Ключевые слова: японские субкультуры, отаку, традиционная культура, Япония, массовая культура, аниме, манга.
Среди субкультур, которые привлекают наибольшее внимание, как среди общественности, так и в научных кругах, является отаку — печально известные одержимые поклонники манги, аниме, видеоигр и других форм японской популярной культуры. Отаку могут быть заинтересованы не только в поп-культурных вещах, отаку это человек, который может быть помешан на чём угодно. Их западными аналогами являются так называемые гики или же как ещё их переводят в русскоязычных текстах, ботаники. На западе подобные люди долгое время не являлись субкультурами, так как они не имели своих отличительных черт. Так как гики находятся в разных культурных сферах, таких как кинематограф, книги и сериалы, тяжело выделить их как отдельную группу людей. Но в случае с отаку, существует широкий ряд отличительных черт, по которым их можно выделить на фоне обычных поклонников той или иной вещи.
С момента своего появления в 1970-х и 1980-х годах отаку стали крупным социальным явлением, вызывающим как опасения, неодобрение и непонимание, так и всеобщее восхищение. Возникновение идентичности отаку в Японии вдохновило книги, фильмы и художественные движения, которые как прославляют, так и демонизируют субкультуры ярых фанатов. Во всем мире поклонники японской поп-культуры (прежде всего, аниме и манги) с гордостью принимают ярлык отаку и подражают действиям японских фанатиков. Между тем, широкое распространение культуры отаку вызвало недовольство японской общественности, способствуя давним опасениям по поводу вырождения и самопоглощения японской молодежи. Понимание мира отаку может дать представление о влиянии достатка, технологий и СМИ на молодых японцев, о глобализации яркой молодежной культуры Японии и о различных социальных проблемах, стоящих перед тысячелетней Японии.
Отаку не всегда ассоциировались с фанатами какого-то поп-культурного явления. До двадцать первого века общество Японии считало отаку нелюдимыми, асоциальными и жуткими. Само название происходит из японского слова, которое можно перевести как «ты». Подобным вежливым языком пользовались домохозяйки в Японии. Потом это слово стали использовать эти самые нелюдимые отбросы общества, сидящие дома, для того, чтобы общаться с такими же как они. Вскоре это обращение стало именем нарицательным для всех подобных индивидом в обществе.
Особая неприязнь к ним появилась из-за нескольких событий в истории Японии. Первое событие это отаку серийный убийца. В 1989 году студент типографического университета по имени Миядзаки Цутомо, растлил и убил 4 молодых девушек. Позже, после обыска его квартиры, обнаружилось, что данный убийца был ярым фанатом манги, в особенности манги эротического характера, в частности с несовершеннолетними. Данного убийцу прозвали убийца отаку.
Со вторым событием связана самая печально известная секта Японии Аум Синрикё или же секта судного дня. Известна она терактом 1995 в Токийском метро, где члены секты распылили очень ядовитый газ. В членах секты, как потом оказалось, было очень много отаку, нелюдимых людей, прячущихся у себя дома.
После всех этих событий общество стало даже опасаться данной субкультуры и видело в нем лишь деградацию японской молодежи и социальный упадок всего японского общества. Их стали ассоциировать с сексуальными извращениями и антисоциальным поведением.
Сейчас в Японии к отаку относятся более снисходительно. Общество больше не считало их социально опасными и начало относиться снисходительно. Это лишь вынудило отаку еще больше отстраниться от общества еще больше погрузившись в реальность. которую они выбрали для себя. Но существуют и более социальные отаку, которые объединяются в группы по интересам со своими особенностями.
Так, например район города Токио Акихабара, который в девяностые был центром всей электроники Токио, стал местом сбора всех отаку. В районе появились места, которые они особо активно посещали. Стилизованные кафе и специализированные под интересы отаку магазины. Сейчас Акихабара является целым культурным феноменом посреди огромного мегаполиса. Район пестрит рекламой аниме и видеоигр.
Также как и гики, у отаку есть свои собственные фестивали и конвенции, где они собираются с целью обсуждение общих интересов. Например Комикет, который каждый год проводится в Токио и который посещает более пятиста тысяч человек.
Также среди отаку есть свои маленькие субкультурные движения. Так называемые хронические безработные или же NEET (not in employment, education, or training), которые целыми днями сидят дома, общаются в интернете с такими же как они и посещают конвенции по интересам. Подобная субкультура очень популярна в России. Практически в каждом крупном городе страны есть группа людей под таким названием, которая занимается тем же самым, что и отаку в Японии.
Хотя термин отаку по-прежнему имеет негативный оттенок в Японии, и фанатики по-прежнему осторожны в его использовании для описания себя, за последнее десятилетие общество, похоже, все больше принимает культуру отаку. Например, Окада Тосио, один из основателей успешной аниме-студии Gainax, стал признанным медиа-экспертом по отаку и в течение пяти лет читал лекции по теме отаку в элитном Токийском университете. e 2005 году документальный фильм NHK «Akihabara Geeks» представил очень сочувственный взгляд на одержимых фанатов, показав их с надеждами, страхами и социальной жизнью, похожей на жизнь обычного населения. Возможно, наибольшее влияние на изменение отношения оказала феноменально успешная книга 2004 года Densha otoko «Человек-поезд» и вдохновленные ею фильм, телесериал, манга и театральная постановка. Основанная, предположительно, на реальной истории, Densha otoko увлекательно описывает, как застенчивый отаку, при поддержке сетевого сообщества интернет-доски объявлений, вышел из своей скорлупы, чтобы завоевать любовь красивой и, казалось бы, недостижимой девушки. Являясь своего рода Пигмалионом гиков двадцать первого века, Densha otoko деликатно очеловечил маргинальных отаку в японском обществе, но в то же время предположил, что единственный способ, с помощью которого фанатик может завоевать девушку, — это отказаться от детских увлечений, носить более стильную одежду и присоединиться к общепринятому большинству. После выхода Densha otoko образ отаку в глазах общественности, возможно, смягчился, но предубеждение одержимых фанатов как девиантов, нуждающихся в переделке в нормальных людей, в Японии осталось сильным.
Литература:
- Волкова, В. В. Основные признаки и функции субкультуры / В. В. Волкова. — Текст: электронный // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов: [сайт]. — URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.htmlhttp://www.jurnal.org/articles/2012/kult1.html (дата обращения: 18.11.2022).
- Павленко, Н. В. Чужой среди своих, свой среди чужих: молодежные субкультуры в национальном культурном ландшафте Японии / Н. В. Павленко, С. Н. Якушенко. — Текст: непосредственный // Galactica Media: Journal of Media Studies. — 2019. — № 1. — С. 177–205.
- Катасонова, Е. Л. Другая Япония: лики молодёжной субкультуры / Е. Л. Катасонова. — Текст: непосредственный // Журнал Ежегодник Япония. — 2008. — № 37. — С. 182–201.