В статье анализируется уровень коррупционной составляющей в экономике и обществе России. Будучи социально-значимым явлением, коррупция оказывает негативное влияние не только на экономическую безопасность страны, но и на темпы социально-экономического развития, уровень жизни населения.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, уголовный кодекс, коррупционное преступление, взяточничество, конфискация имущества.
The article analyzes the level of corruption in the economy and society of Russia. Being a socially significant phenomenon, corruption has a negative impact not only on the economic security of the country, but also on the pace of socio-economic development, the standard of living of the population.
Keywords: development, the standard of living of the population.
На протяжении довольно длительного периода Российская Федерация в условиях постоянного возникновения новых рисков и угроз, сложностей существующего мирового уклада, старается сохранить устойчивость в социально-экономической и политической сферах на уровне государства, завершить трансформационные процессы в системе государственного управления, достигнуть роста доверия граждан к деятельности органов власти в целом. При этом все эти процессы всегда усложняются таким явлением как коррупция, оказывающей влияние не только на место России в различных рейтингах и индексах, но и на реализацию стратегических и социально-ориентированных национальных проектов, на качество жизни большей части населения страны, обеспечение правопорядка в обществе [11, с. 248–253].
Коррупция, будучи общественным явлением наблюдается во всех юрисдикциях без привязки к уровню экономического развития, и дифференцируется только по масштабу распространения. Подменяя собой нормативное правовое регулирование, коррупция снижает эффективность деятельности органов государственных органов и местного самоуправления. Разрушая основы равенства и общественной справедливости, данное явление способствует ухудшению конкурентной среды и тормозит экономический рост в стране в целом. Формируемые коррупцией риски ставят под удар устойчивость и экономическую безопасность государства, разрушают моральные устои в социуме.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная и институциональная основа для противодействия коррупции, которая в полной мере согласуется с положениями международного права и установленным принципами в данной сфере. Ратифицированы основные международные правовые документы, направленные на борьбу с коррупцией [1, 2].
Был принят ключевой федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3]. Приняты нормативные правовые документы стратегического и планового характера в области борьбы с коррупцией [7]. Разработаны и приняты правовые основы для осуществления антикоррупционной экспертизы законопроектов [4]. Законодательно закреплены комплексы мер, обеспечивающие увеличение транспарентности функционирования органов государственной власти на федеральном, региональном уровнях и местного самоуправления [5]. Все это заложило основы деятельности системы субъектов противодействия коррупции, включающего правоохранительные и иные государственные органы, общественные и парламентские комиссии, граждан и институты гражданского общества, позволив осуществлять эту деятельность на ином уровне, сделав акцент на наиболее тяжких нарушениях антикоррупционного законодательства, возникающих на различных уровнях государственной власти.
Основные причины, существование которых, на наш взгляд, затрудняет борьбу с коррупцией, а также создающие благоприятные условия для ее дальнейшего процветания, по мнению автора, необходимо разделить на три группы: социально-экономические, правоприменительные и институциональные. Социально-экономические причины характеризуются объемом теневой экономики в Российской Федерации, которая сформировалась в результате рыночной трансформации экономики страны и «…бедностью, которая сегодня в стране есть и фиксируется, это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере— работающие бедные» [10]. А стихийные рыночные преобразования привели к формированию теневой экономики в российском государстве, которая способствует распространению коррупции. До тех пор, пока данные проблемы и сопутствующие им трудности, по крайней мере частично, не будут решены, утверждать об эффективном противодействии коррупции в нашей стране слишком рано. Еще одной из глобальных социальных причин, порождающих коррупцию в российском обществе, является выраженное расслоение общества на богатых и бедных. По данным журнала Forbes, с 2016 г. Москва занимает третье место в рейтинге среди других городов мира, где проживают долларовые миллионеры [8]. Однако только по официальной статистике Росстата в третьем квартале прошлого года с доходами ниже прожиточного минимума было 16 млн. граждан России. Указанное обстоятельство приводит в том числе к коррупционным деформациям социальной сферы. В ряде случаев именно страх остаться без работы, заработной платы, источников дальнейшего существования мотивирует людей осознано вовлекаться в коррупционные схемы. Люди, испытывая финансовые затруднения, легче решаются на совершение коррупционных преступлений. Вторая группа проблем борьбы коррупцией лежит в области совершенствования антикоррупционного законодательства.
Одной из ключевых проблем в этой сфере — это отсутствие единого подхода к пониманию такого явления как «коррупционное преступление». Это вытекает из определения понятия «коррупция», которое дается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Одним из основных ее недостатков является излишняя громоздкость дефиниции, которая при всей своей сложности не охватывают весь комплекс преступлений коррупционного характера. Являясь бланкетной, эта норма отсылает нас только к пяти уголовно-наказуемым деяниям. Уголовный кодекс содержит значительно большее их число. По оценкам специалистов число уголовно-наказуемых деяний коррупционной направленности доходит до ста. На этом фоне обращает на себя внимание игнорирование российским законодателем нормы
Статья 20 Конвенции ООН против коррупции предлагает «признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Также законодатель в определении коррупции не обратил внимание на существование административных и дисциплинарных правонарушений, а также гражданско-правовых деликтов, носящих коррупционный характер, наличие которых констатируется далее в статье 13 федерального закона.
Нам представляется, что назрела необходимость формулирования родового определения коррупции, содержащего основные признаки этого явления, которые характерны для всех видов деликтов, отнесенных к коррупционным.
Также присутствуют трудности в институциональном регулировании и методическом обеспечении. Так, например, отсутствует ясность в вопросе соотношения компетенций в области противодействия коррупции среди различных органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления. В регионах РФ разработаны и приняты различные собственные нормативные правовые акты в области антикоррупционного регулирования, однако сфера полномочий территориального образования в анализируемой области законодательно не закреплена.
Требуется доработка правил предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих, занимающих публичные управленческие должности. Также есть сложности при осуществлении проверок на предмет подлинности и полноты предоставляемых данных о доходах. Так, например, в процессе проведения контрольных действие гражданские служащие указывают часть поступлений как материальную помощь родственников при покупке квартиры или дома, легитимность которой нужно подтвердить. Часто происходит так, когда сведения о доходах супругов служащих вообще не предоставляются. Одной из причин, в значительной степени снижающих результативность предоставления сведений о доходах в рамках предупреждения коррупционного поведения, выступает неисполнение территориальными органами власти указаний норм федеральных нормативно правовых актов антикоррупционной направленности.
Плехотиным А. В. был проведен анализ субъектного законодательства, что позволило прийти к выводу, что несмотря на требования ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в некоторых регионах России не регламентированы такие вопросы как: срока, структура, объем, механизм опубликования данных о доходах в сети Интернет и нет ясности, кто из должностных лиц наделяется ответственностью и соответствующими полномочиями [11, с. 248–253].
Для решения этой проблемы Плехотин А. В. считает необходимым наделить полномочиями соответствующий федеральный орган исполнительной власти с определенной периодичностью проводить контроль за соблюдением Федерального закона № 273-ФЗ в части, касающейся законодательного закрепления сроков, структуры, объема и механизма опубликования данных о доходах в открытых источниках сети Интернет. Есть необходимость в развитии законодательства в части регламентирования процесса предоставления данных, раскрывающих расходы государственных служащих, в т. ч. закрепление обязанности предоставления данных о своих расходных операциях подотчетных лиц если были приобретены ими товары, относящиеся к предметам роскоши, или изобретения, объекты интеллектуальных прав.
Для решения данного вопроса, по мнению автора, необходимо законодательно закрепить обязанность отчитываться о своих расходах служащих, занимающих публичные должности. Ключевая сложность, которая не дает возможности в полной мере применять механизм контроля за расходными операциями, содержится в том, что нет добровольного информирования прокуроров структурными подразделениями органов государственной власти, специализирующимися в области предотвращения коррупционного поведения и других преступлений государственных служащих, связанных с коррупцией. Это препятствует повсеместному применению прокурорами компетенций по обращению в органы судебной власти с исками об истребовании в доход государства различного имущества правонарушителя антикоррупционного законодательства по итогам проведения контрольных проверок расходных операций.
В большинстве случаев поступающие в прокуратуру результаты контрольных мероприятий за расходами представляют собой итоги проверок, которые были осуществлены по инициативе прокуроров. В группу институциональных причин коррупции в российском государстве следует отнести непрозрачность деятельности органов публичной власти. В современных условиях цифровой трансформации общества на федеральном уровне реализуются попытки нивелировать данный фактор путем создания системы электронного правительства.
Использование информационных технологий в борьбе с коррупционными правонарушениями позволяет добиться:
— прозрачности процедур и процессов принятия решений государственных служащих и работников бюджетной сферы;
— повышения осведомленности граждан об их правах и возможностях;
— получения обратной связи путем создания каналов подачи жалоб;
— превентивного обнаружения коррупционных рисков.
В целом использование информационно-коммуникационных технологий позволяет ограничить возможности служащих при принятии управленческих решений через четкую регламентацию процесса принятия решений в информационной системе. Кроме того, удается повысить эффективность контроля за их деятельностью [9, с. 61–64].
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что феномен коррупции встречается практически во всех странах—больших и малых, богатых и бедных, однако в России коррупция достигла огромных масштабов. Рейтинговые оценки формируют неблагоприятный коррупционный имидж нашей страны на международной арене, при этом внутри государства остаются социально-экономические, правоприменительные и институциональные факторы, которые затрудняют решение задач по противодействию коррупции на современном этапе развития. Необходимым условием нивелирования указанных групп факторов будет рост экономики и повышение уровня доходов населения, совершенствование нормативно правового регулирования не только основного антикоррупционного законодательного акта, но и нормативных документов из смежных сфер правоприменительной практики по борьбе с коррупцией. Отдельно необходимо отметить развитие цифровых технологий и переход экономики в цифровое пространство, что влечет за собой перевод большого количества бизнес-процессов в электронный формат, создавая условия для повышения прозрачности деятельности государственных органов власти и бизнеса. Все это в совокупности позволит сократить размеры теневой экономики в стране и снизить уровень коррупции, как фактора, тормозящего социально-экономическое развитие России в целом.
В заключение следует отметить, что направления и содержание антикоррупционной деятельности государственных органов власти на различных уровнях следует по мере необходимости корректировать, учитывая постоянный мониторинг коррупционных проявлений по различным признакам. Кроме того, необходимо иметь в виду, что появляются новые знания о сущности и природе коррупции. Арсенал, используемый наукой, дает информацию о причинах коррупционных проявлений в наиболее пораженных коррупцией участках общества и государства, о мотивах совершения коррупционных преступлений.
Литература:
- Федеральный закон от 8.03.2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции»
- Федеральный закон от 1.02.2012 г. № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»
- Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
- Федеральный закон от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
- Указ Президента РФ от 16.08.2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы».
- Где живут миллиардеры? 10 городов с наибольшим числом богатейших людей планеты. Рейтинг Forbes // Forbes. 2019. URL: https://www.forbes.ru/ milliardery-photogallery/373217-gdezhivut-milliardery-10-gorodov-s-naibolshim-chi-slom-bogateyshih
- Маринкин Д. Н., Плотников Р. В. Информационные технологии блокчейн как способ борьбы с коррупцией в современной России // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 61–64.
- О. Голодец рассказала об уникальных чертах бедности в России. РБК. URL: https://www.rbc.ru/society/14/03/2017/58c7cf 0c9a79470c568fb0f3
- Плехотин А. В. Коррупция в России: состояние, проблемы и пути их решения // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18. № 3. С. 248–253.