Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 22.04.2023

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Суворова, О. С. Модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса / О. С. Суворова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101564/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор описывает модель инклюзивного образования, обеспечивающая новые образовательные результаты на основе индивидуализации образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, внеурочная деятельность, положительная динамика, урочная деятельность

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации постоянно увеличивается (за последние 3 года прирост их составил почти на 7 %). В работе с учащимися данной категории педагоги столкнулись с тем, что не наблюдается положительной динамики в их обучении. Из-за неоднородности состава учащихся в классе при проведении урока у учителя не всегда достаточно времени на работу с детьми с ограниченными возможностями в рамках их возможностей и потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт требует сохранить всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством. Качественно новые результаты образования детей — это сбалансированное накопление необходимых академических знаний, умений и навыков для личного, профессионального и социального развития, а также развитие жизненного опыта ребенка, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Были изучены основные проблемы, возникающие у учащихся, и простроена система работы учителей-предметников и узких специалистов. Основу модели образовательной системы составляет механизм индивидуализации образовательного процесса (Приложение 1).

Механизм индивидуализации содержания образования составляют внешняя и внутренняя дифференциация и индивидуализация образовательного процесса.

Внешняя дифференциация и индивидуализация содержания образования позволяет удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и включает:

— реализацию адаптированных образовательных программ;

— психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающихся;

— реализацию системы дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Сущность внутренней дифференциация и индивидуализации содержания образования составляет формирование и удовлетворение особых образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ по результатам индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) (приложение 2) и с учетом рекомендаций ПМПК, что включает:

—интеграция узких специалистов (учитель-логопед, дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог) в урочную деятельность на предметах:

русский язык («Предложение», «Слово», «Слово и слог», «Ударение. Звуки и буквы»);

литературное чтение («Текст», «Работа с разными видами текста»);

математика («Числа и величины», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией»);

окружающий мир («Человек и природа», «Человек и общество»);

изобразительное искусство («Искусство вокруг нас», «Искусство и ты», «Каждый народ — художник»).

Совместная работа учителя и узкого специалиста организована с распределением ролей и ответственности: два преподавателя работают одновременно, но каждый из них держит в поле внимания свое тематическое содержание и область работы с группой, парами сменного состава.

—внедрение инструментов для дифференцированной помощи обучающимся при низком и среднем уровнях сформированности УУД (приложение 3).

Каждое интегрированное занятие и занятие с видами дифференцированной помощи ориентировано как на коррекцию отклонений, так и устранение пробелов в знании программного материала, развитие навыков само и взаимоконтроля, умение работать в коллективе, позитивного восприятия себя и других, формирование элементов сознания. стимулирует различные виды активности обучающегося, побуждает к самостоятельности и проявлению элементов творчества, что, в свою очередь, содействует проявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка.

Управленческое сопровождение направлено на создание организационно-методических условий образовательного процесса: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации образовательного процесса на основе интегративного подхода; расширение репертуара учительских техник за счет освоения новых технологий; планирование образовательного процесса на основе межпредметного взаимодействия с учетом результатов ИОМ, системы оценивания образовательных достижений обучающихся, их динамики;.

Реализация модели инклюзивного образования в ОО позволит повысить качество предметных умений, сформированность УУД и социального опыта. По итогам промежуточных диагностик узких специалистов и результатам комплексных административных работ отмечена положительная динамика в обучении каждой категории детей с ОВЗ в среднем на 5,2 %.


Модель инклюзивного образования в ОО


Модель ИОМ включает следующие компоненты:

1-й блок. Психолого-педагогический статус ученика на основе оценки сформированности УУД. Заполняется на основе психодиагностик, проводимых социально-психологической службой по итогам года/полугодия.

2-й блок. Предметные умения. Заполняется на основе листов достижений, составленных учителями-предметниками по каждому разделу тематического планирования в рабочей программе по предмету.

3-й блок. Универсальные учебные действия. Заполняется на основе результатов комплексных административных работ, работ по видам деятельности, предусмотренным в Положении о системе оценивания учебных достижений в МОБУ Лицее № 59 им. Трубачёва М. Г. классными руководителями после проверки учителями-предметниками. При оценивании сформированности УУД выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, инклюзивное образование, положительная динамика, внеурочная деятельность, внешняя дифференциация, внутренняя дифференциация, дифференцированная помощь, система оценивания, содержание образования, урочная деятельность.


Похожие статьи

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Моделирование в условиях формирования доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в муниципальной образовательной системе

Инклюзивное образование в условиях муниципальной образовательной системы рассматривается как целостная организация, которая разделена на отдельные элементы, структурные компоненты, принципы, а также комплекс условий, они и определяют моделируемую еди...

Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Различные методы развития коммуникативной культуры будущих учителей английского языка

В статье рассматриваются методы формирования коммуникативной культуры будущих учителей английского языка, существенные модели обучения, также анализирует уровни задач, отличает активные и пассивные диалоги пользователя с интерактивной окружающей сред...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Похожие статьи

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Моделирование в условиях формирования доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в муниципальной образовательной системе

Инклюзивное образование в условиях муниципальной образовательной системы рассматривается как целостная организация, которая разделена на отдельные элементы, структурные компоненты, принципы, а также комплекс условий, они и определяют моделируемую еди...

Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования

В статье рассматривается работа тьютора в инклюзивном образовании по сопровождению обучающегося с особыми образовательными потребностями при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Различные методы развития коммуникативной культуры будущих учителей английского языка

В статье рассматриваются методы формирования коммуникативной культуры будущих учителей английского языка, существенные модели обучения, также анализирует уровни задач, отличает активные и пассивные диалоги пользователя с интерактивной окружающей сред...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Реализация инновационной концепции преподавания предмета «Технология» в общеобразовательной организации

Статья посвящена реализации концепции преподавания предмета «Технология» через программу индивидуального развития. Описывается анализ реализации программы индивидуального развития. Доказано, что предметная область «Технология» является организующим я...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.

К вопросу о подготовке педагогов к организации инклюзивного образовательного процесса

В статье раскрываются существующие в России теоретические подходы к определению специфики деятельности педагога инклюзивного образования, выявляются проблемы подготовки педагогических кадров к этому виду профессиональной деятельности и определяются о...

Задать вопрос