В статье автор пытается определить оптимальную организацию наземного штурманского обеспечения в аэропортах, входящих в холдинговую структуру.
Ключевые слова: аэропорт, штурман, холдинг.
Осуществляя функцию оперативного управления производственно-технологическими процессами применительно к аэропортовому холдингу, имеется большая возможность планирования, учёта, контроля, анализа и регулирования смежных технологий, реализуемых в аэропортах.
Грамотное управление текущими событиями позволяет реализовывать меры, воздействующие на конкретные технологические процессы наземного обслуживания в аэропортах. Такие меры в том числе реализуются через принятие решений по изменению или модернизации используемых технологий по наземному обслуживанию с целью их оптимизации.
Реализуемая технология подразумевает соответствие требованиям Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации № 138 от 11.03.2010 г. (ФП ИВП), ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ № 128 от 31.07.2009 г. (ФАП-128), приказу Министра обороны РФ, Министерства транспорта РФ и Российского авиационно-космического агентства № 136/42/51 от 31.03.2002 г. (ФАПП), приказу Минтранса России от 31.10. 2014 года № 305 «Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации», совместного приказа от 29.12.2007г. Федеральной аэронавигационной службы № 139 и Министерства транспорта Российской Федерации № 202 «Об организации деятельности по изданию извещений для авиационного персонала (НОТАМ)».
В результате анализа деятельности штурманских служб в нескольких аэропортах, входящих в структуру аэропортового холдинга, могут быть выявлены следующие пункты для дальнейшей оптимизации:
1) Одинаковая должностная и организационная структура служб;
2) Единое функциональное значение штурманских служб в аэропортах;
3) Невысокая, но не менее важная и необходимая потребность в данной службе в обеспечение деятельности аэропорта.
До процесса организации технологии единого наземного штурманского обеспечения необходимо подробно проанализировать текущее состояние работы штурманских служб аэропортов, в которых предполагается реализация единой технологии штурманского обслуживания.
Согласно приказу Минтранса России от 31.10. 2014 года № 305 «Об утверждении Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации» штурманские службы в аэропортах осуществляют:
— сбор, обработку и формирование НОТАМ для подготовки бюллетеней предполётной информации по направлениям (маршрутам и регионам) полёта;
— проведение информационно-консультативного обслуживания экипажей воздушных судов на внутренних и международных линиях с выдачей НОТАМ по типу «Брифинг»;
— ведение контрольных экземпляров документов аэронавигационной информации;
— участие в ведении разделов инструкции по производству полетов (ИПП) и аэронавигационного паспорта аэродрома (АНПА);
— разработка схем маневрирования воздушных судов в районе аэродрома и внесение их в инструкции по производству полетов (ИПП) аэродрома;
— выполнение предварительных штурманских расчётов полёта.
Кроме того, в настоящее время авиакомпании создали подразделения, отвечающие за формирование необходимой полетной информации для экипажей с такими функциями как расчет маршрутной части полета, сбор аэронавигационной информации по каждому рейсу, определение необходимого количества топлива, учет метеоусловий, фактической загрузки, эксплуатационных минимумов аэродромов и другие.
Проанализировав действующие процессы в рассматриваемой службе, произведя расчеты по фактической производительности, изучив коммуникационные системы, имеет смысл обозначить цель по снижению затрат и выстраиванию эффективных по производительности процессов технологий.
В классическом примере структуры штурманской службы присутствуют должности старшего штурмана, дежурного штурмана в количестве 4 штатных единиц, техник по аэронавигационной информации.
Пример организационной структуры штурманской службы аэропорта представлен на рис.1.
Рис. 1. Пример организационной структуры штурманской службы аэропорта
При нахождении группы аэропортов в составе аэропортового холдинга с целью оптимизации работы штурманских служб группы аэропортов возможна организация единой штурманской службы.
При реализации такой концепции необходимо определить аэропорт, который будет являться обслуживающим центром остальных аэропортов, участвующих в проекте. Основная цель централизации деятельности: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы служб участвующих аэропортов.
Технология подразумевает организацию работ по взаимодействию оперативных дежурных, ответственных специалистов от аэропортов за взаимодействие, со штурманом отдела наземного штурманского обеспечения (ОНШО) аэропорта, выбранного головным в технологии, с целью обеспечения экипажей ВС, органов ОВД и заинтересованных служб аэронавигационной информацией и ограничениями по использованию воздушного пространства, а также своевременного уведомления службы аэронавигационной информации (САИ) о планируемых и непредвиденных изменениях на аэродромах южного кластера (издание НОТАМ).
В рамках реализации проекта единого наземного штурманского обеспечения можно определить следующий перечень задач, которые будут реализовываться усилиями централизованной штурманской службы:
— увеличение степени точности работы штурманов;
— возможность применения к разным случаям единую методологию;
— оперативная реакция на поступающие задачи;
— обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
— уменьшение расходов на организацию штурманской службы в аэропортах.
В результате централизованной организации работы образуется следующая штатная потребность в человеческих ресурсах:
— в головном аэропорту, как главным обслуживающим центром, сохраняется штурманская служба в полном объеме — 5 человек;
— дополнительное введение техника аэронавигационной информации в головном аэропорту;
— согласно имеющимся объемам взлетно-посадочных операций в аэропортах, участвующих в технологии, производится оптимизация штурманской службы (1–2 сотрудника).
Технология работы единого наземного штурманского обеспечения в неголовных аэропортах подразумевает работу штурманов в аэропортах по графику 5/2. После перехода на единое штурманское обеспечение, главная штурманская служба в одном из выбранных аэропортов осуществляет коммуникации напрямую со сменным начальником каждого аэропорта, что минимизирует риски невыполнения функционала, выполняемого штурманской удаленным способом на период отсутствия на рабочем месте в вечернее, ночное время, выходные и праздничные дни.
Исходя из анализа затрат всех участвующих в технологии аэропортах, можно сделать однозначный вывод об экономической эффективности технологии, которую можно и нужно реализовывать.