В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательный процесс, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, внеурочная деятельность, положительная динамика, урочная деятельность
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации постоянно увеличивается (за последние 3 года прирост их составил почти на 7 %). В работе с учащимися данной категории педагоги столкнулись с тем, что не наблюдается положительной динамики в их обучении. Из-за неоднородности состава учащихся в классе при проведении урока у учителя не всегда достаточно времени на работу с детьми с ограниченными возможностями в рамках их возможностей и потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт требует сохранить всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством. Качественно новые результаты образования детей — это сбалансированное накопление необходимых академических знаний, умений и навыков для личного, профессионального и социального развития, а также развитие жизненного опыта ребенка, учитывая его настоящие и будущие потребности.
Были изучены основные проблемы, возникающие у учащихся, и простроена система работы учителей-предметников и узких специалистов. Основу модели образовательной системы составляет механизм индивидуализации образовательного процесса (Приложение 1).
Механизм индивидуализации содержания образования составляют внешняя и внутренняя дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.
Внешняя дифференциация и индивидуализация содержания образования позволяет удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и включает:
— реализацию адаптированных образовательных программ;
— психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающихся;
— реализацию системы дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Сущность внутренней дифференциация и индивидуализации содержания образования составляет формирование и удовлетворение особых образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ по результатам индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) (приложение 2) и с учетом рекомендаций ПМПК, что включает:
—интеграция узких специалистов (учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) в урочную деятельность на предметах:
русский язык («Предложение», «Слово», «Слово и слог», «Ударение. Звуки и буквы»);
литературное чтение («Текст», «Работа с разными видами текста»);
математика («Числа и величины», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией»);
окружающий мир («Человек и природа», «Человек и общество»);
изобразительное искусство («Искусство вокруг нас», «Искусство и ты», «Каждый народ — художник»).
Совместная работа учителя и узкого специалиста организована с распределением ролей и ответственности: два преподавателя работают одновременно, но каждый из них держит в поле внимания свое тематическое содержание и область работы с группой, парами сменного состава.
—внедрение инструментов для дифференцированной помощи обучающимся при низком и среднем уровнях сформированности УУД (приложение 3).
Каждое интегрированное занятие и занятие с видами дифференцированной помощи ориентировано как на коррекцию отклонений, так и устранение пробелов в знании программного материала, развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе, позитивного восприятия себя и других, формирование элементов сознания. стимулирует различные виды активности обучающегося, побуждает к самостоятельности и проявлению элементов творчества, что, в свою очередь, содействует проявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка.
Управленческое сопровождение направлено на создание организационно-методических условий образовательного процесса: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации образовательного процесса на основе интегративного подхода; расширение репертуара учительских техник за счет освоения новых технологий; планирование образовательного процесса на основе межпредметного взаимодействия с учетом результатов ИОМ, системы оценивания образовательных достижений обучающихся, их динамики;.
Реализация модели инклюзивного образования в ОО позволит повысить качество предметных умений, сформированность УУД и социального опыта. По итогам промежуточных диагностик узких специалистов и результатам комплексных административных работ отмечена положительная динамика в обучении каждой категории детей с ОВЗ в среднем на 5,2 %.
Модель инклюзивного образования в ОО
Модель ИОМ включает следующие компоненты:
1-й блок. Психолого-педагогический статус ученика на основе оценки сформированности УУД. Заполняется на основе психодиагностик, проводимых социально-психологической службой по итогам года/полугодия.
2-й блок. Предметные умения. Заполняется на основе листов достижений, составленных учителями-предметниками по каждому разделу тематического планирования в рабочей программе по предмету.
3-й блок. Универсальные учебные действия. Заполняется на основе результатов комплексных административных работ, работ по видам деятельности, предусмотренным в Положении о системе оценивания учебных достижений в МОБУ Лицее № 59 им. Трубачёва М. Г. классными руководителями после проверки учителями-предметниками. При оценивании сформированности УУД выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.