технологиям для повышения эффективности экономики, социальной сферы, государственного управления и сферы образования. Целью цифровой трансформации является не просто внедрение информационных технологий, но также постепенная и плавная перестройка привычных процессов для повышения уровня жизни людей, а также улучшения и совершенствование их трудовой деятельности в современных реалиях.
Рис. 1. Стадии цифровой трансформации
Особое внимание последние пару лет уделяют цифровизации в сфере высшего образования. Первостепенной задачей цифровизации в сфере высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих «цифровому» времени. Цифровая трансформация также является необходимой для внедрения цифрового образование: онлайн лекции, семинары, интерактивное обучение, дистанционный образовательный процесс, ведение электронных программ и баз данных.
Цифровая трансформация образования обеспечивает достижение двух основополагающих стратегических целей:
- повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий
- повышении качества подготовки специалистов соответствующим требованиям информационного общества
Частые проблемы, с которыми сталкиваются при внедрении цифровых инструментов:
— большие финансовые затраты
— технические ограничения (при использовании высокоскоростного интернета)
— цифровая неграмотность [4]
— снижение интеллектуальной работы
Самые наиболее актуальные виды проектов и их специфика
Отличительной чертой проектов цифровой трансформации от других является тот факт, что в данном проекте целью является создание или доработка информационной системы, а также используются цифровые платформы и технологии. Цифровой проект может сам не быть трансформационным, но готовить почву для реализации трансформационного проекта.
Таблица 1
Вид проектов |
Цифровая трансформация |
Инновационный |
Учебно-образовательный |
Особенность |
предусмотрено создание или развитие информационных систем особого класса — цифровых платформ. Для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) платформенное [1] решение, то есть решение, основанное на цифровых платформах и доступное широкому либо неограниченному кругу лиц для автоматизированного выполнения каких-либо задач. |
направлен на создание или развитие товаров/ услуг организации |
повышения компетенции сотрудников компании в предметной области. |
В сфере образования различают следующие виды проектов:
— исследовательские
— творческие
— информационные
— практико-ориентированные
Рис. 2. Виды цифровых проектов
Таблица 2
Пример проектор в сфере образования реализуемых в РФ
Название проекта |
Сроки реализации |
Бюджет |
Специфика проекта |
1.Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» |
01.01.2019–30.12.2024 г. |
Федеральный бюджет: 73,4 млрд.руб. Передано субъектам РФ: 62,9 млрд.руб. |
направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. |
2. Цифровая трансформация отрасли «Образование» Внедрение единой региональной образовательной платформы |
До 2030 г |
создание единой региональной цифровой образовательной среды в Чувашской Республике, позволяющей совершенствовать и автоматизировать процедуры сбора, свода и консолидации отчетности, обработки данных. |
|
3. Цифровая трансформация отрасли «Образование» Система управления в образовательной организации |
До 2030 г |
создание системы, обеспечивающей принятие управленческих решений в системе образования на основе анализа больших данных. перевод межведомственного взаимодействия на электронный документооборот, в том числе между государственными и негосударственными организациями. Создание условий для принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, в том числе посредством интеллектуальных алгоритмов на основе машинного обучения. |
|
4. Цифровая трансформация отрасли «Образование» Библиотека цифрового образовательного контента |
До 2030 г |
использование современного верифицированного цифрового образовательного контента, реализация образовательных программ углубленного уровня, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, а также повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников. |
|
5. Национального проекта «Наука и университеты» |
с 2022–2031 г |
410 млрд.руб |
привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки. |
Топ самых популярных цифровых инструментов в России:
- Платформы для дистанционного обучения
- Цифровая геймификация в сфере образования
- Программно-аппаратные решения на основе виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) [2] как дополнительного инструмента обучения.
Частые проблемы, с которыми сталкиваются в процессе внедрения инструментов цифровой трансформации проектов в сфере высшего образования:
- Недостаточный опыт работы в области использования / эксплуатации современных цифровых инструментов (программ, баз данных, СЭД).
- Отсутствие специалистов по ведению и эксплуатации цифровых и информационных баз, а также системы электронного документооборота.
- Отсутствие специализированной техники и ПО [3].
- Отсутствие материальной поддержи и финансирования в данном направлении.
- Уровень цифровой грамотности ППС.
В процессе внедрения цифровых инструментов и технологий в области высшего образования особо актуальной является тема цифровизации проектного управления в образовательной сфере.
Процесс цифровизации сферы высшего образования особое внимание концентрирует на деятельности связанной с документооборотом.
Благодаря цифровизации в сфере образования, бумажный документооборот претерпевает большие изменения, в следствии чего происходит оптимизация бумажного документооборота в электронный.
С учетом вышеизложенной информации проводится исследование по выявлению основных проблем, связанных с преобразованием бумажного документооборот в электронный, а также внедрением единой СЭД в вузе.
Критерии успешности внедрения СЭД в вузе:
— Увеличивается скорость обработки документации (на 11 %)
— Сокращается риск потери документации (на 25 %)
— Уменьшаются затраты времени работников по работе с бумажной документацией (на 13 %)
— Минимизируются затраты на покупку бумаги и картриджей для печати бумажных документов
Заключение
Таким образом сфера цифровой трансформации распространяется и внедряется во все сферы жизнедеятельности людей. Все существующие процессов жизнедеятельности человечества в настоящее время широко развивается и все больше количество как учебных заведений, образовательных организаций, так и частного сектора берет курс на совершенствования своих уже имеющихся процессов работы и перехода этих процессов в автоматизированную среду. Где как раз и происходит внедрение и замена ручного труда цифровым. Благодаря внедрению цифровых инструментов, оптимизируются и существенно сокращается время, затрачиваемое на образовательный труд. Процессы образовательной деятельности переходят на новый образовательный уровень. Переход в цифровую среду, существенно облегчает и ускоряет процесс адаптации, повышает результативность, а в следствии повышается и улучается качество учебного процесса как студентов, так и ППС. Переход бумажного документооборота обусловлен современными тенденциями развития цифровой трансформации, что позволяет ускорять обмен информационными ресурсами между всеми структурными подразделениями вуза, в следствии чего работоспособность увеличивается, а время затрачиваемое ранее на обработку документации сокращается, так как все оптимизируется в электронный формат.
Литература:
1. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019.
2. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н., Ситникова Л. Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 5;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32072 (дата обращения: 25.01.2023).
3. Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.;
4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 14.12.2022).
5. Игнатова Ю. Ю., Костенкова Е. Ю. Основные проблемы внедрения систем электронного документооборота // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018019985 (дата обращения: 30.01.2023).