Основы теории архетипов
Теорию архетипов предложил Карл Юнг, особое внимание он уделил архетипам в своей работе «Архетипы и коллективное бессознательное». В ней [4] Юнг изложил гипотезу о том, что у людей есть наследуемое коллективное бессознательное. Оно состоит из архетипов –– форм, которые осознаются человеком только вторично, они вложены в человека при рождении и позволяют ему реагировать на ситуации определенным образом. Юнг описывал множество архетипов, но среди них особенное внимание следующим архетипам [3]: тень, мудрый старец, младенец, хтоническая мать, дева, анима и анимус. Позже Кэрол Пирсон сделала свою классификацию архетипов, модернизировав то, что предложил Юнг. В книге «Пробуждения внутренних героев» [7] представлены следующие архетипы: невинный, сирота, воин, опекун, искатель, любовник, бунтарь (также встречается перевод «разрушитель»), творец, правитель, маг, мудрец и дурак (также встречается перевод «шут»). Пирсон представляет иерархию этих архетипов как становление личности –– одно большое путешествие, которое проходит 3 стадии. Первая стадия –– это подготовка, где личность проявляет свою храбрость, человечность, свои компетенции и верность. Вторая –– это само путешествие, во время которого человек покидает безопасность семьи, человек в этот момент сталкивается со страданиями, смертью и любовью. И последний этап –– это возвращение, во время которого человек становится правителем своего королевства. Это путешествие не обязательно должно происходить архетип за архетипом, человек может пропускать какие-то этапы в результате своего развития.
Модель Пирсон хорошо подходит для исследования нарративных видеоклипов и сериалов по двум причинам. Во-первых, эта модель основывается на классической модели Юнга, но представляет архетипы как путь человека с течением жизни. Эта интерпретация поможет не только выявить архетип героя в видеоклипах и сериалах, но и проследить путь героя: выявить, регрессировал ли герой по мере сюжета или нет (возможно, некоторые герои по мере раскрытия сюжета приобретут качества более чем одного архетипа). Во-вторых, Пирсон уделяет особое внимание слабым чертам архетипов (их страхам и реакциям на проблемы), это поможет при установлении архетипов героев, так как в нарративных видеоклипах и сериалах герои часто попадают в противоречивые, сложные ситуации.
Влияние архетипов на нарратив в кинематографе и музыкальных клипах
Теперь обратимся в к тому, как архетипы работают в кинематографе и музыкальных клипах. Архетипы сильно влияют на нарратив. Нарратив — это некое повествование, рассказ, которое, как утверждал Ю. Лотман [2], всегда является сюжетным. Влиянию архетипа на нарратив посвящена работа Д. Кэлси [5], в которой используется дискурсивно-мифологический подход к изучению архетипа. Автор рассматривает подход к изучению архетипов К. Юнга и утверждает, что архетипы, являясь бессознательной частью героя, позволяют считывать информацию вне параметров текстуальных, дискурсивных и социальных практик языка, семиотики и коммуникации. Также в своей работе он приходят к выводу, что архетипические блоки по мере создания историй остаются теми же, но сами истории, т. е. нарратив, усложняется. Это подтверждает и теории Дж. Кэмпбелла. Основываясь на том, что над каждым господствует некое коллективное бессознательное, Кэмпбелл в работе «Тысячеликий герой» [1] приходит к выводу о том, что мифы, являясь проекцией бессознательного, подчиняются структуре мономифа. Согласно идее мономифа герой каждого мифа проходит один и тот же путь с теми же испытаниями. Путь этот делится на 3 этапа: странствия, инициация и возвращение. Получается, что именно архетип влияет на построение нарратива и на то, как будет развиваться сюжет, ведь на протяжении всего пути именно реакции и последующие поступки героев, т. е. различных архетипов, отличаются и по-разному раскрывают персонажей и определенным образом влияют на сюжет. Теория Кэмпбелла актуальна в этом случае, так как она применима и для кинематографе, и для нарративных видеоклипов. К примеру, Джордж Лукас использовал теорию Кэмпбелла при создании саги «Звёздные войны» [8]. Что же касается музыкальных видеоклипов, то они подвержены той же системе. Анна Урсин в работе «Visual and verbal storytelling» [9] утверждает, что мифы, легенды и традиционные сказки начали переноситься в онлайн-среду. Р. Олива, Дж. Бидарра и Д. Араужо отмечают, что такой онлайн-средой становятся и видеоклипы в YouTube [6]. Как утверждают авторы, они могут дополняться и усиливаться различными вилами цифрового повествования, в том числе цветокоррекцией и прочими эффектами. Так как архетипы существуют и в музыкальных видеоклипах, к ним также можно отнести теорию Дж. Кэмпбелла. В своей работе Р. Олива, Дж. Бидарра и Д. Араужо [6] отмечают, что язык видеоклипа, а вместе с ним и архетипичный образ может усиливаться в зависимости от сторонних работ исполнителя (в случае, если исполнитель сам участвует в клипе). Авторы приводят пример с Ланой Дель Рей, которая стала героиней короткометражного фильма «Тропико». В этом фильме были использованы три песни певицы, исполнение каждой песни можно расценивать как отдельный видеоклип, и, как утверждают Р. Олива, Дж. Бидарра и Д. Араужо [6], архетипичный образ певицы усиливается благодаря контексту фильма.
Литература:
- Кэмпбелл, Дж. (1949). Тысячеликий герой. М.: АСТ, 1997.
- Лотман, Ю. Семиотика кино и проблемы / Ю. Лотман. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973 — Текст: непосредственный.
- Jacobi, J. (2013). Complex/Archetype/Symbol In The Psychology Of C G Jung (International Library of Psychology. Analytical Psychology) (1st ed.). Routledge.
- Jung, C. (1980). The archetypes and the collective unconscious. In The collected works of C. G. Jung, vol. 9, part 1 (pp. 3–41). Princeton, NJ: Princeton University Press.
- Kelsey, D. (2020). Psycho-discursive constructions of narrative in archetypal storytelling: A discourse-mythological approach. Critical Discourse Studies, 1–17. doi:10.1080/17405904.2020.1802766
- Oliva, R., Bidarra, J., & Araújo, D. (2017). Video and storytelling in a digital world: Interactions and narratives in videoclips. Comunicação E Sociedade, 32, 459–476. doi:10.17231/comsoc.32(2017).2772
- Pearson, C. (1991). Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World — New York: HarperCollins.
- Seabrook, J. «Letter from Skywalker Ranch: Why Is the Force Still With Us?» // The New Yorker. 1997. URL: https://www.newyorker.com/magazine/1997/01/06/why-is-the-force-still-with-us
- Ursyn, A. (2014). Visual and verbal storytelling. In A. Ursyn (Eds.), Computational Solutions for Knowledge, Art, and Entertainment: Information Exchange Beyond Text (pp. 429–455). Hershey PA, USA: IGI Global. doi: 10.4018/978–1–4666–4627–8.ch022