Удачность инклюзивного образования гарантируется готовностью не только самой школы к исполнению данного процесса, но и социально-психологической готовностью всех субъектов образовательного пространства. И родители, и педагоги, и нормально развивающиеся ровесники нуждаются во внимании со стороны специалистов: дефектологов и педагогов-психологов. Специальным условием для создания инклюзивного образования является безбарьерная среда: это не только наличие пандусов, но и наличие визуальной информации для слабослышащих, учебная литература, создание индивидуальных программ.
На сегодняшний день в Республике Казахстан первостепенный смысл имеет подготовка к инклюзивному образованию будущих педагогов, поскольку работа преподавателя в условиях инклюзивного образования требует от него владения широким комплектом стратегий и методик обучения, взаимодействия с обучающимися с инклюзией.
Продолжая обсуждать тему инклюзивного образования, мы все больше понимаем всю ее ценность и обширность. Выхода за пределы педагогики в данном случае никак не избежать, в противном случае исследование выйдет неполноценным, не описывающим проблему инклюзивного образования в полном объеме. Анализ теоретических аспектов ведет к союзу с философией и культурологией, а практических с психологией, социологией и юриспруденцией.
В современном мире существует несколько подходов к инклюзивному образованию. Но в большинстве случаев используются и подвергаются дисскутированию лишь основные — аксиологический, или как его еще называют «ценностный», системный и др. (см. табл. № 1).
Таблица 1
Подход |
Представители |
Основная сущность |
Системный подход |
Ю. В. Мельник, Д. А. Лушников |
Системность выступает в качестве центральной диспозиции методологического арсенала инклюзии; Благополучие детей с инвалидностью зависит от огромного количества факторов: социальных, культурных, педагогических, психологических |
Командный и Кондуктивный подходы |
Ю. В. Мельник, И. С. Самохин, Н. Л. Соколова |
Командный подход заключается в объединении усилий всех работников, имеющих отношение к инклюзивному образованию (учителей, методистов, психологов, представителей школьной администрации, сотрудников соответствующего департамента или министерства); Кондуктивный подход заключается в обращении за помощью к людям, формально не обязанным содействовать инклюзии: родителям и одноклассникам; Оба способа поддерживают систему и развивают ее, только в разных направлениях: по вертикали и горизонтали соответственно. |
Аксиологический (ценностный) подход |
Ю. В. Мельник, И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева |
Аксиологический подход предполагает выход за пределы педагогического знания, обращение к одной из фундаментальных философских дисциплин — аксиологии. Безусловно, это учение принесло неоценимую пользу нашей науке: без него ослабла бы воспитательная функция образования, обеднел бы тот идейный «чернозем», на котором выросла гуманистическая педагогика-предвестница инклюзивной эпохи. Однако следует признать: в наше время данные принципы едва ли требуют серьезного междисциплинарного анализа. |
Фасилитативный подход |
Ю. В. Мельник, И. С. Самохин, Н. Л. Соколова |
Подход подразумевает создание комплекса условий и правил для комфортного обучения детей с инклюзией — и для учащегося, и для класса или группы, и для педагога, и для создания комфортной среды в целом. |
Нормализационный подход |
Ю. В. Мельник, И. С. Самохин, Н. Л. Соколова |
Сосредоточен на том, что различная инклюзия является не ограничением возможностей, а источником разнообразия. С этой точки зрения инклюзия — это своего рода норма. Если в группу пришел обучающийся с ограниченными возможностями, то, с одной стороны, должны учитываться его особенности и особые образовательные потребности. А с другой стороны, он должен рассматриваться как типичный, как обычный обучающийся. |
Личностно-ориентированный подход |
Ю. В. Мельник, И. С. Самохин, Н. Л. Соколова |
Сфокусирован на учете личных интересов, потребностей и возможностей учащегося с инклюзией. Здесь также важно рассмотреть формирование личностных ориентаций в динамике. |
Если рассмотреть каждый из перечисленных выше подходов, можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование влияет не только на самовосприятие самого нетипичного ребенка, но и на окружающее его большинство. Разумеется, не следует забывать о том, что инклюзивное образование является основным инструментом общественной маневренности. Для каждого ребенка с инклюзией, или различными ограниченными возможностями, инклюзивное образование играет двоякую роль — оно предоставляет возможность не только повысить функциональные способности, но и войти в новый социальный круг.
Хотелось добавить также и то, что вся работа по организации образовательного процесса должна проводиться с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей детей, собственных интересов и увлечений ребенка, запроса родителей. Даже при потенциально высоком интеллектуальном развитии, многие дети не могут без специальной психолого-педагогической помощи освоить навыки общения и социального взаимодействия, влиться в коллектив сверстников.
Для того, чтобы ребенок мог плавно войти в пространство образовательного учреждения, социализироваться в кругу своих сверстников, его обязан сопровождать педагог, имеющий курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Первое посещение представляет из себя знакомство ребенка с пространством учреждения, педагогами. Постепенно педагог обязан знакомить ребенка с детским коллективом, вовлекая параллельно в свободную деятельность с другими детьми.
Для фиксации индивидуальной динамики и перспективы развития каждого ребенка с инклюзией в процессе его обучения и социализации должна быть разработана система мониторингового исследования. Одна из ключевых составляющих которой является «карта наблюдения ребёнка», позволяющая отследить уровень сформированности коммуникативных компетенций, развитие творческих способностей и интересов детей.
Иначе говоря, чтобы сделать успешным функционирование инклюзивное образование необходимы:
1) разработка локальных актов учреждения;
2) подготовка педагогических кадров (прохождение курсов повышения квалификации.);
3) подготовка образовательного пространства (создание доступной среды и оснащение информационно-техническими средствами);
4) разработка индивидуальных учебных планов и системы мониторинга результатов;
5) разработка и проведение воспитательных мероприятий (по формированию толерантного, уважительного отношения к детям с инклюзией).