Состояние здоровья человека свыше, чем на 50 %, зависит от образа жизни, который он ведет. Значимым элементом здорового образа жизни учащегося считается оптимальный уровень двигательной активности. Дефицит двигательной активности приводит к отрицательным переменам в организме, к появлению затяжных болезней, уменьшению умственной, а также физической трудоспособности. В статье приводится исследование величины и характера двигательной активности студентов СибГУТИ. Представлены данные по количеству часов занятий физической культуры в неделю и заинтересованность студентов в занятии спортом по сравнению с предыдущими годами.
Ключевые слова: спорт, состояние здоровья, студент, физическая культура, мотивация, образ жизни, двигательная активность, упражнения, нагрузка, активность, сила воли, деятельность, образование, организм, трудоспособность.
The state of a person's health is more than 50 % dependent on the lifestyle that he leads. An important element of a healthy lifestyle of a student is considered to be the optimal level of motor activity. Lack of motor activity leads to negative changes in the body, to the appearance of protracted diseases, a decrease in mental as well as physical ability to work. The article presents a study of the magnitude and nature of the motor activity of SibSUTIS students. The data on the number of hours of physical education per week and the interest of students in sports compared to previous years are presented.
Keywords: sport, health status, student, physical culture, motivation, lifestyle, motor activity, exercise, load, activity, willpower, activity, education, body, ability to work.
На нынешнем этапе развития формирования общества поднялся интерес к здоровому образу жизни студентов, что связано с волнением общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых университетом и увеличением заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки вместе с дальнейшим уменьшением трудоспособности.
В последнее время у большинства учащихся в силу высокой учебной нагрузки прослеживается недостаточная двигательная активность, вследствие чего можно отметить отрицательные изменения в организме человека из-за нехватки физической активности. Более того, проживая в веке технологий, физическая активность нынешнего поколения в разы уменьшилась, что влечет вслед за собою негативные последствия. Состояние здоровья — драгоценное достояние не только каждого человека, а и в целом общества. Физическая культура представляет существенную значимость в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, потому что их деятельность, чаще всего связана со значительным напряжением внимания, зрения, активной умственной работой и небольшой физической активностью. В следствии двигательной активности негативные чувства пропадают, поднимается степень трудоспособности, человек ощущает удовлетворение от собственной жизни и от того, чему он обучается. Если скелетные мышцы включаются в работу, то все органы будто бы «просыпаются».
Человек, который занимается спортом, узнаёт себя, остальных людей, окружающий мир. У него стремительно формируется инициатива, самостоятельность, складываются собственные взгляды на жизнь, а также методы мышления, личные особенности характера. Физическая культура может помочь избавиться от вредных привычек. Также, спорт помогает развить силу воли. Развитие силы воли человека возможно при некоторых видах упражнений, например выполнение утренней гимнастики требует дисциплины от человека, но, если стабильно вставать утром, чтобы выполнить зарядку, можно выработать не только силу воли, но и привычка к ежедневному обязательному труду. Специалисты по психологии спорта установили волевые свойства, которые нужны спортсменам с целью преодоления появляющихся в ходе их работы преград. Это — целеустремленность, упорство, а также настойчивость, уверенность, решимость, предприимчивость, независимость, толерантность, терпение и спокойствие.
Спорт воздействует на все системы организма человека, например, сердечно-сосудистая система — одна из основных систем нашего организма, с ее помощью кислород распространяется по всему телу, по этой причине, в случае если в работе сердечно-сосудистой системы имеются какие-либо проблемы, страдает весь организм, подавляется работа других систем. У абсолютно нетренированного человека сердце совершает в минуту значительно большее количество сокращений, потребляет больше питательных веществ, а также изнашивается стремительнее, нежели сердце спортсмена. Регулярные кардионагрузки повышают количество и плотность кровеносных капилляров, по которым в мышцы доставляются углевод, кислород и протеины, а также с помощью спорта улучшается усвоение кислорода клетками организма, так как возрастает число и плотность митохондрий, участвующих в процессе клеточного дыхания. Дыхательная система связана с предыдущей и также обеспечивает газообмен, по этой причине при нарушении ее деятельности возникает одышка, головные боли, повышение частоты сердечных пульсаций, а также бессонница. Спорт и физическая культура проявляют хорошее воздействие и на опорно-двигательный аппарат — из-за регулярных занятий мышцы укрепляются и лучше поддерживают скелет. Возрастает объём и силовые показателей мускулов, увеличивается устойчивость костей скелета к нагрузкам. В ходе занятий в тренажёрном зале или занятиях бегом, плаванием, велоспортом улучшается кислородное питание мышц. Под воздействием постоянных занятий в мышечных тканях возрастает содержание энергетических веществ, во взаимосвязи вместе с чем увеличивается интенсивность обменных процессов, синтезируются протеины. Увеличивается минерализация костной ткани, а также содержание кальция в организме, что мешает формированию остеопороза. Что касается воздействия на нервную систему и психологическое состояние здоровья, физические упражнения убирают состояние стресса, а также повышают оптимизм и трудоспособность. К примеру, занятия бегом могут помочь избавиться от нервного напряжения, отвлечься от волнующих мыслей и совершенствуют мозговую активность за счёт обеспечения организма важным количеством кислорода. У учащихся, регулярно занимающихся интенсивной физической деятельностью, снижается встревоженность, напряжённость и враждебность, повышается настроение. Это происходит из-за того, что в период занятий спортом в организме формируются эндорфины, которые считаются естественными антидепрессантами и в народе называются «гормонами счастья». За счёт этого сокращаются симптомы депрессии, стресса и бессонницы. Таким образом, физически активные люди, как правило, наиболее уверенны в будущем, а также менее предрасположены к раздражительности, неврозам, депрессиям и другим психологическим проблемам.
Все это указывает на значительно-положительное влияние систематических занятий спортом в процессе занятий в университете.
В наше время достаточно широко распространена проблема низкой посещаемости студентами занятий физической культуры. Учащиеся находят разные способы и причины для пропуска занятий. Проведём исследование, чтобы выяснить понимают ли студенты важность занятий физкультурой и причины посещения ими занятий.
В исследовании было опрошено 2 группы по 20 человек, было дано три варианта выбора ответа на вопрос: «По какой причине вы посещаете занятия физической культуры?» 1 вариант ответа — посещаю занятия по физической культуре исключительно, чтобы получить зачёт. 2 вариант ответа — чтобы повысить уровень физической подготовленности. 3 вариант ответа — чтобы отвлечься от аудиторных занятий. Также было проведено сравнение уровня потребности подростков в движении с объемом нагрузки, предоставляемым вузовской программой.
В системе вузовского образования двигательная активность студентов обеспечивается тремя плановыми занятиями по физической культуре в неделю. Во второй и третий семестр учащиеся СибГУТИ должны посещать занятия по физкультуре по сто два часа за семестр. В то же время потребность молодого организма в движении соответствует 14–19 тысячам шагов в сутки, или 1,3–1,8 часов в день. Многие специалисты рекомендуют увеличить объем двигательной активности обучаемых до 8–10 часов в неделю. А объем нагрузки, декламируемый вузовской программой по физической культуре в СибГУТИ, достаточен.
Для того, чтобы у студентов была мотивация посещения занятий физической культуры и спортом два года назад в СибГУТИ были введены элективные дисциплины по физической культуре: настольный теннис, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, футбол, бадминтон и АФК (адаптивная физическая культура). Благодаря этому, у студентов есть возможность выбрать ту дисциплину, которую они хотели бы посещать. В результате опроса выяснилось, что студентам интереснее выбрать один из видов спорта, нежели общую физкультуру, где ранее они занимались не тем, что им нравится.
Проводя исследование среди студентов, выяснилось, что 80 % обучающихся ходят на занятия по физической культуре исключительно, чтобы получить зачёт; 15 % — чтобы повысить уровень физической подготовленности; 5 % — чтобы отвлечься от аудиторных занятий.
В соответствии с опросом, почти все учащиеся считают, что физическая культура является лишним, ненужным предметом, так как на ее место возможно было бы поставить другие значимые занятия. Так же встречаются случаи неудобного расписания занятий, к примеру, первой либо последней парой. Почти все выберут остаться дома и дольше поспать, чем идти на пару по физической культуре и еще не до конца пробудившись, осуществлять физические упражнения. Та же обстановка возникает и в случае, если пара стоит в расписании последней. Есть студенты, которые каждый день приезжают на учебу с соседних населенных пунктов на автобусах, с друзьями или родителями. Данные учащиеся из-за сформировавшейся автотранспортной проблемы, выберут уехать домой на ближайшем рейсовом автобусе или машине, чем ждать после пары следующее транспортное средство. Есть и случаи непосещения пар по физической культуре только лишь по причине того, что студентам никак не интересно и скучно на занятиях.
Можно сделать вывод, что большинство студентов не осознаёт важности физической культуры для своего здоровья, но, тем не менее, посещают занятия. Полное освоение студентами профессиональными познаниями и умениями возможно при хорошем самочувствии, которое может быть получено ими при постоянных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом.
Литература:
- Горелов, А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О. Г. Румба, В. Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований. — 2008. — Вып. 6. — С. 28–33
- Аршавский И. А. К теории индивидуального развития (Биофизические аспекты) // Биофизика.
- Чайковский А. М., Шенкман С. В. Искусство быть здоровым. М., Физкультура и спорт, 1984
- Зайцева С. И., Иванова Е. В. физическая культура в жизни студентов.
- В сборнике: Научные дискуссии в эпоху мировой нестабильности: пути совершенствования. Материалы IV международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022.С.352–354.