В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических процессов для продуктивной работы по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Ключевые слова: мнемотехника, мнемосхемы, мнемотаблицы, общее недоразвитие речи, связная речь.
Одной из самых сложных форм речевой деятельности является связная речь, ведь она имеет характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи ярко выражена тесная связь речевых, мыслительных и других познавательных процессов. Особую актуальность приобретают вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), поскольку и сегодня наблюдается устойчивая тенденция увеличения числа детей данной категории; речевые нарушения усложняют возможность свободного общения ребенка со сверстниками и взрослыми; осознание собственной речевой недостаточности ставит под угрозу социальную значимость личности дошкольника и способствует формированию у него своеобразных психологических особенностей (Арушанова А. Г. [1], Жукова Н. С. [5], Ефименкова Л. Н. [4], другие).
Исследованием особенностей развития связной речи детей-логопатов и разработкой методик их обучения занимались такие ученые, как В. К. Воробьева [2], В. П. Глухов [3], С. М. Мартыненко [6], Т. А. Ткаченко [7], Т. Б.Филичева [8]и другие.
Ученые отмечают, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и речевого оформления, в частности, для их высказываний (изложение, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень использования фразовой речи.
Цель статьи — представить характеристику мнемотехники как средство развития связной речи старших дошкольников с ОНР 3-го уровня.
Для логопедов не секрет, что у большинства детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня наряду с нарушениями всех компонентов речевой системы отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности ее распределения; пониженная вербальная память, производительность запоминания. Они забывают о сложных инструкциях, элементах и последовательности задач. У некоторых детей низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны: не было бы памяти, не было воображения. Осмысление информации способствует ее запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся отчетливее, восприятие более точным, улучшаются память, мышление.
Связанное с сознанием речи дошкольника включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Ребенок, чтобы грамотно общаться, должен иметь развитые все познавательные процессы, а именно ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
Для формирования речевых навыков у детей с ОНР 3-го уровня продуктивны мнемотехнические методы и приемы, которые стимулируют развитие всех психических процессов.
Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, превращенную в комбинации зрительных образов; это способ улучшения усвоения новой информации путем сознательного образования ассоциативных связей с помощью специальных методов и приёмов. Цель обучения ее использования — развитие памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, речи.
Мнемотехника использует естественные механизмы работы мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, хранения и припоминания информации. Это отражение реального мира с помощью разных символов и знаков. Ведь основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.
Наиболее продуктивными приемами мнемотехники для логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи 3-го уровня являются:
— аналогия — в информационных единицах, которые следует уяснить, находят общие признаки, свойства, качества, тенденции развития и т. п.;
— значок — абстрактную или образную информацию, которую нужно запомнить, схематически изображают с помощью упрощенных рисунков (образные пиктограммы) или рисунков, по форме напоминающих буквы (буквенные пиктограммы) или цифры (цифровые пиктограммы);
— трансформация — объекты, подлежащие запоминанию, превращаются в другие по значению и образу, которые легче для запоминания;
— стенографист — прием, при котором запоминающаяся текстовая информация записывается с помощью отдельных ключевых букв, особых знаков и целого ряда сокращений [6, с. 56];
— синтез — объединяют информационные единицы, для которых не имеет значения последовательность, в единый интегральный образ с общей ассоциативной связью;
— сюжет — создают ассоциативные связи между информационными единицами, «вплетая» их в сюжет рассказы, сказки, притчи, рассказы и т. п.;
— последовательные ассоциации — прием, создающий ассоциативные связи между информационными единицами, имеющими четко определенный порядок [7, с. 78].
При работе над постановкой и автоматизацией звуков наиболее продуктивны приемы аналогии (аналогия по звуку, аналогия по форме, аналогия по движению). Вспомогательным приемом является использование карт-схем, артикуляционной позиции звука.
Прием «пиктограммы» наиболее эффективен во время логопедической работы над обогащением активного словаря детей старшего дошкольного возраста, развития грамматического речи, что позволяет улучшить усвоение новой информации за счет развития образной памяти будущих школьников.
Использование приема «трансформация» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, расширению словарного запаса детей, развивает творческое и логическое мышление, ведь для того чтобы провести трансформацию одного образа в другой, нужна определенная аргументация.
Прием «стенографист» способствует развитию фонематического восприятия, слухового контроля, слухового внимания и памяти и различных видов звукового анализа и синтеза. У дошкольников формируется умение ускоренно считывать сокращенные буквенные записи скороговорок, чистоговорок, пословиц, что позволяет тренировать внимание, мышление и память.
Использование приема «синтез» является продуктивным в работе по формированию связной речи. Детей побуждают к созданию фантастических рассказов, увязывая несколько образов-объектов общей ассоциативной связью.
Прием «сюжет» эффективно помогает при логопедической работе по формированию связной речи, тренирует логику, воображение, развивает речь и мышление.
Применение приема «последовательных ассоциаций» позволяет логопеду одновременно тренировать память, мышление и речь дошкольников путем привлечения их к активной речевой деятельности с использованием последовательных ассоциаций и создания сюжетного рисунка произведения.
Мнемотаблицы-схемы служат вспомогательным дидактическим материалом в коррекционной логопедической работе. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Таблицы разработаны на основе принципа интеграции коррекционной работы логопеда в образовательный процесс дошкольного учебного заведения.
Также учитывается принцип тематического концентризма, при котором овладение определенным объемом учебного материала подчинено тематическому планированию учебного процесса.
В последние годы в коррекционной работе широко используются авторские мнемические схемы для заучивания стихов, загадок. Подбор дидактического материала осуществляется в соответствии с потребностями коррекционных задач в обучении дошкольников.
Наряду с этим используются авторские мнемические таблицы не только для проведения логопедической работы, но и с целью расширения словарного запаса детей по определенной теме, развития умения строить связные высказывания. Опыт использования приемов мнемотехники во время логопедической работы показал, что эта технология способствует формированию у дошкольников с ОНР 3-го уровня фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, грамматического речи, активизации процессов автоматизации и дифференциации звуков, развития связной речи. Наряду с этим у детей развивается ассоциативное мышление, зрительная и слуховая память, внимание, воображение. Следовательно, использование мнемотехнических приемов оказывает положительное влияние на качество и эффективность коррекционной работы логопеда дошкольного учебного заведения. Применение предложенных приемов позволяет по-новому решать проблемы обучения с общим недоразвитием речи 3-го уровня благодаря формированию соответствующих навыков, творческому подходу к организации коррекционной логопедической работы; создание ситуации успеха, являющейся наиболее целесообразной мотивацией процесса эффективного обучения.
Выводы. Для дошкольников с ОНР 3-го уровня характерна слабая память и пониженное внимание, низкий уровень познавательной активности и работоспособности. Использование мнемотехники во время логопедической работы способствует повышению познавательного интереса, ведь символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала.
Литература:
1. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова, О. С. Ахманова// Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: сб. науч. ст. / отв.ред. А. М. Шахнарович. — Москва: ИНПО, 1993. — С. 4–16.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие / В. К. Воробьева. — Москва: АСТ: Астрель, 2006. — 158 с.
3. Глухов, В. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В. Глухов. — М.: Аркты — 2017. — 144 c.
4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.
5. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст]/ Надежда Жукова. — Москва: Просвещение, 2004. — 328 с.
6. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М. 2002.
7. Матюгин, И. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. «Учитель». Волгоград, 1999- 52с.
8. Мартыненко, С. М. Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. Методические рекомендации, -М, 2019
9. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. –СПб: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. –80 с.
10. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкол. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — Москва: [б. и.], 1993. — 232 с.